Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
КАК УЧИТЬСЯ С ПОЛЬЗОЙ Опытность, приобретенная долгими годами преподавания, доставила мне практические сведения в том, как за- ниматься с пользой; в этом сочинении я излагаю свои советы по этому предмету, чтобы ими воспользовались те, которые хотят посвятить себя искусству пения; я убежден, что этим буду способствовать развитию их голоса. Прежде всего советую никогда не начинать петь ни натощак, ни во вре- мя начала процесса пищеварения. Начинающий не должен заниматься сразу более 10 или 15 минут, чтобы не утомить себя, пока привычка правиль- ного дыхания не облегчит ему упраж- нения; и хорошо, если бы упражнение было производимо с долгими проме- жутками, особенно в первое время за- нятия. Советую также употребление зеркала во избежание недостатков, в которые легко впадают, искажая или изменяя обычное выражение лица, двигая рот и выдавая вперед подборо- док в ущерб свободному положению горла. Ученик должен заботиться об образовании красивого медиума, и это я советую всем, особенно сопрано и тенорам. Советую никогда не наси- ловать крайние ноты голоса, низшие, как и высшие, и редко употреблять их в упражнениях. Из всех упражнений, полезных для голосового образования, особенно реко- мендую, как важнейшее, упражнение в полутонах. Только с помощью последне- го можно достигнуть пения верного и со- вершенного legato, и потому обращаю на него особенное внимание учеников. Кроме того, убеждаю ученика не впадать в страсть вменять, по тепереш- нему обычаю, только что просмотрен- ные вокализы, сольфеджио, оперные арии, так как это не может привести к хорошему пению. Николó Порпора заставил знаме- нитого певца Кафариелло учить две страницы упражнений в продолжение почти шести лет, но зато он и сделался самым лучшим певцом прошлого сто- летия. Партия должна быть изучаема не только горлом, но и умом, так как весьма важно сохранить голосовой инструмент как можно более свежим для театра. Ученик должен стараться мало петь сольфеджио и очень много вокализ, по- тому что злоупотребление пением со сло- гами чрезвычайно утомляет горло. Он не должен приниматься за разучивание опер, пока его голос не будет достаточ- но развит и он вполне не овладеет пра- вильным дыханием. Кроме того, советую прежде чем заняться изучением опер, петь вокализы без аккомпанемента, дабы привыкнуть удерживать дыхание, не меняя колорита при переходах интер- валов, и, главным образом, не брать зву- ки с чужого голоса, а сознательно. Ученик должен стараться мало петь сольфеджио и очень тихо, достаточно вдо- ха к окончанию музыкальной фразы: ни- что так не лишает пение всякой грации и психологического впечатления на слуша- теля, как оканчивание фразы с утомлен- ным вздохом или вовсе без дыхания. Сверх того, придерживаясь правил мною предписанных, когда я указывал на положение тела, ученик должен об- ращать внимание на то, чтобы глаза его оживлялись, рот слегка улыбался и тело приняло положение непринужденное, изящное, что производит приятное впе- чатление на публику. Кроме того, очень советую выбрать хо- рошего учителя с заслуженной славой, ува- жаемого как за музыкальные способности, так и за глубокие, обширные и различные знания, необходимые для образования хо- роших голосов. Учитель должен обладать полным знанием голосового инструмента и практикой, поддерживаемой серьезным изучением средств для достижения той цели, которую поставил себе певец. В за- ключение советую ученику никогда не за- ниматься на расстроенном фортепиано или настроенном ниже нормального камерто- на, а также не петь в комнате с хорошим резонансом, если он не желает разочаро- ваться в своих средствах, когда будет петь в другом месте. |