Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
H H3- JIOJKY o crroco6ax rrpuo6peTeHHH ero. ITOJ10JR:EHI1E TEJ1A 1ITo6birrpuo6pecTH rpyp;o6piOIIIHoe p;bi xaHHe, orrupaiOIIJ;eecJI Ha MYCKYJihi JKHBO Ta, -TO )J;hiXaHHe, KOTOpoe JI II03BOJIIO ce6e . 34. назвать «певучим», — певец должен при- дать телу свободное положение, стоять прямо, слегка наклоняя голову вперед, в позе оратора, появляющегося перед публикой. Умение себя держать для ора- тора, говорит Демосфен, есть первое из его дарований и располагает публику в его пользу. При этом полезно улыбаться, прижимая губы к зубам, показывая верх- ние зубы, но естественно, без принужден- ности, и нужно стараться во время пения не выдвигать вперед подбородка. Кроме дыхания есть еще наиваж- нейшее обстоятельство, на которое очень прошу певца обратить внимание, а именно, во время пения держать рот и подбородок совершенно неподвижно. От неисполнения этого правила происходят многие недостатки голоса, как то: съез- жание с ноты, нечистый звук, изменение тембра и т. п. Певец, не прилагающий все старания к тому, чтобы избегнуть этой вредной привычки, в которую так легко • 35 • впасть, достигнет только посредствен- ности, теряя возможность выказать свой голос даже и в том случае, если он одарен прекрасными голосовыми средствами. Шея и плечи должны быть свобод- ны, выражение глаз естественное. До- вольно малейшего изменения тела, чтобы помешать свободному дыханию, как то: подымая плечи, морща лоб, опу- ская голову. Вообще, всякое движение, выказывающее усталость, вредит голо- совому органу и заставляет неправильно дышать и выпускать с усилием холодные звуки; выражение глаз, между тем, теря- ет свою естественную мягкость, и впечат- ление ослабляется. Необходимо, чтобы учитель предупредил ученика и убедил его в том, что голосовые ноты, требую- щие усилия, теряют свое достоинство. Так как ученик должен упражнять- ся стоя прямо, то хорошо, чтобы он скрестил руки на спине, опустил неза- метно плечи, упер тело на одну только • 36 • ногу, выставляя ее вперед, таким об- разом, чтобы оконечность плеча была на одной линии с ногой. Потом, чтобы не утомиться, он переменит положение справа налево, оставляя в покое все тело. Следует стараться дышать мед- ленно, через нос, чтобы не осушить гор- ловые стенки и получить в то же самое время полное вдыхание. Такое гимнастическое упражнение дыхания может быть произведено и без пения, на кресле или лежа на постели, что также очень полезно для дыхатель- ных органов и здоровья. ИЗДАВАНИЕ ГОЛОСА После каждого правильно совершен- ного вдыхания ученик должен мгновен- но опустить заднее нёбо для того, чтобы дыхательное горло не раздражалось, держать язык в нормальном положении, с легкой выемкой посредине; открыть • 37 • рот естественно в полуулыбке, не уда- ляя слишком углы и давая ему несколь- ко овальное положение; держать губы близко от зубов, показывая тем самым верхние; а нижняя челюсть должна быть очень подвижной для того, чтобы горло не чувствовало никакого сжимания, так как от упругости подбородка зависит гибкость шеи и горла. Необходимость показывать верхние зубы и держать рот овально происходит от того обстоятель- ства, что когда воздух разбиваясь в под- нёбном своде встречает потом твердое тело, голос звучит сильнее. Но так как рты не все одинаковы, то учителя должны давать совет о положе- нии рта, смотря по различным построе- ниям его. ГРУДНАЯ ОПОРА ГОЛОСА При медленном вдыхании воздуха наступает момент, когда горло испыты- вает ощущение голода, и именно в это • 38 • мгновение нужно взять ноту легким ударом глотки назад, вроде движения вдыхания; потом нужно произнести гласную «А», или, для того чтобы вна- чале облегчить грудную опору голоса, произнести слог La. Советую произ- нести гласную «А» не слишком закры- той и не слишком открытой, но об этом буду говорить, когда займусь тембром, а пока советую употреблять гласную «А» или слог La так, как он звучит в слове |