Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 0 IIPOH3HOillEHHH 11cKyCCTBO II8HJUI6hiJIO KOrp,a -TO MC KJII01JMT8JihHOH rrpMBMJI8rM8H MTaJihHH IJ;8B, M, OTIIpaBJIHHCh Sa rpaHMIJ;y, OHM sapomp,aJIM B 1IYIK8S8MIJ;aX JII060Bh K MS Y118HMIO 8Toro 6Jiaropop,Horo MCKyccTBa: T8II8ph BC8 HaiJ;MM IIOCTaBJIHIOT T8aTpaM CBOIO /],OJIIO apTMCTOB M p,aJKe MO/KHO Ha CliMTaTh 60Jihiii8 MHOCTpaHHhiX II8BIJ;OB, 118M MTaJihHHCKMX. MHorMe MHOCTpaHIJ;hi rroceJIHIOTCH Ha Haiii8M IIOJiyOCTpOB8, MS6MpaH M8CTOM rrpe6hiBaHMH /],JIH MSY118HMH II8HMH rrpe MMYIIJ;8CTB8HHO MMJiaH, HO OHM, KaK M CaMM MTaJihHHIJ;hl, HaXO/],HT 60JihiiiM8 Sa TPYAH8HMH B rrpaBMJihHOM rrpoMSHOIII8HMM языка Данте. В этом случае обучение приемам и правилам итальянского про- изношения особенно необходимо для тех учеников, язык которых более всего отдаляется от характера нашего столь мягкого наречия. В Италии хорошее произношение есть скорее мечта, чем действитель- ность, по причине смешения многих разнородных наречий, представляю- щих следы нашествий чужеземцев, разоривших разные области Италии за исключением Тосканы и Романьи. Строго говоря, даже на берегах Арно и Тибра не существует чистого, пра- вильного произношения. Тосканское наречие страдает вялостью и жеман- ством; оно отличается слишком боль- шою слащавостью и можно сказать том- ностью, вследствие частых придыханий и дурной привычки не произносить от- четливо согласных. Римское произно- шение слишком звучное, напыщенное и торжественное и потому оно лишено той плавности, которая так необходи- ма для мягкости пения. В этом случае можно сказать, что истина находится в золотой средине. Чистое и настоящее итальянское произношение получает- ся от разумного сочетания обоих на- речий — тосканского и римского. Со- единяя изящество, мягкость и грацию одного с силою, энергией и резкостью другого, получают язык чрезвычайно эстетический. Известная поговорка Li- ngua toscana in bосcа romаnа (Тоскан- ский язык в римских устах) подтверж- дает мои слова. Не надо однако думать, что лириче- ская декламация требует тех же качеств что и драматическая. Главная трудность первой легко определяется той разни- цей, которая существует между языком пения или мелодическим языком и разговорным, называемым также дра- матическим. В последнем интонация свободна и декламатор может прида- вать голосу тот оттенок, который ему наиболее подходит. В языке пения, напротив, кроме требований драмати- ческих, интонация определена нотой и подчинена темпу, т. е. ритму или музы- кальному размеру. Есть еще и другое между ними раз- личие, которое может быть указано уче- нику только опытным преподавателем, и которое состоит в разных приемах издавания голоса; оно может быть объ- яснено только на практике, потому что находится в зависимости от случайных требований акустики. Отмечу между прочим бóльшие или мéньшие способности различных на- родностей по отношению к произноше- нию итальянского языка. На нашем полуострове первенство в этом отношении признается за тоскан- цами и римлянами, и причина тому довольно основательная, так как они принадлежат к двум областям, которые искони составляли сердце и центр на- ции, и потому им легче других удалось предохранить себя от чужеземных на- шествий. Прочие народности Италии все имеют свои недостатки более или менее значительные. Иногда «S», и иногда «Z», удаляют- ся у них от правильного произноше- ния. Но всего более грешат они в про- изношении гласных «О», «E», «I», «U», не всегда соблюдая открытый или за- крытый звук, требуемый различными словами. Впрочем, не трудно хорошему учителю исправить такие недостатки у учеников, если только они не сициль- янцы и не островитяне вообще, у ко- торых дурные привычки очень трудно искореняются. Они относятся к другим жителям полуострова, как англичане к народам материка. После итальянцев следуют другие народы латинского племени, и между ними занимают первое место испанцы, второе — португальцы. У них, правда, согласные немного слабы, особенно «S», а гласные вообще слишком открыты, но с помощью учения и упражнения они могут достигнуть такого же хорошего выговора как и итальянцы. Французам, несмотря на их латин- ское происхождение, труднее удается правильное произношение на нашем языке. Их произношение носовое, плаксивое и их гласные по звуку со- ставляют противоположность с италь- янскими. Так, например, гласная «А», которая должна быть самой низкой, у них наоборот самая высокая и вдоба- вок они произносят ее в нос. Очень не- правильно у них также произношение «В», «D», «Т», «С», «G», и еще хуже «R». Жители юга, т. е. провансальцы, одарены лучшими способностями к правильному произношению итальян- ского языка. Немцам легче дается произноше- ние, чем французам, несмотря на то, что их согласные твердые, сухие и гор- танные. Но так как у немцев гласные ниже чем у французов, то старанием и тер- пением они могут достигнуть доволь- но гармоничного произношения. Это доказывает Зонтаг, Крувелли, Унгер, Стольц, Фриччи и другие знаменитые певцы. Славяне способнее немцев, но тоже грешат неясностью выговора. Впрочем не только женщины, у которых произ- ношение всегда яснее, чем у мужчин, но и мужчины славянского племени имеют возможность приобрести удо- влетворительное произношение. Англичане, особенно жители Лон- дона, самые неспособные в этом случае из всех европейцев. Звуки у них, во- обще, почти все гортанные, полуглас- ные очень слабы, произношение слов неясное, и эти недостатки еще более заметны у мужчин, чем у женщин. Шотландцы немного лучше одарены природой. То же самое можно сказать и об ирландцах. Они не должны терять надежды приобрести, с помощью уче- ния, произношение, достойное гармо- ничности нашего языка. Жители Нового Света унаследовали в этом отношении качества тех племен, от которых они происходят. Так, южные колонии, почти все составленные из ис- панцев или португальцев, обладают ка- чествами и недостатками первоначаль- ной их родины, то же можно сказать об американцах Соединенных Штатов, потомках великобританцев. Итак, когда певец будет вполне вла- деть голосом и захочет упражняться в правильном произношении, ему надо будет хорошенько ознакомиться с тео- рией произношения, для чего советую надолго остановиться на какой-нибудь одной музыкальной пьесе; успешный результат зависит от наибольшей поль- зы первых уроков. Постараюсь изложить подробнее основные правила произношения, чтобы как можно лучше объяснить чему следовать и чего избегать, чтобы произносить слова ясно и без малей- шей грубости. Я распространяюсь об этом необходимым для усовершен- ствования в пении условии для того, чтобы артист, убедившись в непра- вильности своего произношения, мог бы исправить и улучшить его, обра- щая при этом внимание на то, чтобы движения губ, языка и челюсти во вре- мя произношения и изменений слова соответствовали бы правильным при- емам произношения, которые опишу с большою точностью. |