Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
L’anima (душа). Так как гласная долж- на непременно основываться на вдыха- нии, то она выйдет слишком открытой или белой, как говорят обыкновенно, если воздух будет предшествовать голо- су при издавании звука. То же можно сказать и о других гласных. Природный оттенок голоса также зависит от дурного способа вдыхания и выдыхания и вот почему я утверждаю, что изучение правильного дыхания следует внушать как наиважнейшее и • 39 • необходимое основание искусства пе- ния и дабы убедить, что школа дыхания есть специальное искусство для хоро- шего образования голосового органа. Тут полезно предупредить ученика обратить внимание при взятии ноты на то, чтобы поддерживать дыхание, как будто процесс вдыхания продолжается, таким образом, чтобы голос упирался на дыхании, или лучше сказать поддер- живался бы воздушным столбом, и звук выходил бы чистый и без постороннего шума. Во время вдыхания нужно опускать незаметно плечи, расширять грудо- брюшную преграду и мускулы живота. Вдох должен быть взят медленно для того, чтобы он медленно же израсходо- вался во время действия пения, так как от бóльшей или мéньшей упругости легких зависит сила и продолжитель- ность звука. Ученик узнает, сделана ли аттака голоса твердым дыханием, если • 40 • при забирании нового вдоха, переходя к другому звуку, его голос не переме- нит оттенка и вызовет во рту приятное ощущение. А чтобы убедиться в том, что дыхание принято и израсходовано по предписанным правилам, советую ученику поставить перед ртом зажжен- ную свечку. Если пламя останется не- подвижно во время издавания звука, вследствие медленного освобождения воздуха, его дыхание будет совершенно правильным. Кроме того, советую внимательно избегать дыхания сопровождаемого шумом, вредного для певца и тягост- ного для слушателей; это неизбежное следствие дыхания через рот. Также очень важно предупредить ученика о поддержке дыхания даже тогда, ког- да он издал звук, как будто бы он со- бирался петь еще, и этого он достиг- нет упирая грудобрюшную преграду на мускулы живота и расширяя ее. • 41 • Это упражнение, старательно произ- водимое, окажется весьма полезным для правильного дыхания и приучит певца к полной и спокойной фрази- ровке. Об этом я уже говорил в моем «Руководстве», там, где упоминается о мысленных или воображаемых нотах в статье XIII. Звуки должны отдаваться в голове, которая для певца исполня- ет должность гармонической доски на всех ступенях его голоса. При переходе, например, от ре на четвертой линейке на ми между четвертой и пятой, у сопрано всегда замечается перерыв, вследствие неумения взять в голову, задерживая дыхание, эту характеристическую ноту, которая есть ключ высоких нот. Такая небрежность в этом столь важном пере- ходе может быть очень вредной для го- лоса, как в уменьшении его объема, так и в сокращении его диапазона. В заключение предупреждаю, что как от запаздывания так и от преж- • 42 • девременного издавания звука, по со- вершении дыхания, происходит порок съезжания, столь обычный ныне не- достаток, которого можно будет избег- нуть, обращая все свое внимание на изложенные мною правила для пра- вильного дыхания. |