Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 8.2

  • _________________

  • СЛОЖНЫЕ ТРАНСПОЗИЦИИ Принципы

  • Метод 1.

  • Пример 1. История рисунков

  • Практикум «Методика решения комбинированных генетических задач». _МакМаллин Райан — Практикум по когнитивной терапии. Практикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York СанктПетербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15 Перевод с английского


    Скачать 3.33 Mb.
    НазваниеПрактикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York СанктПетербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15 Перевод с английского
    АнкорПрактикум «Методика решения комбинированных генетических задач
    Дата03.05.2023
    Размер3.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_МакМаллин Райан — Практикум по когнитивной терапии.pdf
    ТипПрактикум
    #1106587
    страница20 из 39
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39
    Дополнительная информация

    Скрытые и двойные картинки можно найти у Attneave (1968), Berger (1977), Block & Yuker (1989),
    Boring (1930), Dallenbach (1951) W. Ellis (1939), Fernberger (1950), Fisher (1967, 1968), Gregory (1977), Joyce
    (1994), Mach (1959), Martin (1914), Newhall (1952), Wever (1927). Один из лучших источников — работа М.
    С. Escher (1971).
    Таблица 8.2
    Правила трансформации
    1
    Чтобы изменить то, что мы видим, нужно:
    Чтобы изменить то, во что мы верим, нужно:
    Знать, какой образ мы хотим различить.
    Принимать помощь от тех, кто уже видит образ.
    Потратить столько времени на поиск образа, сколько необходимо.
    Искать!
    Продолжать попытки и не сдаваться.
    Пытаться различить части образа, если пока не удается увидеть его целиком.
    Вернуться и повторить попытки, если забыли, что видели.
    Продолжать практиковаться в различении образов,
    пока они не станут второй натурой, так чтобы их можно было видеть спонтанно и автоматически .
    Знать, какую установку мы хотим себе привить.
    Слушать своего терапевта, который видит и понимает новую когницию.
    Не ждать того, что мы мгновенно воспримем понимание терапевта.
    Искать! Не надо просто надеяться на то, что,
    проснувшись однажды, мы будем верить в новую идею.
    Продолжать попытки. Могут потребоваться месяцы для транспозиции убеждения.
    Попытаться принять убеждение частично, если не удается полностью.
    Если новое убеждение уступает позиции старому,
    начать работу заново, пока вы не укрепитесь в новом образе мыслей.
    Продолжать практиковаться в утверждении новых идей, пока они не станут привычными, а старые забудутся.
    _________________
    1
    За дополнительными подробностями об этих правилах обратитесь к описанию квантового изменения в разделе, посвященном сложным транспозициям. (Прим. авт.)
    СЛОЖНЫЕ ТРАНСПОЗИЦИИ
    Принципы
    Существует одна большая трудность в предыдущей технике — изображения для большинства клиентов слишком просты. Некоторые могут разглядеть изображение мгновенно,
    другим же может понадобиться на это от пяти до десяти минут. Но помощь клиенту в изменении его собственных убеждений — занятие куда более сложное. Клиентам могут понадобиться месяцы или даже годы, чтобы совершить основной когнитивный сдвиг, так что, если даже они с удовольствием готовы потратить 10-15 минут на поиски скрытого изображения, они могут не захотеть искать новую мысль в течение нескольких месяцев.
    Для того чтобы приблизиться к уровню сложности, присущему изменению установок,
    необходимо задействовать более сложные изображения. Для нахождения образа эти картинки требуют от клиентов больших затрат времени и усилий, которые приближаются к затратам усилий на изменение убеждений.
    Метод

    1. Покажите клиенту одно из изображений, представленных на рис. 8.6, 8.7, 8.8, 8.9, или подберите его сами.
    2. Объясните клиенту/что рисунок похож на его убеждения. Попытки увидеть рациональную идею в своей жизни подобны попыткам найти какой-нибудь смысл в этих рисунках.
    3. Наиболее важная часть упражнения — отслеживать, как клиент справляется с фрустрацией, возникающей, когда он не может увидеть изображение. (Особенно на картинке 8.6 с коровой.) Разочаровывается и бросает? Злится на вас, что вы показали ему эту картинку?
    Отказывается продолжать? Ругает себя, если не находит образ? Обвиняет вас в том, что вы ошибаетесь и на рисунке нет никакого образа?
    4. Попросите клиента во время выполнения задания сообщать вам обо всех чувствах и мыслях, возникающих в потоке сознания. Записывайте все его комментарии и ваши наблюдения за поведением клиента, когда он рассматривает изображение.
    Рис. 8.6. Замаскированная корова. Создана Leo Potishman и опубликована Dallenbach, 1951 5. Расскажите клиенту о том, что его фрустрация, злость на себя, чувство неполноценности, вызванные заданием, по всей вероятности, похожи на те чувства и мысли,
    которые возникают у него во время работы над когнициями. Обсудите подробно эту зависимость.
    Любая проблема, появляющаяся у клиента при рассматривании сложных изображений, возрастет,
    когда он начнет изменять свои убеждения. Таким образом, если он сдается или начинает сердиться на вас, то, видимо, он поступит так же и со своими убеждениями.
    6. Помогите клиенту решить эти проблемы, чтобы он мог успешно завершить задание.
    Если он слишком напряжен, научите его расслабляться во время упражнения, если ругает себя,
    помогите ему оспорить свои мысли, если ему хочется все бросить, мотивируйте его на продолжение. В любом случае предлагайте свою помощь, пока ему не удастся успешно закончить упражнение.

    Рис. 8.7. Можете ли вы доверять этому человеку?
    Ответ написан у него на лице. (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)
    Рис. 8.8. Это слово можно прочитать на трех языках: английском, китайском и японском.
    Это название города.
    (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)
    Рис. 8.9. Что это? (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)
    7. Покажите клиенту, что приемы, которые он использовал при решении рисуночной головоломки, подобны тем, что он применяет при транспозиции своих убеждений. Перечислите все исправления и попросите клиента записать их, чтобы к ним можно было обратиться впоследствии.
    Пример 1. История рисунков
    Некоторым читателям может показаться интересной история, не имеющая отношения к тому, как я использую изображения для обучения перцептивному сдвигу. Рассказ этот может также объяснить, почему рисунки мне кажутся такими важными в когнитивно-реструктурирующей терапии.
    Квантовые скачки
    Как-то я заметил, что когнитивные изменения сложны практически для всех клиентов; они требуют огромных усилий, и для многих клиентов оказывается проще продолжать мыслить по-старому, чем тратить силы на то, чтобы увидеть что-то новое. Тем не менее некоторые приобретают новые навыки, приобретают новый опыт, меняют установки.
    Эти изменения обычно происходят очень медленно. Учится ли клиент ассертивности, работает ли с чувством вины, борется с тревогой или строит счастливый брак, необходимы годы практики. Как будто взбираясь на гору, большинство клиентов медленно передвигаются с одного скалистого выступа на другой,
    постепенно поднимаясь к вершине. Когда они ее достигнут, им откроется более широкий вид и они почувствуют себя сильнее из-за того, что совершили это восхождение. Другие клиенты сходят с середины пути, ощущая, что им не хватает терпения и стойкости, необходимых для достижения своей цели.
    В то время как большая часть клиентов следует этой модели, некоторые клиенты совершают резкие перемены. За несколько дней они изменяют образ мыслей, которого придерживались всю жизнь. Как будто,
    забираясь на гору, они вдруг запрыгнули на ее вершину — сделали квантовый скачок.
    Эти скачки поражали меня. Как мог клиент, который 30 лет верил в один и тот же нонсенс, вдруг совершенно от него отказаться? Как за несколько часов или дней он смог изменить то, на стройтельство чего ушла вся жизнь? Что стоит за этими скачками, какие принципы?
    Впервые мне пришлось наблюдать квантовый скачок, когда я был студентом в одном южном университете. В один из субботних дней должна была состояться загородная проповедь, недалеко от кампуса. Тот день у меня был свободен, и любопытства ради я решил туда сходить.
    В открытом поле я увидел огромный брезентовый тент, натянутый над четырьмя сотнями складных стульев. Было жарко и влажно, как в бане, люди стекались со всех сторон и рассаживались. Длинноволосый священник вышел вперед, напыщенно и неистово рассказывая об ужасах ада, описывая, как мы все будем жариться на вечном огне — охваченные болью, зловонием горящей плоти и стенаниями. Пришедшие люди походили на фермеров, они были в рабочей одежде и выглядели так, как будто только что закончили вспахивать свои поля. Поначалу я не увидел никого из университета, это была не та служба, которую посещают студенты. Но затем я заметил Роя, юного первокурсника, который приходил ко мне на один сеанс в студенческий консультативный центр. Он был из местных и посещал университет по стипендии футбольного клуба, специализируясь в физвоспитании; его послали ко мне по поводу серьезных проблем с наркотиками.
    Он сильно пил, и его куратор беспокоился, как бы он не бросил команду и не был исключен из университета.
    Из одного сеанса, который он прошел, стало ясно, что он не собирался ничего менять.
    Рой вместе с остальными слушал священника, живописующего ужасы ада; тот разглагольствовал около часа, и люди все больше и больше мрачнели. Некоторые рыдали и выкрикивали: «Спаси меня!» Другие вскакивали, пронзительно крича. Когда описание священника достигло крещендо, он сказал: «Это место,
    которое Господь приготовил для лжецов (аудитория заревела), безбожников (рев), хиппи (свист), пьяниц и наркоманов (рев и свист), блудников (рев усилился) и прелюбодеев (взрыв стонов)». Затем священник вдруг предупредил, что избежать вечного огня проклятия можно, отрекшись от дьявола и придя к Иисусу прямо сейчас. «Выходите вперед и вставайте рядом с Иисусом». Сначала вышла маленькая старушка, плача и потрясая руками. Затем еще и еще, и скоро все проходы заполнились людьми, которые, подняв руки и плача,
    выходили вперед с криками: «Спаси меня, Иисусе!» Я заметил, что Рой вышел вместе с остальными.
    Священник поблагодарил Иисуса за спасение грешных и затем подробно описал, на что похож рай.
    Он сказал, что на небесах мы встретимся со всеми друзьями и родственниками, ушедшими к Господу раньше,
    что все наши немощи искупятся. Мы будем вечно молоды, будем говорить с пророками и найдем покой и утешение в объятьях Иисуса. Он продолжал в том же духе какое-то время, после чего люди пропели гимны
    (пели почти все), и проповедь закончилась.
    Несколько месяцев спустя я встретил Роя в кампусе и поинтересовался, как у него дела. Он сказал,
    что бросил пить и употреблять наркотики, создал футбольную команду и неплохо учится. Я видел его еще несколько раз, и все время он говорил одно и то же. Дела у него шли хорошо, он держался вдали от наркотиков и спиртного и состоял в футбольной команде. Рой совершил квантовый скачок, и все благодаря той загородной проповеди.
    В течение жизни мне приходилось видеть и другие квантовые скачки. Хотя большинство клиентов боролись и упорно работали, добиваясь изменений меленькими, медленными шажочками, всегда находилось
    10 процентов таких, кто совершал резкие, разительные перемены.
    Я никак не мог понять, как некоторым людям удавалось сделать такие сдвиги, пока мне не представился шанс понять это в университетской библиотеке. Я искал статьи для книги и рылся в старом немецком психологическом журнале, и в нем я заметил статью о скрытых изображениях. Один необычный рисунок, подписанный как набросок коровы, привлек мое внимание. Для меня он выглядел как масса бессмысленных пятен, и я отложил его в сторону. Через несколько недель я пришел в туже библиотеку и начал просматривать тот же журнал. Я снова натолкнулся на картинку с коровой, но опять не смог ее там увидеть. Я подумал: «Дурацкая картинка. Нет там никакой коровы!» Я отложил статью в сторону и начал работать над чем-то другим. Но перед тем, как уйти из библиотеки, я взглянул на картинку, лежащую на краю стола, и образ проявился — голова и передняя часть коровы. Сдвиг не был постепенным, он случился вне- запно — визуальная метаморфоза, перцептивный квантовый скачок. Я сразу же вспомнил Роя. Он тоже понял что-то внезапно, вдруг. Может ли статься, что проявление образа на рисунке подобно возникновению в нашем уме новой установки? Несмотря на то что первое относится к перцепции, а второе — к мышлению,
    если терапевт поймет, как образ внезапно выскакивает из рисунка, он может осознать, как некоторым клиентам удается совершить квантовые скачки.
    С годами у меня скопились для исследования такие кипы этих картинок, что это начинает уже смущать. Коллеги должны дважды подумать, прежде чем позвать меня на консилиум или семинар: «Если мы пригласим доктора Мак-Маллана, он начнет опять показывать свои проклятые картинки». И все же эти картинки — лучшая аналогия, которую мне удалось найти для объяснения сложных принципов психологии.
    Это мой ключ к пониманию когнитивных перемен и роста. Я считаю, что они объясняют, как клиенты совер- шают квантовые скачки.
    Когда клиенты смотрят на корову, что они видят? У многих не получается увидеть корову сразу.
    Фактически это могут немногие. Если клиенты не видят ее, это меня не удивляет. Это одна из самых сложных картинок в моей коллекции, и требуется время (иногда недели), для того чтобы корова появилась. Клиенты видят ее, когда их мозг готов к этому.
    Но что важнее затраченного на поиск коровы времени, так это сам процесс, который проходят клиенты. Как им вдруг удается увидеть то, чего они вообще не могли разглядеть? Рисунок не изменился, он остается одним и тем же независимо от того, видят они корову или нет. Изображение на сетчатке то же.
    Зрительный нерв и информация, поступающая в затылочную зону мозга, не изменились. Единственное различие заключается в том, что делает головной мозг после этого — как он организует сырые данные.
    Кляксы на бумаге остаются бессмысленными пятнами или превращаются в корову. Когда клиенты видят
    корову, это происходит благодаря трансформации, произведенной их мозгом. Только мозг является причиной квантового скачка.
    В упражнении имеет значение, скорее, не то, видит ли человек корову, а то, какими он пользуется правилами для различения и понимания образов. Почему наш мозг может создать корову? Какие принципы лежат в основе перехода от видения бессмыслицы к видению изображения? Какие приемы используют клиенты?
    Когда я прошу клиентов описать, как им удалось увидеть корову, некоторые отвечают очень быстро.
    Они говорят, что это легко, все, что нужно сделать, это посмотреть на ту или иную часть рисунка, и корова появится. Если вы приглядитесь к левому краю, вы заметите кусочек ее правого уха, внизу находится нос,
    ближе к середине — левый глаз.
    Несмотря на очевидность логики такого взгляда, он мне кажется неточным. Дело не в том, куда смотрит клиент, а в том, что мозг делает со зрительной информацией. Клиенты могут пристально смотреть в одну точку рисунка, не переводя взгляд, и все-таки различать корову.
    Способ, с помощью которого мозг создает образ коровы на рисунке, похож на то, каким образом он совершает квантовые скачки. Картинка — это ключ. Что справедливо для нее, справедливо и для их установок. В своей работе с клиентами я обнаружил пять элементов, представляющихся важными как для различения скрытых изображений, так и для изменения застаревших убеждений. Эти принципы лежат в основе всех квантовых скачков: готовность, руководство, гибкость, время и повторение.
    Готовность
    Первый элемент, готовность, относится к тому факту, что клиенты должны быть в достаточной степени мотивированы на то, чтобы посмотреть на мир по-новому. Если они жестко и непреклонно держатся за старые взгляды, для новых установок места не остается. Если они смотрят на картину и ничего не видят, а затем упрямо настаивают на том, что там нечего смотреть и невозможно это сделать по-другому, они никогда не разглядят корову.
    Тот же принцип верен и для убеждений. Если клиенты абсолютно уверены в своей правоте и не допускают возможности того, что они заблуждаются, они никогда не изменят свой образ мыслей. Один клиент, с которым я имел дело, был абсолютно уверен в том, что он слабый, пассивный и посредственный человек. Он постоянно пытался компенсировать это крутым и жестоким поведением — синдром невысокого мужчины. Правда заключалась в том, что он не был тем, за кого себя принимал. Он не был ни слабым, ни пассивным — фактически он был слишком агрессивным и жестоким. Но из-за своего восприятия он продолжал делать себя круче и жестче. Он довел себя до того, что стал совершенно несносен, никто не мог находиться рядом с ним, он был отовсюду уволен и растерял всех своих подружек.
    Когда ему указали на ошибочность его самовосприятия, он отказывался слушать. Он непреклонно отрицал возможность того, что он может заблуждаться, и не хотел принимать то, что можно по-иному посмотреть на себя. Он так и не изменился, все так же не может удержаться на работе, не обзавелся друзьями, не устроил личную жизнь — и все из-за своей гиперагрессивности.
    Руководство
    Второй принцип, лежащий в основе квантовых скачков, — это руководство. Увидеть что-то новое легче с помощью того, кому уже удалось принять новый взгляд. Лучшие наставники в этом отношении — члены терапевтических групп, уже совершившие квантовые скачки. Они точно знают, что нужно искать, и могут помочь другим. Корову легче разглядеть, когда тебе подсказали, что нужно ее увидеть: если ты ищешь меридиан долготы, то будешь искать его вечно.
    Таким образом, тот, кто принял новые установки, лучше может научить других понять их. Это может объяснить, почему такие группы самопомощи, как «Анонимные алкоголики»
    1
    и другие, настолько благотворны для их участников. Наркоманам-кокаинистам полезно слушать восстанавливающихся от зависимости клиентов, агорафо-бики учатся у людей, которые смогли справиться со своей паникой, люди, переживающие скорбь, находят благотворными группы для жертв стихийных бедствий. Все эти выздоравливающие люди уже сделали свои квантовые скачки и способны показывать дорогу начинающим клиентам.
    Гибкость
    Третий принцип — гибкость. Клиентам, чтобы осуществить перцептивный скачок, нужно испробовать различные стратегии. Чтобы увидеть корову, им может понадобиться посмотреть на рисунок с разных сторон,
    поднести поближе к глазам или подальше. Возможно, им нужно будет отложить картинку на время и посмотреть на нее позднее. Так или иначе им необходимо варьировать стратегии, а не пытаться использовать один и тот же метод.
    Эта посылка верна и в отношении убеждений. Чтобы изменить установку, клиенты должны каждый раз смотреть на свои убеждения по-новому, пока им не удастся произвести желаемый сдвиг. Клиенты,
    которые пытаются проделывать одно и то же снова и снова, никогда его не добьются. Клиенты, пришедшие к изменениям, применяли самые разные стратегии. Они ослабляли старые установки и усиливали новые.
    Некоторые могли связать убеждение с
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39


    написать администратору сайта