Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические материалы по русскому языку

  • Методические рекомендации

  • Методические материалы по литературе

  • Вопросы и задания

  • Исследовательские задания

  • Исследовательское задание

  • Практикум по разработке учебных заданий. Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательных программ


    Скачать 38.87 Kb.
    НазваниеПрактикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательных программ
    Дата20.05.2022
    Размер38.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактикум по разработке учебных заданий.docx
    ТипПрактикум
    #540400

    Тема 2.3

    Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательных программ

    Методические материалы по русскому языку

    Задание 1. Синтаксис. «Сложное предложение» (составлено с опорой на методическую систему Г.Г. Граник)

    Прочитайте текст

    Учёные придумали весёлые названия для сложных предложений: «гуси» и «матрёшки». Что же подсказало им обратиться к столь ярким образам?

    Если части конструкции следуют одна за другой, гуськом, то такие предложения называются «гуси». Можно привести следующий пример: «Когда Кремлёвские куранты на Красной площади бьют двенадцать, над входом в Театр кукол Сергея Владимировича Образцова оживают сказочные часы». А предложения, части которых располагаются одна в другой, как матрёшка, можно и назвать «матрёшками». Например: «Музей, где живут куклы из разных стран мира, находится на нижнем этаже театра Образцова». Так может быть построено только сложноподчинённое предложение.

    Итак, становится понятно, что в образных названиях сложных предложений отражён способ расположения их частей.

    Методические рекомендации:

    На первом этапе работы с текстом необходимо разобрать всё, что связано с содержанием текста. (Что узнали из прочитанного текста?) Лексическое значение всех слов, вызвавших затруднение в понимании, обязательно растолковать. «Фоновый» материал представить наглядно (Кремлёвские куранты, Красная площадь, Театр кукол Сергея Владимировича Образцова, музей театра Образцова). На уроке минимум пояснений даёт учитель, развёрнутые сообщения можно предложить в качестве домашнего задания.

    На втором этапе – рассмотреть лингвистические аспекты (на основе известного добавляем новое о следующих лингвистических единицах: текст, предложение, грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, виды предложений, простое, сложное, осложнённое).

    На третьем этапе разбираем особенности строения сложных предложений («гусей» и «матрёшек»). Обращаем внимание на примеры из текста и предложения-объяснения (Если части конструкции следуют одна за другой, гуськом, то такие предложения называются «гуси». А предложения, части которых располагаются одна в другой, как матрёшка, можно и назвать «матрёшками».) Их конструкция также соответствует структуре «гуся» и «матрёшки». «Гуси»: ССП и СПП. «Матрёшки» – только СПП («Так … только» – указание из текста).

    Домашнее задание (варианты):

    - текст даёт возможность предложить исследовательские задания;

    - расскажите о том, что узнали, используя в своей письменной речи разные виды предложений: простые, осложнённые, сложные (можно углубить);

    - конструирование текста: части, составные элементы, средства связи (местоимения, синонимы, вводное слово) и т.д.

    - задания по синтаксису, пунктуации (подчеркнуть основы, можно предложить текст без знаков препинания, либо объяснить поставленные знаки);

    - задание творческого характера: поделитесь интересными идеями образных названий, которыми, на ваш взгляд, можно обозначить понятия (простое – сложное предложения, простое – осложнённое предложения, осложнённое – сложное предложения, виды сложных предложений и т.д.). Постройте ответ по подобию исходного текста: Т-А-В (можно сформулировать критерии и дать их как памятку).

    - дополнительные задания по уровням языка, орфографии, пунктуации, анализ категории одушевлённости-неодушевлённости (кукол) и т.д.

    Учимся сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

    Задание 2. Лингвистические единицы. Звук – буква

    Буква одна, а звуки разные. Почему?

    О - [о] ударная позиция

    [а] безударная позиция (I)

    [ъ] «ер» безударная позиция (II) звучит как «ы-тихое»

    А - [а] в ударной и безударной позиции. Почему?

    [ы] орфоэпические нормы (ржаной, лошадей)

    Я - [,] [а] - мял

    [,] [и/э] - пятнадцать

    [,] [ь] («и-тихое») - деревня

    [j,] [а] - яблоко

    [j,] [и/э] - Ямал

    [j,] [ь] – синяя

    или обратные задания

    [Щ,] – щ (щепетильный – ЛЗ, этимология), сч (расчёт)

    тс - [ц] (тся, ться)

    Материал для конструирования заданий:

    1. Записать все возможные звуки букв Е, Ё, Ю. Подобрать примеры слов.

    2. Д - [д] [д,] [т] [т,]. Подобрать примеры.

    Работа с фонетическими единицами для решения орфографических задач. Наблюдение за лингвистическими явлениями, лингвистический эксперимент.

    Задание 3. Лингвистические единицы. Морфемика

    Выполните морфемный разбор слова «село»

    се-л-о (гл.) – сел-о (сущ.)

    *Морфологический разбор (нужен контекст)

    Задание 4. Лингвистические единицы. Словообразование, орфография

    Определите часть речи и способ образования слов:

    (семена) рассеяны – (дети) рассеянны

    Закрепление орфографических норм.

    Задание 5. Лингвистические единицы. Синтаксис (составлено с опорой на методическую систему Г.Г. Граник)

    1. «Опасности» в сложных предложениях (поставьте недостающие знаки препинания)

    а) На противоположном берегу реки остановилась белая олениха и пристально смотрела на мальчика.

    Всё стихло и всё молчит.

    б) В кухне злится повариха

    Плачет у станка ткачиха

    И завидуют оне

    Государевой жене.

    Сколько частей в предложении? (Схема, пунктуационный разбор)

    Слово «оне» написано с ошибкой? (исследовательское задание)

    Задание 6. Синтаксис (составлено с опорой на методическую систему Г.Г. Граник)

    Знакомьтесь: перед вами предложения «карлики» и предложения «великаны»

    1) Алиса Селезнёва с папой возвращалась на корабле «Пегас» из космической экспедиции за редкими животными для Московского Космозо (космического зоопарка).

    2) Совершенно фантастическим образом Алиса попала в экспедицию археолога Громозеки на безымянной и совершенно пустой планете.

    3) Все засмеялись(,) и никто не слушал Алису всерьёз.

    4) Громозека фотографировал на загадочной планете всё(,) что он видел.

    5) Внезапно в конце корабля(,) где был люк(,) появилась тонкая полоска света.

    Объясните лексическое значение слова «археолог».

    Почему одни предложения названы «карлики», другие – «великаны»?

    Расставьте знаки препинания.

    Выполните синтаксический разбор.

    Выполните пунктуационный разбор.

    Задание 7. Синтаксис (составлено с опорой на методическую систему Г.Г. Граник)

    Бременские музыканты пели весёлые песни, которые путешествовали повсюду. Возле клетки с павлинами стояло много зевак, которые распустили свои пышные хвосты. Около поезда стоял проводник, на котором приехали дети.

    Имеют ли предложения смысл? Почему? (Правильно ли построены предложения?)

    Что необходимо сделать, чтобы устранить бессмыслицу? (правильное строение – «матрёшка»)

    Правильный вариант:

    Бременские музыканты, которые путешествовали повсюду, пели весёлые песни. Возле клетки с павлинами, которые распустили свои пышные хвосты, стояло много зевак. Около поезда, на котором приехали дети, стоял проводник.

    В заданиях 5, 6, 7 есть «фоновый» материал, проверяющий начитанность. Задача учителя: не оставлять без внимания этот потенциал.

    Задание 8. Морфология (составлено с опорой на методическую систему Г.Г. Граник)

    Прочитайте текст (чтение с остановками)

    Пословица похожа на орешек. (Остановиться и спросить, как можно понять первое предложение). Вот что написала об этом учёный О.В. Соболева: «В пословице часто, как в орешке, есть скорлупка и ядрышко. (Остановка. Как теперь можно объяснить? Показать изображение грецкого ореха) Скорлупка – это событие, описанное в тексте. Возьмём, например, пословицу «В бездонную бочку воды не натаскаешь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы – это самая важная мысль. Она как бы прячется за скорлупкой-событием. Поэтому мысль можно сравнить с ядрышком ореха».

    Подумайте, какая мысль «спрятана» в пословице «В бездонную бочку воды не натаскаешь». (Ученики предлагают варианты толкования)

    Вот эта мысль: не надо тратить силы на невыполнимые, бессмысленные дела.

    Щёлкать орешки-пословицы, то есть находить в пословице «спрятанную» мысль, непросто, но постепенно вы сможете этому научиться. Обдумывайте каждую пословицу, ищите в ней за простой скорлупкой драгоценное ядрышко – и вы обогатитесь многими красивыми и мудрыми мыслями.

    По тексту можно предложить задания по теме «Глагол» (найти, выписать): например, инфинитив, время, наклонение, лицо, число, род, морфемы и др. Какие слова, кроме глаголов, в тексте являются сказуемыми? Учитель уточняет, какими частями речи они являются.

    Задание 9. Орфография (составлено с опорой на методическую систему Г.Г. Граник)

    1. Перед вами две группы пословиц.

    В первой – русские, во второй – других народов. Подберите к каждой из пословиц первой группы близкую по смыслу пословицу из второй группы и запишите их попарно, вставляя пропущенные окончания и раскрывая скобки. Выделите окончания и объясните их правописание.

    1. На чужой роток (не)накин… платок. 2) Что написано пером, того (не)выруби… топором. 3) Слезами горю (не)помож… . 4) Без труда (не)вын… и рыбки из пруда.

    А) Без труда (не)получ… и медяка. Б) Слезами горя (не)смо… . В) Написанное на бумаге и боги (не)сотрут. Г) Язык на замок и кузнец запереть (не)мож… .

    Домашнее задание: узнать, какому народу принадлежит каждая пословица.

    Можно предложить проектное задание.

    Методические материалы по литературе

    Прочитайте текст

    Миф о Солнце

    Лежала Мать-Сыра Земля во мраке и стуже: ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.

    Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного светила. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами. Из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки. И всё жило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле.

    Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил сё, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.

    (В пересказе Л. Мельникова-Печерского)

    После чтения текста необходимый этап – работа с лексическим значением незнакомых слов. Также важно отметить языковые особенности текста.

    Вопросы и задания

    (можно в парах или в группах)

    1. Что вам больше всего запомнилось в тексте? С каким настроением вы прочтёте понравившиеся вам строки?

     

    1. Обратите внимание на название текста. Как вы думаете, почему в мифе о Солнце важным образом является не только Ярило, но и Мать-Сыра Земля? Дайте толкование имён этих персонажей.



    1. Опишите, что происходит с миром после того, как солнце осветило землю. Дополните описание картинами, которые возникают в вашем воображении.



    1. Почему о солнце и о земле в мифе рассказывается как о живых существах?



    1.  Выпишите из    текста несколько понравившихся вам слов, которые употреблены в переносном значении. Объясните, как вы их понимаете.

    Исследовательские задания:

    1.  Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?



    1. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?



    1. Прочитайте следующий комментарий: «В славянской мифологии есть разные воплощения солнца. Чаще всего подчёркнуто триединство Ярилы, Купалы и Даждь-бога (Даждьбога). Ярило пробуждал природу весной, Купало (Купала) даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая. Даждьбог — бог солнца, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно. Купало — бог летнего солнца. Ярило божество, похожее па Купалу, только оживающее весной». Что этот текст уточняет в нашем представлении о боге солнца? Найдите иллюстрации, изображающие славянских богов.



    1. В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Знаете ли вы мифы, рассказывающие об этих богах. Познакомьте своих одноклассников с ними. (Мифы других народов о солнце). (Иллюстрации, произведения фольклора)



    1. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?

    Домашнее задание:

    Познакомиться с другими (славянскими, других народов) мифами. Пересказать понравившийся.

    Посмотреть видеоресурсы (мультфильмы, памятники культуры)

    Посмотреть в словаре толкование слова «миф» и выделить жанровые особенности мифа.

    Примеры заданий для учащихся старших классов

    1. Прочитайте текст

    А.С. Пушкин внимательно изучает живую речь народа, язык и стиль произведений устного народного творчества. «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики напрасно ими презирают», – читаем в одной из заметок поэта.

    Именно в произведениях А.С. Пушкина произошло гармоничное слияние элементов русского литературного языка с элементами живой народной речи. В набросках предисловия к «Борису Годунову» Пушкин пишет: «… нам наскучила правильность и совершенство классической древности, утомлённый вкус требует иных, сильнейших ощущений и ищет их в мутных, но кипящих источниках новой, народной поэзии».

    Интерес поэта к народной речи связан с ростом реалистического метода в его творчестве. Любой предмет, любое явление действительности, быт, нравы, обычаи русских людей – всё считается достойным пера поэта-реалиста. «Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно, что для них была проза, то для него поэзия», – отмечал В.Г. Белинский. Сам поэт объявляет о новом стилистическом кредо в «Отрывках из путешествия Онегина»:

    Смирились вы, моей весны

    Высокопарные мечтанья,

    И в поэтический бокал

    Воды я много подмешал.

    Иные нужны мне картины:

    Люблю песчаный косогор,

    Перед избушкой две рябины,

    Калитку, сломанный забор…

    С середины 20-х годов ХIХ века живая народная речь с её реалистической ясностью и экспрессивностью становится основой многих литературных произведений А.С. Пушкина, хотя следует отметить, что отбор слов и выражений из народной речи, как и выбор других языковых средств, подчинён в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности, который до сих пор является ведущим в поэтическом словоупотреблении. Пушкин сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка.

    Что же отбирает из народной речи Пушкин и в каких произведениях использует элементы живой речи? «Пушкин вводил в литературу лишь то, что было общепонятно и могло получить общенациональное признание», – подчёркивал учёный-лингвист В.В. Виноградов. Для описания особенностей русской жизни в деревне и создания национального и местного колорита поэт широко использует бытовую лексику народной речи («щи», «печка», «веник» и др.). Для создания речевой характеристики героя (солдата, крестьянина, ямщика) выбирает просторечные и простонародные слова: «квартеру», «тёмно», «робята», «зашибло» и др.). В произведениях, стилизованных под фольклор, Пушкин использует слова, формы и художественно-изобразительные средства устного народного творчества («Погулять по морю, по синему»).

    Позднее Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский шире раздвинут границы языка художественной литературы для принятия многих слов и выражений «областных наречий и профессиональных говоров».


    1. Объясните своё понимание значимости А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка.

    2. Какова роль цитат в данном тексте?

    3. Сформулируйте лексическое значение слова «презирают», употреблённое в первом абзаце? Каково значение этого слова на современном этапе развития языка?

    4. Какие лингвистические термины соответствуют выражению «областные наречия и профессиональные говоры»?

    5. Растолкуйте принцип «соразмерности и сообразности», который, по мнению А.С. Пушкина, подчёркивает «истинный вкус» во владении языком.

    6. Исследовательское задание: приведите примеры использования живой народной речи из произведений А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского и др.).





    написать администратору сайта