реферат философия. философия реф.. Практическое отношение человека к миру
Скачать 65.61 Kb.
|
1 2 Наука и техника: вчера и сегодня. «Плюсы» и «минусы» научно-технической революции (НТР). Научное и техническое творчество. Наука как главное условие развития техники. Три основных точки зрения на взаимоотношения науки и техники в обществе: 1) Наука играет определяющую роль, а техника – прикладная наука; наука производит знание, а техника – это знание применяет на практике. 2) Наука и техника – независимые, самостоятельные явления, которые влияют друг на друга: иногда техника использует научные результаты для своих целей, иногда наука использует технические устройства для решения своих задач. 3) Техника играет ведущую роль: наука развивалась под влиянием потребностей техники, которые в свою очередь диктуются нуждами производства. В истории много подтверждений тому: мельница часы, насосы, паровой двигатель и т.д. создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает термодинамика (Голубинцев, с. 470). Техника – два основных значения: 1) вне человека – технические средства, орудия труда; 2) внутри человека – навыки и умения. Исторически их удельный вес разный: докапиталистическое общество – преобладают простые орудия труда, поэтому конечный результат зависел от умений и навыков мастера. Научное знание при этом не требовалось – в традиционном обществе царило «рецептурное знание», которое получали как откровение в результате особых ритуалов (Костецкий). Знание передавалось от предков, оно священно, его нельзя менять. Основной принцип действий человека традиционного общества: «так делали боги, так делают люди». Таким образом, причина получения результата определенной последовательности действий – Боги, их воля. Главное – все сделать так, как предписано: люди могли даже выплавлять сталь, но они задумывались только над тем, как создать нужную температуру в печи и т.д. Они никогда не интересовались, как так происходит, что из одного материала получается другой. То есть человек использовал успешно законы природы, не понимая их. Наука – попытка понять деятельность, отделить в ней главное от второстепенного, раскрыть причины, определяющие результат. Наука – рационализация деятельности, поиск «оптимального пути» продвижения к результату с минимумом потерь и максимумом результата. А деятельность наиболее рациональна тогда, когда она опирается на знание законов природы, причинно-следственных связей. Для рецептурного знания человека традиционной культуры точное воспроизведение элементов ритуала – и есть причина успеха в деятельности. Почему из зерна, которое полагалось бросить в землю, что-то вырастало, зависит не от человека, он даже не знал, что вообще получится, главное – выполнить указания. Наука же пытается постигнуть, как же из зерна получается пшеница? И когда она связывает причины и следствия на основе рациональных методов, «боги» уже не нужны. Возникает необходимость точного знания не ритуалов, а законов причинно-следственных отношений. Нужно установить реальные причины возникновения чего-то, выделив их из потока событий случайных. Так рождается наука. Здесь же возникает необходимость отделить «субъективный фактор» результата деятельности, то есть мастера, человека: иногда у него получается лучше, иногда хуже и понять почему или что-то предвидеть в том, что в очередной раз получится у мастера невозможно, даже он не знает, что «выйдет». Поэтому естественный выход в том, чтобы заменить человека механизмом, техническим устройством. В механизме – результат однозначен, он зависит от устройства машины, который можно контролировать, совершенствовать и т.д. Так исторически ткацкий станок заменяет ткача. Действие человека понять сложно: один почему-то хорошо рисует, а другой шьет, третий почему-то ни то, ни другое не способен делать, сколько не учи. Все сложно с людьми. Но если действие человека заменить машиной, снимается зависимость результата от субъективных, неконтролируемых факторов. В технике практика получает устойчивую основу, не завися более от «неба». Закономерность: действие человека заменяется действием машины, машина рождает науку механику – первую из естественных наук, в которой уже есть все необходимое для научного творчества: приборы, теории и т.д. Наука обретает прочную опору: знание можно производить как ткани на ткацком станке – в массовом количестве. Вывод: наука как знание о реальных связях в природе, о закономерностях, проявляющихся в природных процессах, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств. После этого возникает производство, при котором главную роль играет знание о том, как действуют механические устройства – наука механика. И только позже в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техники, и науки о природе, исследующие природные процессы. До конца 19 века наука идет вслед за техникой (примеры – Голубинцев, с. 474). Изменение ситуации в конце 19 века: на основе открытий науки создаются целые отрасли промышленности – электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: до капитализма – ручные орудия труда, ученые не занимаются практическими проблемами, затем развитие производства на основе техники, возникновение современной науки из стремления понять устройство техники, затем обособление технических науки и наук о природе, которые до сих пор взаимодействуют. Технические проблемы стимулируют развитие науки, научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, обозначающее качественные преобразования в науке и технике во второй половине XX века (начало НТР – с середины 40-х гг.). Две главные предпосылки НТР: 1) Научно-техническая – успехи естествознания начала 20 века, переворот в науке, неклассическая наука, новая картина мира, открытия электрона, радиоактивности, рентгена, квантовой теории, открытие микромира и мира больших скоростей. Революционный переворот в технике, связанный с применением электричества в промышленности и на транспорте, изобретение радио, появление авиации, атомной энергии, кибернетики. 2) социальная – наука принимает небывалый социальный статус стратегической опоры общества, государственные проекты взаимодействия науки и промышленности, общенациональные научно-технические исследовательские программы, научная деятельность становится массовой профессией, высокий процент ВВП тратится на науку и технику и т.д. Основные черты НТР на современном этапе и ее главные научно-технические направления (Голубинцев, с. 476-478). НТР как перестройка всего технического базиса, технологического способа производства, социальной структуры общества, в том числе сферы образования и досуга. Резкий спад рабочей силы в сельском хозяйстве. Драматическое изменение в доле занятых в промышленности: в ущерб производительной сфере количество рабочих мест резко повысилось в пользу сферы услуг. В условиях экспансии сервисной экономики количественный показатель производства материальных благ не уменьшается, а даже увеличивается (Ж. Фурастье). Главный показатель: все большую долю общественного богатства составляют не материальные условия производства и труд, а знания и информация, которые становятся основным резервом современного производства в любой его форме – признак «информационного» общества. «Информационная эра» – потребление информационных продуктов постоянно возрастает, знание сейчас является важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источников творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса. Снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базовых производственных факторов, демассификация и дематериализация производства – становление постэкономического общества. Снижение роли и значения материальных стимулов, побуждающих человека к производству. Итак, НТР приводит к глобальной трансформации общества, которая несет свои «плюсы» и «минусы». Сциентизм о НТР как абсолютной социальной ценности: колоссальная производительность общественного труда, расширение масштабов производства, огромные результаты в овладении природой, на науке построена опора механизма современного развития. В последнее время – обнажение серьезных проблем, связанных с НТР: цели науки и общества пришли в противоречие, этические нормы науки едва ли не противоположны гуманистическим нормам и принципам, научный поиск вышел из-под морального контроля, сбросив сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны». Примеры: оружие массового уничтожения, чем талантливее ученый, тем более разрушителен результат его деятельности, усовершенствованные средства и технологии ведут к отчуждению, подавлению, к оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания (анализ А. Печчеи, «Римский клуб», у Голубинцева с. 482-484). Научное и техническое творчество. Наука как процесс, как особый вид человеческой деятельности, «духовное производство».Научное творчество: от ученых-одиночек до разветвленных систем научных учреждений, институтов, лабораторий, университетов (Голубинцев). Характеристики научного творчества: 1) Определенная система ценностей, особая мотивация – ценность истины, разума, нового знания. Особый менталитет и качества творческого ученого: рационализм, стремление к знанию, независимость суждений, готовность признать свои ошибки, честность, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, творческие способности, бескорыстность. 2) Определенный набор «инструментов» – технических устройств, аппаратуры, оснащенность которых во многом определяют результативность научного творчества. 3) Особые методы для получения нового знания: эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение) и теоретические (абстракции, обобщения и т.д., см. выше) и пр. 4) Особый способ организации научного творчества: сейчас это сложнейший социальный институт из трех составляющих – исследования, приложения и подготовка научных кадров. Сейчас все эти составляющие науки организованы в виде соответствующих учреждений: университеты, институты, академии, НИИ, КБ, лаборатории. Заключение Сегодня мы можем говорить лишь о периоде становления философии техники как специальной области философских исследований. Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное развитие техники настолько велика, что в настоящее время эта отрасль человеческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию и технизацию нашей жизни. Одно, во всяком случае, очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство неистового безумия нелюдей, или, что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже все поглотил, и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого смысла и содержания событий? Рассудок может конструировать такую возможность, однако, сознание нашей человеческой сущности будет твердить: это невозможно. Список используемой литературы 1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г.Горохов // «Философия», М.,2012. - 300 с. 2. Философия / под ред. В. Н. Лавриенко. – М. : Юрайт, 2013 3. Философия / под ред. А. Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА, 2014 4. Стёпин В.С. Философия науки и техники /В.С.Стёпин ,В.Г.Горохов , М.А.Розов // «Философия», М.,2011. - 240 с. 5. Философский энциклопедический словарь//«Советская энциклопедия», М.,2011. - 560 с. 6. Философия Мартина Хайдеггера и современность// «Наука» Сб. ст., М., 2013. - 340 с. 7. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2012. 8. Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб.пособие для филос. фак-тов ун-тов. 1 2 |