Главная страница
Навигация по странице:

  • Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-14.

  • Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 15-20.

  • Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 21-25.

  • Практикум № 1 (для слушателей гр. 6). Практикум 1 Ответы на задания практической работы внесите в лист ответов (приложение 1) или создайте собственный документ в формате


    Скачать 34.24 Kb.
    НазваниеПрактикум 1 Ответы на задания практической работы внесите в лист ответов (приложение 1) или создайте собственный документ в формате
    Дата31.03.2022
    Размер34.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактикум № 1 (для слушателей гр. 6).docx
    ТипПрактикум
    #431398

    Школа современного учителя. Литература

    Практикум № 1

    Ответы на задания практической работы внесите в лист ответов (приложение 1) или создайте собственный документ в формате Word по образцу. Задания необходимо прислать до 23.00 часов 13 октября на электронную почту Соколовой О.И. leylik-1969@yandex.ru !!!


    Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-14.

    Действие первое

     

    Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
    Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.

     

    Лопахин. Пришёл поезд, слава Богу. Который час?

    Дуняша. Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.

    Лопахин. На сколько же это опоздал поезд? Часа на два, по крайней мере. (Зевает и потягивается.) Я-то хорош, какого дурака свалял! Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал... Сидя уснул. Досада... Хоть бы ты меня разбудила.

    Дуняша. Я думала, что вы уехали. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.

    Лопахин. (Прислушивается.) Нет... Багаж получить, то да сё...

     

    Пауза.

     

    Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Лёгкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный – он тогда здесь на деревне в лавке торговал – ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт...»

    Пауза.

     

    Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком... (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

    Пауза.

     

    Дуняша. А собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут.

    Лопахин. Что ты, Дуняша, такая...

    Дуняша. Руки трясутся. Я в обморок упаду.

    Лопахин. Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и причёска тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.
    Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.
    Епиходов. (Поднимает букет.) Вот садовник прислал, говорит,

    в столовой поставить. (Отдаёт Дуняше букет.)

    Лопахин. И квасу мне принесёшь.

    Дуняша. Слушаю. (Уходит.)

    (А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»)

    1. Каково авторское определение жанра пьесы «Вишнёвый сад»?

    2. Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и принципы которого воплощены в пьесе «Вишнёвый сад».

    3. Каким термином обозначается та часть пьесы, которая предваряет основное действие и знакомит читателя с местом действия и основными героями?

    4. Начало фрагмента представляет собой небольшое авторское описание обстановки, пояснение к действию. Как оно называется?

    5. Установите соответствие между персонажами пьесы и их социальным положением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПЕРСОНАЖИ

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    А) Лопахин

    Б) Епиходов

    В) Трофимов

    1) студент

    2) помещик

    3) купец

    4) конторщик

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    А

    Б

    В










    6. Как называется мелкая подробность, имеющая важное значение для характеристики персонажа (книга в руке Лопахина, читая которую, он «ничего не понял»)?

    7. Говоря о Раневской, Лопахин погружается в воспоминания детства. Укажите термин, которым обозначается развёрнутое высказывание персонажа в драматическом произведении.

    8. Каким термином в литературе обозначается разговор двух или более лиц?

    9. Укажите термин, которым обозначают главное противоречие, лежащее в основе развития действия (например, расхождение во взглядах на жизнь, с одной стороны, Раневской и Гаева, с другой – Пети Трофимова и Ани).

    10. К какому роду литературы относится произведение А. П. Чехова «Вишневый сад»?

    11. Установите соответствие между персонажами произведения и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПЕРСОНАЖИ

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ

    А) Любовь Раневская

    Б) Лопахин

    В) Фирс

    1) уедет в Париж

    2) купит имение

    3) останется в брошенном доме

    4) поступит на службу к Рагулиным

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

    А

    Б

    В










    12. Как называется не высказанное прямо в тексте, а как бы вытекающее из некоторых реплик и деталей отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям, характерное для пьес А. П. Чехова?

    13. Какую фамилию носила Любовь Раневская до замужества?

    14. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных знаков. 

    В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», которая является ______________ по авторскому определению жанра, часто встречаются ______________, представляющие собой авторские пояснения, сопровождающие ход действия в пьесе.

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 15-20.

    Вельможа, по обыкновению, выходит: «Зачем вы? Зачем вы? А! — говорит, увидевши Копейкина, — ведь я уже объявил вам, что вы должны ожидать решения». — «Помилуйте, ваше высокопревосходительство, не имею, так сказать, куска хлеба...» — «Что же делать? Я для вас ничего не могу сделать: старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств». — «Но, ваше высокопревосходительство, сами можете, в некотором роде, судить, какие средства могу сыскать, не имея ни руки, ни ноги». — «Но, — говорит сановник, — согласитесь: я не могу вас содержать, в некотором роде, на свой счёт: у меня много раненых, все они имеют равное право... Вооружитесь терпением. Приедет государь, я могу вам дать честное слово, что его монаршая милость вас не оставит». — «Но, ваше высокопревосходительство, я не могу ждать», — говорит Копейкин, и говорит, в некотором отношении, грубо. Вельможе, понимаете, сделалось уже досадно. В самом деле: тут со всех сторон генералы ожидают решений, приказаний: дела, так сказать, важные, государственные, требующие самоскорейшего исполнения, — минута упущения может быть важна, — а тут ещё привязался сбоку неотвязчивый чёрт. «Извините, говорит, мне некогда... меня ждут дела важнее ваших». Напоминает способом, в некотором роде, тонким, что пора наконец и выйти. А мой Копейкин, — голод-то, знаете, пришпорил его: «Как хотите, ваше высокопревосходительство, говорит, не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию». Ну... можете представить: отвечать таким образом вельможе, которому стоит только слово — так вот уж и полетел вверх тарашки, так что и чёрт тебя не отыщет... Тут если нашему брату скажет чиновник, одним чином поменьше, подобное, так уж и грубость. Ну, а там размер-то, размер каков: генерал-аншеф и какой-нибудь капитан Копейкин! Девяносто рублей и нуль! Генерал, понимаете, больше ничего, как только взглянул, а взгляд — огнестрельное оружие: души уж нет — уж она ушла в пятки. А мой Копейкин, можете вообразить, ни с места, стоит как вкопанный. «Что же вы?» — говорит генерал и принял его, как говорится, в лопатки. Впрочем, сказать правду, обошёлся он ещё довольно милостиво: иной бы пугнул так, что дня три вертелась бы после того улица вверх ногами, а он сказал только: «Хорошо, говорит, если вам здесь дорого жить и вы не можете в столице покойно ожидать решенья вашей участи, так я вас вышлю на казённый счёт. Позвать фельдъегеря! препроводить его на место жительства!» А фельдъегерь уж там, понимаете, и стоит: трёхаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой... Вот его, раба Божия, схватили, судырь мой, да в тележку, с фельдъегерем. «Ну, — Копейкин думает, - по крайней мере не нужно платить прогонов, спасибо и за то». Вот он, судырь мой, едет на фельдъегере, да, едучи на фельдъегере, в некотором роде, так сказать, рассуждает сам себе: «Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе, — хорошо, говорит, я, говорит, найду средства!» Ну, уж как только его доставили на место и куда именно привезли, ничего этого неизвестно. Так, понимаете, и слухи о капитане Копейкине канули в реку забвения, в какую-нибудь эдакую Лету, как называют поэты. Но, позвольте, господа, вот тут-то и начинается, можно сказать, нить, завязка романа. Итак, куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой...».

      (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)
    15. Укажите род литературы, к которому относятся гоголевские «Мёртвые души».

    16. Разговор капитана-инвалида с генералом переходит в прямое столкновение, противостояние. Каким термином оно обозначается?

    17. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных знаков. 

    «Мёртвые души» — произведение, для которого характерно объективное сюжетное описание характеров и событий, четкая привязка ко времени и пространству. Это все дает нам право считать «Мертвые души» произведением, относящимся к _________ роду. Реализм как литературное направление, принципы которого нашли отражение в «Мёртвых душах», принято называть ___________.
    18. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешнего облика («А фельдъегерь уж там, понимаете, и стоит: трёхаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой...»)

    19. Установите соответствие между тремя персонажами «Мёртвых душ» и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.


    ПЕРСОНАЖИ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    А) губернатор

    Б) прокурор

    В) полицеймейстер

    1) неуклюжий человек, похожий на медведя

    2) взяточник, обложивший данью торговцев

    3) добряк, собственноручно вышивавший по тюлю

    4) «серьёзный» человек, часто подмигивающий собеседнику левым глазом

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    А

    Б

    В










    20. Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во 2 половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в гоголевских «Мёртвых душах»

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 21-25.

    Не думай о секундах свысока.
    Наступит время, сам поймешь, наверное, -
    свистят они,
    как пули у виска,
    мгновения,
    мгновения,
    мгновения.
    У каждого мгновенья свой резон,
    свои колокола, своя отметина,
    Мгновенья раздают — кому позор,
    кому бесславье, а кому бессмертие.
    Мгновения спрессованы в года,
    Мгновения спрессованы в столетия.
    И я не понимаю иногда,
    где первое мгновенье, где последнее.
    Из крохотных мгновений соткан дождь.
    Течет с небес вода обыкновенная.
    И ты, порой, почти полжизни ждешь,
    когда оно придет, твое мгновение.
    Придет оно, большое, как глоток,
    глоток воды во время зноя летнего.
    А в общем,
    надо просто помнить долг
    от первого мгновенья до последнего.
    Не думай о секундах свысока.
    Наступит время, сам поймешь, наверное, -
    свистят они,
    как пули у виска,
    мгновения,
    мгновения,
    мгновения.

    (Р. И. Рождественский «Мгновения», 1973)

    21. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

     

    Размышления _______ героя о жизни, о смысле человеческого существования, бытия дают основания причислить стихотворение Р. Рождественского к ________лирике.

    22. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении.

      1) неологизм

    2) метафора

    3) рефрен

    4) гротеск

    5) инверсия
    23. Начальные и финальные строки стихотворения Р.И. Рождественского перекликаются между собой. Как называется данный вид композиции?

    24. Определите средство выразительности, используемое автором в строках:

    Мгновения спрессованы в года,
    Мгновения спрессованы в столетия.

    25. Как в стихотворении Р. Рождественского раскрывается тема времени?

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

    Приложение 1

    Школа современного учителя. Литература.

    Лист ответов практической работы № 1.

    Группа № 6 – литература.

    ФИО слушателя (полностью) ___ Неустроева Ирина Александровна____

    Дата выполнения практикума _12.10.2021г.___

    1. комедия

    2. реализм

    3. экспозиция

    4. ремарка

    5.

    А

    Б

    В

    3

    4

    1


    6. деталь

    7. монолог

    8. диалог

    9. конфликт

    10. драма

    11.

    А

    Б

    В

    1

    2

    3


    12. подтекст

    13. Гаева

    14. комедией ремарки

    15. лиро-эпос

    16. конфликт

    17эпическому критическим

    18. портрет

    19.

    А

    Б

    В

    3

    4

    2


    20. реализм

    21.лирического философской

    22. 235

    23. кольцевая

    24. анафора

    25.

    В стихотворении Р. Рождественского «Мгновения» раскрывается тема быстротечности времени.

    Лирический герой призывает научиться ценить мгновения: «Не думай о секундах свысока». Он сравнивает мгновения с пулями, призывает быть внимательным и аккуратным с моментами, потому что порой приходиться ждать полжизни своего мгновения.

    Лирический герой задумывается об итогах человеческой жизни и ответственности человека перед собой и временем. Он считает, что именно по мгновениям можно судить о человеке: «Мгновенья раздают — кому позор,/кому бесславье, а кому бессмертие». Лирический герой считает, что самое главное «помнить долг от первого мгновенья до последнего». Для него самое важное в жизни — исполнять своё предназначение, выполняя долг перед своими современниками и собой.

    Я считаю, что Роберт Рождественский в своём стихотворении «Мгновения» поднимает не только тему быстротечности времени, но и тему ответственности человека перед собой и временем.


    написать администратору сайта