Главная страница

Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314


Скачать 1.81 Mb.
НазваниеПравила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
АнкорИскусство пения Ламперти
Дата16.06.2022
Размер1.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlamperti_iskusstvo_penia.doc
ТипПравила
#595306
страница29 из 50
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   50
«Т». Перед тем как образуется эта согласная, кончик языка находится между зубами обоих челюстей; во время издания звука весь язык сокращается, а кончик его опускается и упирается в нижнюю челюсть. Звук образуется воз- духом, который для этой буквы сильней чем для «D» выпускается через голосо-
вой канал. Язык быстрее удаляется и образуется звук «Т»; рот остается в по- ложении «А».

«V». Если в том же положении, как при «F», несколько легче выпустить дыхание, то образуется звук «V». На- роды Северной Европы обыкновенно вместо «V» произносят «F» и говорят вместо brava braffa, вместо vedere fe- dere и т. д.

«Z» требует, чтобы кончик почти не- подвижного языка касался зубов верх- ней челюсти и затем отошел бы немного назад; зубы почти соприкасаются, но между кончиком языка и нёбом должен быть маленький промежуток; когда во время издавания звука воздух легко пропускается через этот промежуток, мы слышим мягкий «Z», как в слове zona, а когда воздух проталкивается с усилием, то является твердый «Z», на- пример в osio.

Те, кому по природному недостат- ку трудно произносить эту согласную,
пусть упражняются, произнося ее не- много мягче и выговаривая слово как будто вместо «Z» было в нем соединение двух согласных «FZ».


СТАТЬЯ III

О НЕДОСТАТКАХ В ПРОИЗНОШЕНИИ ГЛАСНЫХ
Долгое упражнение и старатель- ное изучение механизма произноше- ния, как гласных так и согласных, об- легчают иностранцам произношение последних, но не гласных, настоящий звук которых может быть передан ис- ключительно итальянцами, а среди иностранцев только испанцами. Во- обще, заальпийские певцы постоянно подвергаются обвинению в дурном вы- говоре итальянских гласных, и с нашей стороны мы правы, если испытываем отвращение к варварскому коверканию наших красивых и столь музыкальных
слов, идеальное достоинство которых никогда не удается передать тому, кто не родился под нашим небом.

Иностранцы воображают, что про- износят яснее и отчетливее итальянцев, которых, большей частью, по их мнению нельзя понять. До некоторой степени это верно, но это доказывает ни что дру- гое как то, что в Италии слово и музыка отождествляются до такой степени, что речь сама по себе уже есть мелодия. Если итальянцев часто и не понимают, то по крайней мере незаметно в их пении оши- бок произношения, тогда как иностран- цы, даже заставляя себя понять, издают звуки вовсе несовместимые с характером итальянского пения. Желая быть поняты- ми, они принуждены ясно выговаривать наши слова, отчеканивая составляющие их слоги, что во многих случаях делает их более ясными, но это еще не значит, что произношение было именно требуемое; что достаточно одного звука открытого более или менее чем нужно, неуместного
ударения, чтобы исказить слово и сделать его невыносимо оскорбительным и не- приятным для наших ушей.

Итальянцы с детства имеют преиму- щество, благодаря характеру их языка, устанавливать низкие гласные в глубине горла и поэтому разные звуки, составляю- щие слово, становятся для них легкими.

Хотя невозможно определить на бу- маге настоящий звук гласных, тем не менее я дам некоторые пояснения, ко- торые могут быть полезны ученику, с тем однако условием, чтобы он предва- рительно получил наставления по этой части акустики от учителя. Рассмотрим значение в пении следующих пяти глас- ных: «А», «Е», «I», «О», «U».

Гласная «А» есть основа голоса и главный подводный камень для францу- зов. Она устанавливается в глубине горла и кроме того неподвижна, потому что ни- когда не меняет своего характера. Осно- вательное изучение ее имеет особенное влияние на все остальные гласные.
Следует заметить, что упражнения делаются на «А» именно потому, что эта гласная самая полезная для развития голоса, но после долгих упражнений на

«А» хорошо перейти и на другие гласные, более трудные. Следует с осторожностью упражняться на «О» и «С», так как эти буквы слишком высоки и малозвучны, как говорит Менгоцци, один из самых известных преподавателей пения.

Самая высокая после «I» это «О», звук, который видоизменяется. Эта бук- ва самая трудная для иностранцев и даже для итальянцев; но мы по крайней мере от природы чувствительны к звуку и оттенкам этой гласной, хотя часто сме- шиваем открытое «О» с закрытым, тогда как иностранцы, за немногими исклю- чениями, положительно лишены поня- тия о настоящем звуке этой буквы.

За нею следует гласная «Е». По свойственной ей видоизменяемости она может ввести в заблуждение и повре- дить изяществу произношения.
Гласная «I», звучащая в носовых впадинах, выше «Е» и не изменяется.

«U» выше «О» и звучит преимуще- ственно в носовых полостях; она по су- ществу своему так же не изменяется в произношении как «I» и «А».

В гласных «А», «Е» и «I» рот всегда принимает улыбающийся вид, обнару- живая зубы верхней челюсти.

В гласной «О» выдвигаются немно- го губы, обнажая зубы обеих челюстей. В гласной «U» губы более выдаются, чем в «О».

Сильно ошибаются учителя, даже и Гарчиа, которые учат держать во время пения губы так, чтобы они представля- ли форму «О», потому что таким обра- зом губы хотя и не изменяют настояще- го звука этой гласной, но они искажают настоящие звуки других четырех весьма важных гласных. И всякий раз, как нуж- но произнести одну из гласных «А», «Е»,

«I», «U», неминуемо приходится прежде произнести «О», так как рот открыт уже
для этого звука. Так, вместо того что- бы сказать , скажут boa; сое вместо се и т. п. Ясно, что ученик таким образом не только никогда не достигнет правильно- сти произношения, но будет принужден придавать своим чертам самое невоз- можное, несообразное выражение: вме- сто того, чтобы на лице его была улыбка, у него все черты будут выражать ужас, а рот будет открыт, как будто для крика.

В моем «Руководстве» я говорил об этом положении губ, которое я встречал у многих певцов, и которое мне удалось исправить только тем, что подчинил ученика совершенно новым приемам.


1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   50


написать администратору сайта