Семинар-практикум_ _ Нестандартное решение педагогических задач_. Практикум с элементами тренинга Нестандартное решение педагогических задач
Скачать 169 Kb.
|
Семинар-практикум с элементами тренинга « Нестандартное решение педагогических задач» Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Печально, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. И надо жить без самозванства – Жить так, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. Борис Пастернак Подготовила: педагог-психолог Дзгоева А.А. Эльхотово 2021 План семинара: 1.Приветствие. Цель семинара. Сообщение плана работы семинара. 2.Практическая часть: Задание 1. «Выбор» (деление на группы). Задание 2. «Аргументированная последовательность». Задание 3. Решение сложных педагогических ситуаций. 3.Памятка «рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия» . 4.Информационные источники. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов. Как точно в каждой строчке написана судьба педагога. Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», как выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих воспитанников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога! «Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и способность быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира. К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверен, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь. И сегодня в раках организационно-деятельностный игры с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень. Итак, открываем новый сезон в саду идей. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Задание 1. «Выбор» (деление на группы) Цель: разделение участников на группы для организации разноуровневого взаимодействия. Подготовка и проведение. Каждый участник получает карточку с информацией. Задача участников - распределиться на две группы в зависимости от представленной информации: группа 1 - факторы, препятствующие творчеству учителя; группа 2 - факторы, стимулирующие творчество учителя. Примечание: на карточках факторы представлены в хаотическом порядке. Факторы, препятствующие творчеству учителя: «дискриминация» одаренного учащегося из-за отсутствия организации дифференцированного обучения; ориентация на «среднего» ученика; недостаточный учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности; «маскировка» одаренными детьми своих возможностей из-за отсутствия условий самореализации; сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований; недостаточный уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми; унификация учебных программ; отсутствие комплексной диагностики, определяющей общую и специальную одаренность; недостаточное внимание к работе с родителями одаренных детей по вопросам индивидуализированного обучения и воспитания и др. Факторы стимулирующие творчество учителя осознание педагогами особенностей детского конформизма: оказание сопротивления стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров; владение педагогами способами быстрого преодоления фазы детского конформизма; осознание и восприятие педагогами высокой чувствительности одаренных детей к новым ситуациям; разработка индивидуальной траектории в развитии ребенка, не ограниченной пределами и задачами только одного учебного предмета; разработка альтернативных заданий, типов упражнений и текстов; актуализация учебно-познавательной деятельности по востребованности ученика и его родителей; сочетание обязательной и внеклассной работы в рамках учебной деятельности с целью более гибкого предъявления учащимся заданий, соответствующих уровню их развития и др. Рефлексия: участники анализируют факторы, препятствующие развитию творчества учителя и стимулирующие творчество учителя. Задание 2. «Аргументированная последовательность» Цель: развитие умения работать в группе, аргументировать свою и групповую точку зрения. Подготовка и проведение. Ведущий читает задание: «В современной системе образования нет конкретных норм и правил организации обучения одаренных и высокомотивированных детей. Мы можем предложить оптимальные формы и методы работы с такими детьми для развития их творческих способностей на уроках и во внеурочное время: нестандартные формы учебных занятий: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-консультация, урок-соревнование, урок-деловая игра, урок с элементами театрализации, урок-ролевая игра и др. интерактивные формы обучения; работа над проектами; учебно-поисковая деятельность; работа в кружках. Необходимо пронумеровать список форм и методов работы в соответствии с их важностью». Социоконструкция. Работа в группах в течение 5-7 минут. Обсуждение общей последовательности форм и методов работы с одаренными детьми. Социализация. Представление итогов работы всех участников. Разрыв. На доске записывается последовательность форм и методов работы, предложенная экспертной группой, с аргументацией выбора. Представители от каждой группы сравнивают результаты работы с мнением экспертов и комментируют совпадения или разногласия. Задание 3. Решение сложных педагогических ситуаций Задание 1. Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения. Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение - ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сережи. Сережа на минуту замолкает. Потом - снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, - наконец обращается к нему учитель, - помолчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и снова попытка поговорить, прокомментировать. Как поступите Вы на месте учителя? Прокомментируйте. ОТВЕТ: В данной ситуации, когда учителем, кажется, испробовано уже всё, когда не помогли взгляды, жесты, лёгкое увещевание, а урок хочется сохранить, чтоб «струна звенела», ясно одно: Серёжу надо из класса удалить. Но так, чтоб ни ему, ни педагогу, ни классу не было больно и обидно. Нужно найти важный повод занять подростка в этот момент каким-то нужным для учителя, детей и Серёжи делом. Например, отправить его к библиотекарю с целью взять список имеющейся литературы по изучаемой теме, чтобы ознакомить затем весь класс. Важен тон обращения, Серёжа должен почувствовать, что он взрослый, он помощник, он нужен. Это позволит, во-первых, продолжить урок, не сбивая настрой учителя и детей; во-вторых, не нарушит контакта с учеником, возможности дальнейшей работы с ним. Задание 2 Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, крупная женщина с высоким начесом, завернутым в мохеровый шарф, дорого, но безвкусно одетая, атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он говорит, что учил - я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал на классном часе: что у вас любимчики есть в классе». Учительница: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарного...». Мама: «Я официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в министерство . Чему вас только в институте учат, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете». Учительница: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля...». Мама (кричит еще громче): «Я тебя выведу на чистую воду...». Как бы вы вели диалог на месте учительницы? ОТВЕТ: Обезоружить маму самокритикой в самом начале разговора, поставить ее в положение своего защитника. И ведь, действительно, учителю есть за что себя ругать: ставя двойки, он, учитель, просто фиксировал отсутствие знаний: почему знаний нет - не думал - потому ли, что мальчик не учил, или потому, что не понимает, или домашние условия не позволяют полноценно готовиться? «А справедлива ли я к Коле? - учительнице стоит задать себе такой вопрос. - Поставила бы другому подряд две двойки? Может быть, в самом деле его критика в мой адрес меня раздражила»? Поэтому, возможно, следует быстро и решительно согласиться с разъяренной мамой, а кое в чем ее опередить. Слегка поактерствовать: «Наверно, такому педагогу, как я, действительно не место в школе: видите - ничего не получается, все не так, надо уходить» и т.п. Очень вероятно, что тогда уже мама станет успокаивать вас, убеждать, что не все так плохо, вспомнит, как Коле понравился турпоход, который вы организовали и т.п. . Но самое важное - сказать маме что-то хорошее о Коле, в каждом человеке ведь есть хорошее. Может быть, так сказать: «Я сама мучаюсь после этих двоек. Ведь Коля способный мальчик. Я помню, как на первом уроке он один ответил на сложный вопрос». Или так: «Коля честный и прямой мальчик. Он никогда не лжет вам. Он не боится вслух возражать мне. И вот я думаю, почему же он мне прямо не сказал, что не понял» и т.д. Когда мама стала союзником учителя, следующие шаги (как вместе действовать, чтоб улучшить учебу) будет гораздо легче планировать и выполнять. Задание 3 Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый - назовем его А.Ф. - требовал учиться и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» - мы ему «сделаем плохо». Инициатором бойкота стал Витя Лобов, - крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, - предложил он, - А.Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборётся – не реагируем. Проверка на вшивость». А.Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте. Что делать? Что бы сделали вы? ОТВЕТ: Но что делать сейчас, когда ты стоишь одинокий перед этой жестокой беснующейся толпой? Пришлось рассказать студентам реальный конец этой истории. Раскроем псевдоним А.Ф.: Александр Филиппович Гройсман, во время описываемой истории - учитель школы № 14 . Александр Филиппович написал на доске: «Прошу только одну минуту внимания, я хочу вас поблагодарить». Затихли, удивились: они ему срывают урок, а он хочет их поблагодарить. Учитель говорит: «Вы насолить мне хотите, валяете дурака. Но дело в том, что мне от этого, наоборот, польза. Конечно, мне немного неприятно от такого вашего отношения, но в любом случае мне будут платить зарплату (хотя я ничего вам не объясняю и экономлю силы и голос). И зарплата мне идет и стаж для пенсии - все так, как если бы я вам объяснял. Александр Филиппович рассказывал: «У всех на лицах была легкая ненависть: вот гад, как здорово устроился - объясняет, не объясняет, все равно ему идут и зарплата и стаж...». Вопрос с места: «А если директор зайдет?». Александр Филиппович: «А мне-то что? Урока нет не потому, что я не хочу, а потому, что вы не хотите, я не виноват- вы виноваты». - Так значит вам хуже, если мы сидим тихо, а вы объясняете? - Выходит, так. Все, братва, молчим, пусть объясняет. Александр Филиппович тяжело вздыхает и начинает урок. Возможно такой ход не «сработал» бы в старших классах, но в «пионерском» - сработал. После урока Александр Филиппович искал свои ошибки. Что привело к бойкоту? Решил, что, желая дисциплинировать класс, был излишне сух и строг. Со старшеклассниками общался «по-человечески», а здесь изменил себя. На будущее наметил, учитывая специфику класса, сделать уроки интереснее, занимательнее - отводить время на свои любимые смешные логические задачки, решил и с семиклассниками (как со старшими) иногда разговаривать «о жизни». Надо было менять их мышление, - говорил Александр Филиппович - вот этим и занялся. А на том уроке мне было очень важно не уронить себя в их ив собственных глазах. Может, я действовал неправильно - я не знаю, как правильно - но все-таки, я считаю, - не уронил». Задание 4 На одном из первых уроков в новом классе учитель вызывает Витю Астафьева. Мальчик встает и молчит. Ты сделал задание? - спрашивает учитель. Молчание. Что ты молчишь, сделал или нет? Ученик молчит. Ты не умеешь разговаривать? Смех в классе. Учитель подходит, смотрит в тетрадь Астафьева. Задание сделано. - Странно, - говорит учитель, - ну, садись. Перед концом урока все повторилось. Астафьев встает и молчит.. Ни слова. -Что это с ним? - вполголоса интересуется учитель у девочки с первой парты. Девочка кокетливо хихикает (к учителю в классе отношение сразу же установилось очень хорошее: похоже, зачислили в «любимые»), довольно громко отвечает, кивая на Витю: «Да он у нас такой, хи-хи, в общем, с приветом...». В классе опять смех. Витя «вжимается» в стул. После урока учитель рассказывает об инциденте классному руководителю, интересуется ее мнением. - Вообще-то он мальчик замкнутый, - объясняет классный руководитель, - себе на уме. Всегда тихий, в сторонке, ни в чем не участвует, ни в каких мероприятиях. Мальчик умный, не знаю, почему это вам девочки сказали, что он «с приветом»: из хорошей семьи. Отец - инженер, мать в библиотеке работает. Очень дружная семья. На уроках отвечает неохотно, конечно, но чтобы вот так - стоять и молчать - такого еще не было. На следующем уроке история повторяется. Астафьев молчит. Учитель оставляет его после урока. Они вдвоем в классе, Почему ты молчишь, Витя, когда я тебя вызываю? Молчание. Ты скажи, мне, пожалуйста. Я вспоминал-вспоминал, чем тебя обидел, так и не вспомнил. Я тебя чем-то обидел? -Нет. Наконец, первое слово. Почему же ты молчишь? Не знаю. Ладно? Ну, иди. На следующем уроке, учитель вызывает Астафьева. Астафьев встает и молчит. Что делать? Как поступить учителю? ОТВЕТ: Очевидно, мы имеем дело с ярко выраженным типом интроверта. Специалисты по общению делят людей на несколько типов: доминанты (подавляющие), недоминанты (робкие), мобильные (легко переключаемые), ригидные (основательные), экстраверты (направленные на других), интроверты (направленные на себя). Интроверты - замкнутые, нелюдимые, для них выступление на публике, тем более публичное обсуждение их персоны - всегда испытание, мука. Витя, каким он предстает в ситуации, вполне соответствует этому описанию. Видимо, его молчание - доведенная до крайности реакция интроверта на нового учителя, чей престиж в классе сразу определился, как очень высокий. К остальным учителям он привыкал (и они к нему) с детства. Здесь же боязнь, что новый человек его не поймет, не оценит (а страх обязателен для интроверта), что, возможно, прозвучит шутка, нелестный комментарий, буквально сковала ученика, что называется «заклинила». В принципе безобидные (для «обычного» ребенка) реплики учителя и реакция класса закрепили этот страх, эту скованность. Как вести себя учителю? Представляется, что лучшая рекомендация: не вызывать, не поднимать Витю при всех, при классе. Знания проверять по письменным работам, общаться с ним наедине. Ведь оставшись один на один с учителем, он, наконец, заговорил. Но, стараясь приучить, «приворожить» его к себе в приватных беседах, не следует «нажимать» на личную тематику, да и ласковостью не стоит увлекаться; интроверт ни того, ни другого не любит. Лучше всего „тут работает суховато-вежливый, ровный тон, доброжелательно-учтивое обхождение. Как долго продлится такое общение - привыкание «наедине» - сказать трудно, но, думается, оно здесь - лучший выход. Задание 5 На уроке русского языка в шестом классе учительница задает упражнение по развитию речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толика Аристова. Учительница замечает некоторое оживление в классе, переглядки мальчиков, соседей Аристова по ряду. Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» - себя. С ужасом, потому что все недостатки (а учительница отдавала себе отчет в том, что не является красавицей) Аристов подчеркнул достаточно точно и зло. Учительница чувствует, как накатывает гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают. Да и Аристов, казалось, излишне резвый и смешливый, но в общем «нормальный» мальчишка. Толик закончил сочинение-портрет. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на нее. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то - насмешка. Мальчики «блудливо» переглядываются. Ваше слово, учитель. Прокомментируйте. ОТВЕТ: Пожалуй, здесь трудно рекомендовать какой-то единственный вариант. Почему Аристов написал такое сочинение, да еще прочитал его вслух? В условии нет сведений о том, что это некая месть, выражение недоброжелательности учителю. Наоборот, сказано, что отношения с классом нормальные, хорошие. И все-таки целый ряд учеников заранее знал о готовящемся «теракте», жаждал «посмешища», где главным действующим лицом предстояло выступить учительнице. По-видимому, ученики вступили в ту полосу развития, хорошо знакомую опытным практикам, когда взрослых надо сбросить с пьедестала, а себя, наоборот, почувствовать взрослыми. В этот период дети интенсивно начинают замечать недостатки учителей, давать клички и т.п. Но поскольку дети все-таки остаются детьми, проявляется этот негативизм тоже обычно по-детски. На мальчиков нападает некая «жеребячливость»: они много смеются, острят, стараются показать свое остроумие, шутовскую смелость. Похоже, такова основная причина поступка Толика Аристова. Как вести себя учителю? Здесь нет единственного рецепта. Здесь надо знать, очень чутко уловить неповторимую атмосферу класса, отношений учителя и ученика и - что очень важно - учитывать особенности учителя. Может быть, придется ко двору даже непедагогичное «ответное» сочинение-портрет. Надо знать Аристова: затаит злобу или нет? А ведь ответная «жеребячливость» может дать почувствовать, каково человеку, которого выставляют на всеобщее посмешище голым. Если учитель остроумен и в то же время чувствует некую черту, за которую нельзя перейти, он может попробовать и такой вариант. А, может быть, в данной ситуации «сработают» слезы любимой учительницы? И тогда уже друзья-потешники, следом за девочками, сами выдадут Аристову порцию возмущения или, на худой конец, осуждения: «Зря ты, Толик. Она ведь вообще-то ничего». В этой ситуации можно продемонстрировать свою зрелость, не воспринимать эту язвительную карикатуру как свою личную обиду, не обижаться на детскую выходку виновника и не пытаться пристыдить его. Просто избежать бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого одобрить творческую инициативу и показать уважение к искусству слова. Такая реакция учителя позволит детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность и самокритику. Они увидят, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать. Задание 6 В дождливый осенний день учитель спешит в школу, на встречу с любимым десятым классом. Любимым он, собственно, стал недавно, потому что учитель первый год работает в школе. Учитель открывает дверь в класс и в недоумении останавливается. Дорога от двери до учительского стола «выложена», выстелена ребячьими куртками и плащами. Учитель невольно смотрит на свои заляпанные грязью туфли, поднимает глаза и встречает выжидающие взгляды ребят. Что делать? Что предпринять учителю? ОТВЕТ: Отодвинуть одежду, пройти в класс, в обычной дружеской манере начать разговор. Но обязательно дать понять ребятам, что вам такая «проверка» не нравится, что ваши хорошие отношения не нуждаются в таких «подкреплениях». Очевидно, сказать это надо прямо, откровенно, но не строго, не зло. Другой вариант: если расстеленная одежда - шутливая «триумфальная» дорожка, разуться и гордо проследовать на свое место, держа на весу ботинки. Они пошутили, вы - пошутили. Все в порядке. Но все же сказать им, лучше на перемене в неофициальной обстановке, чтобы ваши слова прозвучали проще, прочувствованнее, доходчивее, что не стоит таким образом выражать свои чувства. Естественно, сказать, это не так официально. Может быть, так: «Братцы, не надо больше так делать, мне это неприятно, ладно?». Задание 7 Восьмой класс. Урок географии. Минут через десять после начала в класс заходит Сережа Леньков. Взмыленный, на шее след свежезамытой царапины, пуговицы на пиджаке оторваны. Ясно, что на урок Сережа явился после недавней драки, наскоро приведя себя в порядок. Взгляд злой, сосредоточенный. Под ноги ему попадается чья-то сумка, стоящая в, проходе. Отшвыривает ее ногой. Шумно, с грохотом, достает учебник, ручку. Ведет себя явно вызывающе. Сережа - один из лидеров в классе. Учительнице он нравится своей честностью, прямотой, обостренным чувством справедливости; учится неплохо, хотя география к его любимым предметам не относится - сам об этом как-то сказал. Мальчики, оживившись, оглядываются, шепчутся - пытаются выяснить у Сережи, что произошло. Он хмуро и гордо что-то басит своим соседям. В это время ученица отвечает у карты, но внимание класса приковано к Сереже. Как вести себя учителю? ОТВЕТ:. Серёжа впервые повёл себя по-хамски на уроке географии. Учитель не может промолчать и оставить это хамство без внимания. Педагог хорошо знает Серёжу, он ему нравится. Здесь уместен такой вариант учительской речи: «Я знаю, что Сережа не может пройти мимо несправедливости. Я уверена, что и сейчас он защищал справедливость, вел себя честно и прямо. Но мне очень неприятно, что на уроке он повел себя по-другому, несправедливо по отношению ко мне, ко всем нам». А так как Серёжа отличается своей честностью, прямотой, обостренным чувством справедливости, учится неплохо, то он непременно попросит прощения. А после извинения лидера будет работать весь класс. Здесь важно «чувствовать» ученика. И закончить наш разговор по этой теме мне хочется закончить словами: «Уроки педагогов могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать!» Памятка «рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия» (можно просто раздать, а можно где-то в серединке вклинить) Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте! Непременно добавьте в каждое свое мероприятие: • 12 порций мудрости, • 11 порций терпения, • 10 порций храбрости, • 9 порций работоспособности, • 8 порций оптимизма, • 7 порций преданности своему делу, • 6 порций вольнодумия и свободомыслия, • 5 порций доброты, • 4 порции отдыха и заботы о здоровье, • 3 порции юмора, • 2 порции такта, • 1 порцию веры в каждого своего воспитанника. Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом. Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству! До новых встреч в кафе «Нескучный сад»! Информационные источники 1.Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: "КСП", Институт психологии РАН, 1997. - 224 с. 2.Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И. И. Губаревич, С. В. Петрусёв. – Мн.: «БИП-С», 2003. – 182 с. 3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с. 4.П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов – Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 212 с. 5.Л.В.Куриленко – Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет»,1998.95 с. 6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: П 24 Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с. |