Главная страница

Груздова И.В. СПО. НСПК. Теория и методика музыкального воспитан. Практикумом Тема Современные педагогические системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста


Скачать 2.1 Mb.
НазваниеПрактикумом Тема Современные педагогические системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Дата09.05.2023
Размер2.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГруздова И.В. СПО. НСПК. Теория и методика музыкального воспитан.pdf
ТипПрактикум
#1117126

Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом
Тема 3.1. Современные педагогические
системы музыкального воспитания
детей дошкольного возраста
Лекцию читает преподаватель
канд. пед. наук, доцент
ИННА ВИКТОРОВНА ГРУЗДОВА

СОДЕРЖАНИЕ:
1.
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ.
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ СИСТЕМ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
3.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Вопрос 1.
Понятия системы музыкального
воспитания

Базовые определения

Концепция (от лат.conceptio) – система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Система (от греч. systema) – целое, составленное из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Современные системы воспитания детей это совокупность принципов,
положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и
задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система
воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса:
физическом, умственном, эстетическом, музыкальном развитии.

Музыкальное воспитание это целенаправленное и систематическое
формирование музыкальной культуры личности, развитие музыкальных способностей
человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого
переживания содержания произведений музыкального искусства. Это процесс передачи
общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению,
включает элементы музыкального обучения и музыкального образования.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста как система
включает взаимосвязанные компоненты: управление, организацию, кадры, содержание, образовательные программы (Г.А. Прасолова).

Характеристика системы воспитания

Комплексный подход к музыкальному
воспитанию

воспитание эстетического отношения к окружающей действительности и музыкальному искусству должно помочь установлению связи ребенка с жизнью;

содержание и принципы организации обучения музыкальной деятельности дошкольников должны обеспечивать единство ее воспитательной, образовательной и развивающей функций;

музыкальное воспитание должно обогащать нравственный облик ребенка, активизировать умственную деятельность,
физическую активность, развивать социальные качества и психические процессы;
Особенности музыкального воспитания
детей дошкольного возраста

гармоническое сочетание всех форм организации музыкальной деятельности детей должно способствовать всестороннему общему художественному развитию дошкольника

комплекс методов обучения с учетом индивидуально-дифференцированного подхода должен способствовать формированию эстетической воспитанности, склонности к самостоятельному и творческому учению, к развитию музыкальных способностей и первых проявлений эстетического вкуса;

сочетание разнообразных типов занятий и видов образовательной деятельности должно побуждать к развитию ини- циативы, активности, творческих качеств личности;

Система музыкального воспитания детей
дошкольного возраста
(Н.А. Ветлугина)

Это многосоставное и сложное по структуре явление.

В эту систему входят деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт, средства воспитания, и прежде всего музыкальное искусство, формы организации музыкальной деятельности ребенка.

Одни из компонентов системы является ведущим, определяющим, другие более производными.

Все компоненты педагогической системы адресуются к целостной личности, пересекаются через призму потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.

ЗАГОЛОВОК

Связь музыкально-
эстетической
деятельности с
окружающей жизнью,
с современностью.
Учет своеобразия
музыкального
искусства при
организации
педагогического
процесса
Основные положения примерной образовательной
программы в области музыкального воспитания детей

Установление преемственности в
музыкальном развитии детей на различных возрастных этапах.

Музыкальное развитие ребенка идет по возрастающей линии

от простых проявлений к более сложным.

Программа точно указывает, как на разных возрастных этапах формируется эстетическое отношение детей к музыке,
развиваются музыкальные и
творческие способности, какие приобретаются знания,
вырабатываются навыки, способы действий.

Обязательность музыкального воспитания детей
(программа направлена на то, чтобы все дети получили определенный музыкальный опыт независимо от подготовленности и уровня их природной одаренности).

Выводы:

Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства - в семье, детском саду и продолжается в школе.

Система музыкального воспитания детей является составной частью системы эстетического воспитания,
разработанной на основе теории и методических принципов педагогики, психологии, анатомии, физиологии,
этики, эстетики и музыкознания.

С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на музыкальных занятиях в процессе образовательной деятельности, раскрываются пути музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования по возрастным этапам развития.

Система музыкального воспитания способствует обогащению духовного мира ребенка, закладывает основы музыкальной культуры личности, делает его отзывчивым на все прекрасное в жизни, искусстве.

Система музыкального воспитания предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями разных эпох, стилей, жанров, обучение пению,
музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, развитие музыкального творчества в пении, ритмике, музицировании на инструментах, обогащение знаний о музыке и содержании музыкальной деятельности человека.

Вопрос 2.
Характеристика традиционных систем
музыкального воспитания детей

ЗАГОЛОВОК
Музыкальное воспитание по
системе Карла Орфа (1895-1982):

Творчество
- основа музыкального развития ребенка;

система музыкального воспитания построена на развитии творческих способностей детей;

синтез видов деятельности;

музицирование на инструментах;

игровое общение педагога с детьми.

Музыкально-
двигательные
упражнения
Игры с
инструментами,
элементарное
музицирование
Речевые упражнения;
синтез музыки с речью
на основе
использования
фольклорных текстов
Поэтическое
музицирование;
мелодекламация;
произношение слов,
фраз, текстов
нараспев
Развитие фантазии,
умения импровизировать в
процессе
индивидуального и
коллективного
музицирования
Элементарный
музыкальный
театр
Элементы
педагогической
системы
Карла Орфа

Система музыкального воспитания
Золтана Кодаи (1882-1967)

Основные содержательные
принципы системы музыкального
воспитания Золтана Кодаи
Пение - основа
музыкального
развития.
Необходимость обучения детей
игре на инструменте. Он считал
важным, чтобы дети изучали игру
на каком-нибудь инструменте, по
возможности на струнном или
духовом.
Музицирование, опирающееся на
пение, составляет основу
педагогической концепции З. Кодаи.
Развитие
музыкального
слуха методом
релятивной
сольмизации.
Ознакомление с
мелодиями должно
проходить путем их
пропевания, а не путем
их проигрывания на
фортепиано.

Система музыкально-ритмического воспитания
Эмиля Жак - Далькроза (1865-1950)

Цель музыкального воспитания - ввести ребенка в мир большого музыкального искусства, сформировать музыкальную культуру как часть духовной культуры личности. Воспитать слушателя, который умеет рассуждать о музыке и понимать содержание музыкального образа произведения
Система музыкального воспитания
Д.Б. Кабалевского (1904-1987)
Задачи: Вызвать интерес и
любовь к музыке; на основании
повышенного интереса развить и
углубить знания о музыке; развить
и углубить сам музыкальный
материал.
Принцип
тематизма отражает
логику представления ведущих
закономерностей музыкального
искусства в учебной программе,
позволяет идти от простого к
сложному - например, от понимания
темы «Три кита» (песня, танец,
марш) к пониманию песенности,
танцевальности, маршевости в
музыкальном искусстве.
Три кита в музыке – песня, марш и
танец , на этих «китах» строится весь
музыкальный мир. Именно эти три
составляющие являются связью
между сложным музыкальным
искусством и нашей обычной
жизнью.
Концепция в корне изменила
содержание урока музыки,
сделав его уроком искусства,
дала возможность для
самостоятельной творческой
работы учителю.
Впервые в музыкальном образовании
педагогическая система была
рассчитана не просто на музыкальное
развитие ребенка, а именно на
развитие личности на основе общения с
музыкальным искусством, не только на
развитие слуха, певческой культуры, но
и на более глубокое развитие
музыкальной культуры человека в
целом, культуры души, культуры
ценностного отношения к миру.
«
Прекрасное пробуждает доброе»
– эти слова Д.Б. Кабалевского –
основа его концепции

Система музыкального воспитания детей
дошкольного возраста, разработанная
Н.А. Ветлугиной (1909 - 1995)

Музыкальное воспитание рассматривалось как система музыкально- эстетического воспитания личности, основанного на формировании эстетического отношения к окружающей действительности, развитии нравственных качеств, обогащении умственной и физической активности ребенка.

Основные принципы:

связь музыкального воспитания с жизнью и современностью;

постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка;

преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах;

сочетание музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, физкультура, театр, изобразительная деятельность); тщательный отбор и качественность музыкального репертуара для детей.

Выводы:

В музыкальной педагогике существуют различные системы музыкального воспитания, которые опираются на отдельные виды музыкальной деятельности детей, и признаются ведущими в данной системе (Системы к. Орфа, З. Кодаи, Э.Ж.- Далькроза).

Системы музыкального воспитания детей направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.

Отечественная система музыкального образования детей, разработанная в 70-е годы XX
столетия Д.Б. Кабалевского вобрала достижение мировой и отечественной педагогики и выделяется научной обоснованностью, подчиненностью гуманистическим идеалам, направленностью на формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Основой системы музыкального образования выступает развитие у детей и школьников активного музыкального восприятия.

Система Д.Б. Кабалевского не вступает в противоречие ни с одной из 3-х вышеназванных систем, она – открытая система, способная вобрать в себя многие из практических приемов швейцарского, венгерского и немецкого музыкантов, допускает вариативную множественность путей ее практической реализации.

Сегодня в музыкальной педагогике сложилась научная школа Д.Б. Кабалевского. Ее представители продолжают развивать идеи композитора в области музыкального образования, разрабатывают авторские программы школьного и дополнительного музыкального образования.

Исследованиями Н.А. Ветлугиной заложен комплексный подход к системе музыкального воспитания детей в дошкольных организациях, который получает развитие в современных программах музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Вопрос 3.
Современные программы музыкального
воспитания дошкольников

Современные педагогические системы
музыкального воспитания детей
дошкольного возраста
Образовательные программы определяют содержание образования.
Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:
образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней
образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.
Специализированные
программы
дошкольного
музыкального
воспитания
«Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова)
Цель: сформировать основы музыкальной
культуры и развить музыкальные способности
и музыкально-игровое творчество детей
«Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова,
А.В. Антонова, М.Б. Зацепина)
«
Камертнон» ( Э.П. Костина)
Цель: дать разносторонне и полноценное
музыкальное образование детям до 7 лет,
соответствующее их возрастным
возможностям
Играем в оркестре по слуху (М.А. Трубникова)
Оркестр в детском саду (Л.Р. Меркулова)

Музыкальные шедевры
Автор О.П. Радынова

Содержанием программы являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Программа основана на накоплении опыта восприятия музыкальных произведений как эталонов красоты.

Предлагаемая система музыкального воспитания детей дошкольного возраста обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества, нахождению личностного смысла в музыке.

Основной принцип построения программы — тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе.
(«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».)

При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.

Используются развивающие методы в проблемной ситуации, доминируют методы контрастного сопоставления и уподобления характеру музыки.

Формы организации музыкальной деятельности разнообразны, включают все виды музыкально- художественной деятельности дошкольников при ведущей роли игры, сказки, сюжетности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ
КОНТРАСТНОГО
СОПОСТАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
АДАПТИВНОСТИ
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ
СИНКРЕТИЗМА
Принципы организации педагогического процесса
(программа «Музыкальные шедевры»)

«Красота. Радость. Творчество»
Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова
М.Б. Зацепина

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности, в том числе игры, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия;

формирование музыкальной культуры, системы знаний и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного самообразования;

воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять музыку; формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.

знакомство с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Содержание программы
«Красота. Радость. Творчество»
Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина

ПРОГРАММА «КАМЕРТОН»
Автор Э.П. КОСТИНА

Программа разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников (Н.А.Ветлугина).

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и оказать коррекционную помощь.

Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей; в заключение каждой из семи ступеней прохождения программы, изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

Выводы:

Образовательная программа дошкольного образования обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста отражает цели и задачи, содержание музыкального образования и воспитания детей и включена в целостную систему образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Авторские программы представляют современные педагогические системы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников, предполагают инновационные технологии музыкального развития детей в период раннего и дошкольного возраста, основаны на принципах развивающего личностно- ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода.

Программы отражают состояние науки и практики современного отечественного и мирового опыта музыкального обучения и воспитания детей.

Выводы по содержанию лекции
:

Современные системы воспитания детей – это совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели, задачи, содержание и организацию воспитательного процесса.

Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: умственном, физическом, эстетическом развитии детей.

Системы музыкального воспитания детей основываются на воспитательной роли музыкального искусства, признании ценности народного музыкального творчества в развитии ребенка.

В основе существующих систем музыкального воспитания лежат различные виды детской музыкальной деятельности. Педагогические системы направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.

Авторские программы представляют современные педагогические системы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников, они опираются на классические системы музыкального образования, традиционные подходы в музыкальном обучении и воспитании детей, предполагают разработку содержания, методов и средств, инновационных технологий музыкального развития детей в период раннего и дошкольного возраста.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


написать администратору сайта