|
Практика филосоская теория сознания заполните таблицы (письменно)
ПРАКТИКА № 8. ФИЛОСОСКАЯ ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ
Заполните таблицы:
(письменно)
Таблица 1.
Дайте определение предложенным понятиям.
Определение понятий
Понятие
|
Определение
|
Сознание – это
| высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
|
Психика – это
| сложное понятие в психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как: Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
|
Отражение – это
| всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.
|
Мышление – это
| опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
|
Самосознание – это
| это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой.
|
Разум – это
| дна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания
|
Рассудок – это
| часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать. Важными характеристиками рассудка являются: строгое отделение понятий друг от друга. способность правильно классифицировать воспринимаемое. непротиворечиво систематизировать опыт и знание.
|
Язык – это
| это знаковая система произвольной природы, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях коммуникации и трансляции, включая операции мышления, приобретение, хранение, преобразование и передачу сообщений (сигналов, информации, знаний) и связанные процессы.
|
Таблица 2.
Напишите особенности понимания сознания (души) в каждом из предложенных исторических периодов времени. Проблема сознания в истории философии
Период времени
|
Представление о сознании (душе)
|
Античность
| гносеологический подход к сознанию. Сознающе-познающий субъект. В основе сознания лежат субъектно-объектные отношения. Человек – элемент Космоса. Он должен познать Космос, чтобы занять отведенное ему в нем место. Но здесь нет активности человека. По-Платону познание – припоминание того, что душа когда-то созерцала. Не творческая деятельность человека. Познание – знание первоначал. Античный человек жил Космосом и вещами, и философствовал о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответствующие идеи. У него еще нет навыка сосредотачивать внимание на самом себе и своем внутреннем мире. Поэтому античный космоцентризм породил и соответствующее представление о сознании, которое Платон и Аристотель метафорически представили какпечать на воске.
|
Средние века
| Средневековье ставит другие акценты. Оно привносит веру. Разум не всесилен. В душе человека отражается Бог и признается активность человеческой души через самопознание, саморазвитие. Здесь впервые происходит развитие человеческой личности. Но разумом ни мир, ни Бога познать невозможно. Познай самого себя – познай Бога в себе. Проблематика: напряжение Божественной и человеческой волей, образующее личностность человека (Августин об Истине и Душе). Сознание не сводится к знанию: «Я знал одно, а делал другое» (Августин). К вере через разум не придешь. Вера лежит в основании познания: «Если не поверите, то и не поймете» (Августин). Вера указывает направление Разуму (филос. 20 в. эти идеи). Культура христианства обострила потребность обращать внимание на свои переживания, внутреннее сосредоточение. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика этого общения – молитва. Исповедь стимулировала умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители открыли новую грань проблемы сознания.Сознание- не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, воспоминание о Божественном.
|
Новое время
| Реакция на догматизм Средневековья. Понятие Бога остается, но на первый план выходит интеллектуальная, рациональная составляющая (возникает деизм). Задача человека – познать законы механики. Отождествление Бога и природы (Спиноза). Задача: познать природу. Форма проявления сознания – знание. Человек – это чувства, эмоции, страхи, но и разумное существо. В человеке преобладает как достоинство – разум, которым он контролирует чувства и страсти, в этом его свобода. Свобода – осознанная необходимость. Сознание – это осознающее себя сознание. Необходимость сопоставления с действительным положением дел. Разум может давать и ложное знание - Ф.Бэкон: искаженные образы действительности - идолы рода (ограниченность ума, несовершенство органов чувств - присущи всем людям), идолы пещеры (индивидуальны, связаны с воспитанием), идолы рынка (неточность языка, присущи группам людей), идолы театра (слепая вера в авторитет, присущи группам). Самосознающий разум историческими превнесениями не изменяем. Сущность и природа человека связывается с осознанным мышлением (Декарт). В Новое время новая трактовка сознания. Внутреннее пространство духовного опыта человека сжимается до предметно-логического содержания и переживания, связанных с чувственностью. Бога в душе нет, и человеку не надо вспоминать свои переживания, связанные с Божественным. Он занят проблемами внешнего объективного мира (Декарта интересует не доказательство бытия Бога, а вопросы метафизического обоснования существования внешнего предметного мира).
|
Таблица 3.
Напишите особенности понимания проблемы соотношения сознания и материи в рамках предложенных направлений. Соотношение материи и сознания
Направление
|
Взгляд на соотношение материи и сознания
|
Физикализм
| крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
|
Умеренный (диалектический) материализм
| считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии
|
Солипсизм
| другой крайний взгляд на природу сознания, где сознание есть единственная достоверная реальность
|
Объективный идеализм
| признает наличие и сознания, и материи, однако сознанию отводится первичная роль
|
Таблица 4.
Напишите особенности понимания проблемы источника сознания в рамках предложенных направлений. Теории сознания
Направление
|
Происхождение сознания
|
Логический бихевиоризм
| Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в ментальном состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии. Мышление, надежда, восприятие, воспоминание и так далее — всё это должно пониматься либо как поведение, либо как обладание сложной диспозицией или склонностью к поведению. Сознание (mind) не является чем-то иным, помимо поведения, где под «поведением» подразумевают доступное общему наблюдению телесное поведение. Подобное сведение ментального к поведенческому логические бихевиористы отстаивают в качестве лингвистического тезиса — тезиса о том, как возможно употреблять в нашем языке психологические понятия типа «образ», «восприятие», «мысль», «память». И это, согласно логическим бихевиористам, возможно потому, что любое предложение (или набор предложений) о сознаниях может быть без изменения значения переведено в любое предложение (или набор предложений) относительно доступного общему наблюдению поведения. В этом суть логического бихевиоризма. До тех пор пока наша психологическая терминология не станет обозначать внешнее поведение, она не будет обладать значением.
|
Функционализм
| Одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в каузальной цепи переработки информации. Каузальная цепь состоит из входа, совокупности причинно связанных друг с другом психических состояний и выхода. Функционализм представляет собой попытку построить научную психологию без рассмотрения проблемы душа-тело. Он занимает внешне нейтральную позицию по отношению к материализму и дуализму.
|
Двухаспектная теория
| это теория о том, что ментальное и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая, по сути, не является ни ментальной, ни физической.
|
Электромагнитная теория
| теория, утверждающая что электромагнитное поле, производимое мозгом, есть фактический носитель сознательного опыта. Первоначально была предложена Джонджо Макфадденом, Сьюзен Покетт и E. Рой Джоном.
|
|
|
|