Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
СТАТЬЯ II ОБ УКРАШЕНИЯХ ПЕНИЯ В упражнении все украшения долж- ны быть исполняемы открытым и есте- ственным тембром, как будто бы мы го- ворили, но нужно опасаться принимать за открытый тембр — горловой. Нахо- жу излишним указать новые упражне- ния как для гамм, так и для группетто, трели и мордентов и т. п. украшений, во-первых, потому, что исполнение этих украшений зависит более от при- родной способности ученика к бегло- сти и от умения петь с грудобрюшным дыханием, строго придерживаясь этого правила при переходе от одной ноты к следующей, смежной с нею; во-вторых потому, что даже за это время упадка пения пишется столько упражнений, столько руководств, что если только одного этого было бы довольно для об- разования певцов, то мир был бы на- селен блестящими знаменитостями. Причину упадка изучения украшений нужно приписать опять-таки современ- ной музыке, по бóльшей части лишен- ной всяких украшений, грубой, как воинственный гимн, пренебрегающей грацией, мягкостью и изяществом. Напрасно думают, что время из- меняет людей. Люди все те же, и мы имеем доказательство этому в оркестре былого времени, который был робок и скромен только потому, что от музы- кантов, его составлявших, бóльшего не требовалось; а теперешний оркестр со- ставлен почти из солистов, потому что современная музыка не признает по- средственных исполнителей. Наоборот, модные певцы заняли место старинно- го оркестра, инструменты завладели местом былых певцов, которые пода- влены тяжестью инструментовки; их голоса вечно покрыты ансамблем, их чувство не может проявиться свободно, и потому они находят не нужным вся- кое другое изучение, кроме интонации (относительной!) и ритма, чтобы не те- рять счета. Плавное пение, беглость, разнообра- зие оттенков теперь были бы действи- тельно лишними. Пусть учатся лучше палеографии, археологии, алхимии, астрологии, каббалистике и т. п. и тогда они будут отвечать вкусам, преобладаю- щим в последней четверти того века, который был веком Россини, Беллини, Доницетти. |