Главная страница

Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314


Скачать 1.81 Mb.
НазваниеПравила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
АнкорИскусство пения Ламперти
Дата16.06.2022
Размер1.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlamperti_iskusstvo_penia.doc
ТипПравила
#595306
страница16 из 50
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я уже заметил в моем «Теоретиче- ски-практическом начальном руко- водстве для изучения пения» (Милан, Рикорди, 1864), что современные опе- ры суть настоящая причина пренебре- жения искусством пения. Я говорил и повторял это, но все напрасно. В со- временных операх можно являться на сцену, не только неусовершенствовав- шись в искусстве, но будучи лишенным даже первых основных его правил, не- обходимых для тех, кто посвящает себя пению, потому что, говоря откровенно, теперь в современной музыке мало или совсем не поют.

Ныне ученик не смущается являть- ся перед публикой, не занявшись пред- варительно и серьезно изучением пения в убеждении, что не стоит стараться для того, чтобы исполнить новейшие опе- ры, почти совсем лишенные мелодии и
беглости, написанные в эксцентричных, неудобных регистрах. И таким образом, ученик не поет, а кричит, пробегая с большою поспешностью партии, без всякого понятия об искусстве (это все равно, что строить на песке). Если он обладает хорошим голосом, новейшего певца приглашают нарасхват в театры, где рукоплещут его чудным, оглуши- тельным нотам, употребляемым обык- новенно невпопад, или каким-нибудь грубым низким нотам, в чем особенно грешат сопрано: последних можно срав- нить со звездами, которые недолго бле- стят на небесном своде и стремительно исчезают. Эти феномены являются в цвете лет и живут мало, не оставляя за собой никакого следа, тогда как артист, одаренный хорошим голосом, мог бы находиться на сцене столько же, сколь- ко оставались многие певцы прежне- го времени, которые и до пожилых лет соперничали с пылкою молодежью.
И вот почему великий Россини гово- рил: «Кто поет на итальянский лад, поет всю жизнь». Тогда действительно пели и выступали добросовестно, с разумною любовью к искусству и с таким голосом,

«который слышится в душе», как выра- жался Алигьери.

К счастью существуют еще остат- ки старой гвардии, люди настоящего искусства, которым, конечно, и при- надлежит первенство в пении. Изучая этих необыкновенных артистов, можно убедиться в разнице, существующей между старой итальянской школой и современной посредственностью. То, что я утверждаю, одобрено самим зна- менитым маэстро Верди, в достопамят- ном письме, в котором он советовал, как и Джильберти по отношению к другим предметам, «вернуться к старому». Тем не менее, никогда не было такого непо- мерного количества артистов, которые толпятся вокруг музыки, подобно тому,
как реют около роз насекомые, питаю- щиеся их лепестками, именно потому, что теперь не требуется долгого учения для образования артистов. Не все ли рав- но, будет ли их жизнь более или менее длинною: скоропреходящие артисты по- следуют судьбе тех насекомых, которые рождаются и умирают в один день.

Выбор хорошего учителя имеет наиважнейшее значение для того, кто стремится быть артистом. Недоста- точно того, чтобы преподаватель был хорошим музыкантом, а необходимо, чтобы он обладал также глубоким зна- нием искусства дыхания, которое есть главное основание хорошей школы пе- ния, так как пренебрежение этим важ- нейшим учением есть причина порчи голосов.

Впрочем иногда напрасно обвиняют учителей в неумении приготовить хоро- ших артистов. Спрашиваю вас, какая может лежать на них ответственность,
когда ученик, после непродолжитель- ных занятий, находит себя способным исполнить свою партию в современной музыке (где, кто больше кричит, тот и прав), не соображая, что преждевремен- ное вступление на артистическое попри- ще может быть для него гибельным?

Следовательно, нужно оплакивать не только недостаток хороших учите- лей, но также стремление современных композиторов открыть новый горизонт для оперы и новую эру для музыкаль- ного искусства, обозначая тем самым только печальный упадок пения и ги- бель голосов.

И вот какие огромные затруднения встречает бедный театральный агент, ко- торому поручено набрать артистов, спо- собных исполнить какую-нибудь оперу репертуара времен Россини или Белли- ни, этого старого, но вечно молодого ре- пертуара, составленного из главных об- разцовых произведений итальянского
reHiur. AreHT '!acTo TepHeT roJioBy
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50


написать администратору сайта