Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
ТЕХНИКА ПЕНИЯ СТАТЬЯ I О БЕГЛОСТИ К тому, что я уже говорил в моем «Начальном руководстве» об упражне- нии для достижения беглости, мне те- перь мало что остается присовокупить. Беглость я разумею двух родов: драма- тическую и легкую; легкого рода — ли- рическая не годится для трагедии, как и драматическая не годится для коми- ческой оперы. Одним словом, беглость должна быть в соответствии с главным характером данной оперы. Необходимо, чтобы она сопровождалась ударением на • 82 • каждой ноте гаммы, как это делали вели- кие певцы, и была в полном соответствии с ролью, исполняемой артистом. Пренебрежение современных ком- позиторов к беглым пассажам было без сомнения одной из причин, почему так мало стали заниматься изучением бегло- сти в последнее время. Действительно немного смешно и странно, чтобы тенор исполнял длинные беглые пассажи, ка- кие встречаются, например, в «Отелло», в некоторых местах «Севильского ци- рюльника» и в «Матильде ди Шабран», опере великого Пезарского маэстро, в «Анне Болен» Доницетти и во многих других оперных произведениях. Но, осуждая злоупотребление беглостью, не следует совсем исключить умеренное и уместное ее употребление. Хорошая драматическая беглость производит большое впечатление, и имеет вели- колепный тому пример хотя бы в «No, nоn tremare, о perfido» в «Норме»; то же MOJKHO CKa3aTb H 0 JierKOM, H 0 poMaH TH'IeCKOM 6erJIOCTH. fi TaK y6emp;eH B ee BaJKHOCTH ,IJ;JIH rreBL ;a, 'ITO nnpHtieCKHM corrpaHo, p;ame op;apeHHbiM HaHJIYtiiiiHM roJIOCOM, HO Hecrroco6HbiM K MaJieMIIIeM rn6Koil: MOAYJIHIJ;HH, H rrocoBeToBaJI 6bi OTKa3aTbCH OT CIJ;eHbi, TaK KaK TaKoro pop;a rOJIOC IIO,IJ;XO,IJ;HT TOJibKO IIO,IJ; KaKOM HH6yp;b O,IJ;HH pa3pH,!l; HCIIOJIHeHHH. I1p;pa MaTH'IeCKHe COIIpaHO He ,IJ;OJIJKHbi Hap;e HTbCH cp;eJiaTbCH XOpOIIIHMH IIeBIJ;aMH 6e3 ycepp;Horo H TeprreJIHBoro yrrpamHeHHH B 6emocTH. OcTeperaH oT 3JioyrrOTpe6neHHH p;peBHHM foBOpH 0 IIOJib3e 6erJIOCTH 3,IJ;eCb 6y p;eT KCTaTH yrroMHHYTb 06 O,IJ;HOM среди нас тенор Карион в опере Fiorina, зала всякий вечер была пуста, и нече- го говорить, какой это был убыток для дирекции; но этот же театр наполнялся как бы по мановению волшебства, ког- да Карион и Еверарди, оба мои ученики, исполняли знаменитый дуэт из «Мои- сея», чудный номер, который другие артисты выпускали, считая его непре- одолимой трудностью. Этот дуэт, испол- ненный как следует, был в состоянии привлечь весь Милан в театр. Чтобы по- нять удивительное впечатление беглости, достаточно вспомнить о супругах Tibe- rini в «Матильде ди Шабран», о Фрич- чи в «Норме», о Маркизио в «Семира- миде» и т. п. Этот прекрасный цветок мелодичности все-таки необходим в во- кальной музыке, особенно женщинам, и мы видим доказательство этого в теа- тре каждый раз, когда певец исполняет в совершенстве колоратурные пьесы и награждается общим рукоплесканием, что не всегда выпадает на долю совре- менного репертуара. Пренебрежение колоратурным пени- ем принесло много вреда, и, что всего тре- вожнее, способствовало потере голосовой упругости и даже самого голоса многими певцами. Я на это уже указывал в моем «Руководстве и изучению пения», и выра- жал сожаление по поводу печальных по- следствий этого пренебрежения. Об этом сочинении следует напомнить теперь, бо- лее чем когда-либо, артистам и учителям. |