Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА В России испокон века пению учи- ли итальянцы: певцы, педагоги, их уче- ники и последователи. На итальянскую школу пения «наложились» традиции русского церковного пения. Именно эта совокупность итальянской школы и русского духовного пения, в сочета- нии с колоссальной мощью русского драматического театра, вырастила пев- цов, которые составили цвет русской вокальной школы. Это Шаляпин, Соби- нов, Обухова, Нежданова и другие. В советское время связь русского во- кального искусства с итальянской шко- лой во многом ослабла. Одни итальянские педагоги уехали, другие подверглись го- нениям и репрессиям. Некоторые про- должали преподавать подпольно. Время все расставляет по своим местам. Теперь очевидно, что без ита- льянской школы пения не было бы и русской. Вновь велик интерес к итальянским традициям, и новое издание книги Фран- ческо Ламперти «Искусство пения», не переиздававшейся в нашей стране с 1923 года, — тому подтверждение. Франческо Ламперти (1813– 1892) — выдающийся вокальный педа- гог своего времени. Профессор пения в Миланской консерватории, он препода- вал многим видным певцам и певицам: Альбани, Биспему, Зембрих и другим. Написал несколько руководств к из- учению пения: «Guide théorico-pratique élémentaire pour l’étude du chant» («Ба- зовое теоретико-практическое руковод- ство к изучению пения»), «Exercices journaliers pour soprano ou mezzo-sop- rano» («Ежедневные упражнения для сопрано или меццо-сопрано»), «Etudes de bravoure pour soprano» («Блестящие этюды для сопрано»), «Observations et conseils sur le trille» («Соображения и советы по поводу исполнения трели»), «Solfèges dans le style moderne pour sop- rano et mezzo-soprano» («Сольфеджио в современном стиле для сопрано и мец- цо-сопрано»). На руcский язык была переведена только данная книга. Все советы, правила, рекомендации ученикам и артистам, приведенные в книге «Искусство пения», актуальны и сегодня. Это вечные истины, которые не могут устареть. Они были примени- мы певцами сто лет назад, применимы и сейчас, — причем не только певцами академического стиля. Особенно важным представляется то внимание, которое Ламперти уделя- ет правильному певческому дыханию, а именно, вздоху. Глава «О вздохе» содержит ценные рекомендации, как поддерживать дыхание. Тайна певцов старой школы, отмечает автор, в том и заключалась, что благодаря правиль- ному вздоху их голос выходил свобод- но и без усилия. Значимая деталь — то, что миланский профессор пишет об особой важности пения упражнений на гласную «А». Много и точно говоря о качествах голоса, его достоинствах и недостатках, Ламперти, тем не менее, не устает по- вторять, что для певца важен не только голос, но и «душа пылкая и артистиче- ская, хорошие музыкальные способно- сти, здравый смысл и память». Хорошее исполнение невозможно без музыкаль- ного, осмысленного отношения к ис- полняемому произведению. Руководство «Искусство пения», несомненно, будет интересно и прине- сет пользу и ученикам, и педагогам, и артистам, — особенно тем из них, кто находится в поисках. Советы Франче- ско Ламперти — на все времена: учить- ся пению с умом, не утомляя голос; до- биваться выразительности в piano, т. е. негромком пении; петь то, что наиболее подходит голосу; заботиться о том, что- бы слово было ясным, а движения и жесты — верными и изящными; брать за эталон вокальное искусство лучших артистов. Мы надеемся, дорогие друзья, что не- большая, но ценная книга великого ита- льянского маэстро приведет вас к новым успехам в прекрасном искусстве пения. Наталья Комарова, директор и художественный руководитель ансамбля «St.Petersburg Concert Singers», педагог по вокалу детской школы искусств им. М. Ростроповича |