Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
ПРЕДИСЛОВИЕ В искусстве мы видим воплощение идеи посредством карандаша, резца, пера поэта или музыканта, речи ора- тора и голоса певца. Искусство требует природных дарований и упражнения; в уме создается мысль, а искусство ее выражает, предоставляя оценке людей, одаренных изящным вкусом. Живописец, например, задумывает сюжет картины, но, чтобы передать его на полотне живыми красками, необхо- димо, чтобы и глаз, и рука его были оди- • 8 • наково развиты; то же можно сказать и об искусстве пения, этом проявлении прекрасного посредством голоса; и я постараюсь показать, насколько пение находится в зависимости от врожден- ных дарований и от искусства. Согласно мнению знаменитых ар- тистов Pacchiarotti, Velluti, Crescentmi и др., я считаю, что кроме природных дарований, безусловно необходимо усиленное, глубокое, серьезное упраж- нение вдоха и правильного произно- шения, чтобы достичь совершенства в этом весьма не легком искусстве. Пра- вильный вдох так важен, что старые итальянские маэстро говорили, что ис- кусство пения собственно есть наука правильного вдоха. А эту науку можно выразить в следующих двух требовани- ях: гибкость шеи и преобладание звука «над дыханием», по не особенно изящ- ному выражению знаменитого Cresc- entini. Он желал этим объяснить, что струя воздуха, производящая колеба- ние так называемых голосовых связок, проходя через большие бронхи в возду- хоносный сосуд и дыхательное горло, должна мало помалу, а отнюдь не сразу освобождаться из легких. Из этого следует, что в изучении пе- ния первенствующее значение принад- лежит вздоху. Правила, которые нужно соблюдать при дыхании, были мною изложены в моей книге «Начальный учебник для изучения пения» (Guida elementare per lo studio del canto), и настоящий труд составляет лишь продолжение, раз- витие и необходимое дополнение этого учебника. Прежде всего, ученик должен впол- не усвоить себе правильный вдох, т. е. грудную опору голоса, и, только прой- дя всю школу сольфеджио, вокализа и других упражнений, имеющих целью развитие правильного вдоха, он может надеяться достичь успеха в остальном и перейти к пению со слогами. Знаю по опыту, что чем более време- ни ученики посвящают усвоению груд- ной опоры голоса (appoggio della vосе), тем скорее они достигают успехов в пе- нии со словами. Часто случается, что ради забавы поются народные песни, маленькие романсы и дуэты, без над- лежащей основательной подготовки и нечего говорить, как это вредит разви- тию артистическиx способностей. Серьезное обучение часто наскучи- вает, но не дóлжно забывать, что успех единственно достигается постоянством в упражнениях голоса. Хороший метод необходим во всяком изучении; тем бо- лее он нужен в музыке, которая хотя и черпает главную силу в природном даровании, но не может достигнуть со- вершенства без помощи техники. Я бы желал моим настоящим трудом снова выдвинуть вперед колоратурное пение, слишком запущенное современ- ными композиторами, хотя оно без со- мнения составляет одно из основных начал итальянской музыки. Сильно ошибаются противники фиоритурного пения, обвиняя его в ложности, неправдоподобности, не- лепости и даже в недостижимости ка- кого либо драматического эффекта. Тех же, кому приходится напоминать о полной отвлеченности музыки, я по- зволю себе спросить, что они разуме- ют под правдою и правдоподобием в применении к музыке. Что касается меня, полагаю вместе с лучшими эсте- тиками, что правдоподобие, более чем правда, принадлежит к области ис- кусства и художника. Чем более душа артиста благородна, вдохновенна, тем более человеческое творчество возвы- шается от действительного к правдо- подобному, от правдоподобного к чи- стой фантазии. Кто назовет монолог правдивым и реальным в обыденной жизни? Обыкно- венно одни сумасшедшие говорят сами с собою. Кто бы осмелился утверждать, что люди говорят, двигаются, выража- ют свои чувства в систематических му- зыкальных нотах, часто даже в разме- ре метронома, как это делается в опере, которая есть высшая степень искусства пения? И человек вообще, возвышается ли когда-нибудь до эпического величия героев Гомера, Виргилия, Ариоста, до трагической высоты Софокла, Шекспи- ра, Метастазио и Альфиери? И таковы ли эти герои в действительной жизни? Никогда! Поэт старается уловить в лич- ностях не частные и проходящие чер- ты, а общие и постоянные, и театр есть настоящее поприще искусственности: здесь все искусственно, начиная с дей- ствия и кончая набеленными и нару- мяненными лицами актеров. Красоты природы являются и в театре, но сквозь призму изящного вкуса, а последний везде и всегда сопровождает плоды вооб- ражения различных народов и племен. Но пора обратиться к нашему пред- мету. Я нашел полезным разделить на- стоящий труд на введение и на три ча- сти. Введение содержит в себе механизм и физиологию голоса, специальное из- учение дыхания и его влияние на голос и на пение; изучение умения издавать голос и т. д. Первую часть посвящаю беглости, украшениям звуков и т. д.; вторую — произношению и третью — фразировке, соединяя, таким образом, технику с эстетикою пения. Чтобы не наскучить и быть понят- ным для всех, постараюсь быть, сколь это возможно, кратким, ясным и про- стым, но вместе с тем, вполне рассчи- тываю на добрую волю и на разумное старание того, кто стремится к дости- жению лавров на лирической сцене. |