Главная страница

Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314


Скачать 1.81 Mb.
НазваниеПравила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
АнкорИскусство пения Ламперти
Дата16.06.2022
Размер1.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlamperti_iskusstvo_penia.doc
ТипПравила
#595306
страница6 из 50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
О звуке. Звук вообще, равно как и голос, производится колебаниями твердого тела или жидкости. Это яв- ление представляет три существенные черты, т. е. силу, высоту и тембр. Сила звука зависит от силы первоначально- го удара и от упругости колеблющего- ся тела. Смотря по количеству колеба- ний его в данное время, звук получает большую или меньшую степень вы- соты. Слияние основного звука с так называемыми частными или гармони- ческими звуками и с посторонним шу- мом (например, трение смычка и т. д.), определяет тембр, который дает воз- можность различать звуки одной и той же высоты и определяет их происхож- дение. Можно бы прибавить к опреде- лению звука еще четвертую черту, т. е. продолжительность, которая зависит

22
от продолжительности первоначаль- ного импульса.

О музыкальных инструментах. Фи- зические и физиологические опыты показали, что голосовой инструмент действует как духовые инструменты с трубкой, снабженной язычком. Чтобы вывести из этого те заключения, кото- рые нам нужны, необходимо прежде всего рассмотреть действие каждой из составных частей такого рода инстру- мента. Их три:

а) раздувательный мех и воздухо- проводная труба, образующие струю воздуха, которая есть движущее начало и причина колебания;

б) язычок, колебания которого про- изводят звук;

в) звучащее тело или резонатор, уси- ливающий основной звук посредством звуков гармонических. Когда приво- дится в движение твердое тело, слы- шится прежде всего собственный звук

23
этого тела. Близкие тела могут однако издавать звук только тогда, когда их собственный звук тождествен со звуком колеблющегося тела или с одним из его гармонических звуков. Тогда близкие тела приходят в созвучие и усиливают основной.

О голосовом инструменте. В голо- совом инструменте различаются три главные части, а именно:

а) легкие и воздухоносный сосуд с бронхами, которые представляют раз- дувательный мех с воздухопроводной трубкой;

б) голосовые связки, двойные, как язычки гобоя;

в) глотка с близлежащими впадина- ми, образующими резонатор.

И так мы рассмотрим отдельно функции каждого из этих органов, что нам даст возможность вывести теорию издавания голоса.

24
СИЛА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
Легкие с воздухоносным сосудом и бронхами, производя дыхание, испол- няют должность раздувательного меха и воздухопроводной трубы. Дыхание состоит из двух действий, которые бес- прерывно следуют одно за другим: вды- хание, заставляющее проникать воздух в легкие, и дыхание, которое выталки- вает его наружу, образуя струю возду- ха, т. е. двигатель, приводящий в коле- бание голосовые связки.

Выдыхание должно совершаться таким образом, чтобы доставлять без утомления и излишнего расхода сил количество воздуха, необходимое для издавания голоса. От выдыхания зави- сит продолжительность и сила звука. Для тех, которые не умеют сберегать воздух, умеряя действие двигателей, работающих во время выдыхания, было бы невозможно фразировать или

25
тянуть звук при пении или деклама- ции. Этот труд, замедление в выдыха- нии, составляет то, что обыкновенно называется «опереть голос на одну или другую часть грудной полости». Однако главная забота певца должна состоять в том, чтобы как можно менее утомлять себя во время выдыхания. Это зависит от того, каким образом было исполнено вдыхание, так как бо- лее или менее легко удержать воздух, смотря по тому, какая часть легких была наполнена им. И в самом деле, вдыхание может совершаться тремя различными способами: расширяя лег- кие либо в их основании, в то же время сжимая грудобрюшную преграду, или в средней части, перемещая ребра, или же в их верхней части, приподнимая ключицу и плечи. Последний способ, который и называют ключичным ды- ханием, есть самый утомительный, потому что требует большего расхода

26
сил, чтобы продержать в одном поло- жении во время всего выдыхания ко- стяные и мускулистые части, которые, приподнятые вдыханием, стараются вернуться в положение покоя. Проис- ходящая от этого усталость раздувает жилы и мускулы шеи; голос сдавли- вается в горле и выдыхание, затрудня- ясь, производит нечто в роде рыдания. Ничего подобного не происходит при брюшном дыхании, которое соверша- ется посредством сжимания грудо- брюшной преграды, производя только перемещение кишок.
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


написать администратору сайта