Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
vibrare (колебание) обознача- лось именно это украшение пения; по крайней мере это мнение Баини, в его Меmоnе di Palestrina (Воспоминания о Палестрине). Как бы то ни было, трель была с радостью принята всеми преподавателями музыки, которые во всех своих методах особенно любили говорить о ней. Знаменитый Мартини был фанатиком трели, а Манчини в своих воспоминаниях утверждает, что «нет более привлекательного приема и более мягкого украшения, чем то, что в музыке обыкновенно называет- ся трелью». Между тем возникло сомнение, есть ли трель дар природы или откры- тие искусства? Манчини поддерживает мнение многих других и говорит так: «У кого трель не природная, тот может выработать ее искусственно». Но авто- ры, не менее его знаменитые, были про- тивоположного мнения. Манфредини, например пишет: «Мне кажется, что без природного дара искусство дает лишь дурную трель, как оно дает несовершенную беглость». Бертарелли, ученик знаменитого Бернакки, рассказывает, что в Риме у него училась даровитая любительни- ца пения; он приложил все старания к тому, чтобы искусственно вырабо- тать ей трель, но это ему не удалось и он говорит, что «в таких случаях недо- статочно искусства, так как в музыке прежде всего требуется природное да- рование». А. Бенелли в своей Regola per il ca- nto figurato (Правила колоратурного пения) выражается так: «Плавное пе- ние, постановка голоса, тембр, фили- рование звуков, умение приноравли- вать голос к месту и времени и т. п., вот в чем заключаются красоты пения, а трель есть такое украшение, которое в известных фразах и в известных ме- стах может произвести эффект, только в таком случае, когда она природная, но без нее можно и обойтись. Сколько раз я слышал пение, затрагивающее сердце и воображение, у хороших ар- тистов, которые однако не могли ис- полнить трели!» Я тоже думаю, что настоящая трель есть дар природы, меня ничто не убедит в противном, даже веские мнения Гар- сиа и Дюпре, которые утверждают, что Паста приобрела трель долгим упраж- нением. Вероятно в этом случае дело шло о другом роде трели, которую я на- зываю трелью беглости, потому что тако- вая может быть выработана с помощью правил и надлежащих упражнений, но нельзя смешивать её с настоящей тре- лью, которая есть исключительно дар природы. Малибран и другие знаменитые пев- цы имели трель беглости, но никогда не могли приобрести то, что я называю трелью естественною или настоящею трелью. В чем состоит в самом деле подоб- ное украшение, если не в известного рода колебании гортани, колебании, которое только и может быть прирож- денным. Известны случаи, когда жен- щины, лишенные природной бегло- сти, тем не менее обладали прекрасной трелью. И так ученик, у которого нет этого дара, хорошо сделает, если воздержится от всяких усиленных упражнений для приобретения хорошей трели, потому что единственным плодом его стараний будет либо паралич горловых нервов, либо дрожание голоса и другие неизле- чимые недостатки. Одаренные трелью от природы должны соблюдать следующие пре- досторожности, чтобы хорошо раз- вить ее. Надлежащие упражнения вообще следует исполнять медленно, обращая внимание на то, чтобы не двигать ни языком, ни губами, ни подбородком, усиливая и уменьшая звук трели точно так, как это производится в филирова- нии звуков, потому что если слишком рубить один и тот же звук или скользить по нему в сомнительных интервалах, то получится неправильная трель. Трель должна производиться в гор- ле, независимо от движений груди. Оба звука, которые составляют ее, должны иметь одинаковое значение, должны быть связаны и как бы ударяемы мо- лотком именно так, как в упражнениях в беглости. Трель может быть относи- тельной продолжительности, смотря по желанию и по вкусу певца. Я не пишу упражнений на трель, так как их было написано достаточно, чтобы заставить весь мир петь трели. Предупреждаю, что трель не следует начинать с вспомогательной ноты, но с настоящей, обращая при этом вни- мание на то, чтобы во всякой четверти такта находилась бы настоящая нота, присущая гармонии. Запомните также, что для того что- бы хорошо исполнить колоратурный пассаж трели, или какое бы то ни было другое украшение, нужно чтобы уче- ник упражнялся в них как можно мед- леннее, отнюдь не скорее, но гораздо медленнее, чем бы позволяли ему его голосовые средства. Одним словом, он должен быть очень уверен в себе и в сво- ем голосе, иначе страх ошибиться может вызвать неуверенность, смущение и по- мешать ему показать свое уменье. Что касается певцов, не обладающих природной трелью и желающих приоб- рести трель беглости, им важно иметь всегда в виду, что для этой цели необ- ходимы долгие и хорошо направленные упражнения, чтобы трель отвечала всем требованиям беглости. В удвоенной трели и морденте сле- дует соблюдать правила, указанные от- носительно трели беглости. Пусть уче- ник просмотрит упражнения, изданные мною для приобретения трели и для усовершенствования в ней, напечатан- ные у Рикорди. |