Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
СТАТЬЯ V О НЕДОСТАТКАХ ПРОИЗНОШЕНИЯ Главные недостатки произношения состоят в придыхании согласной не- медленно над гласными; кроме того — в придыхании слогов, как у народов Се- верной Европы; в отсутствии правиль- ного ударения в слове (о чем будет еще говориться при разборе произношения в пении), в ослаблении первого сло- га в слове и, наконец, в неправильном ударении составных гласных, которые следует произносить с ударением на предшествующей гласной, как в словах iо, miô, tuo, suo, lei, а не на последней из гласных, как это многими делается, отчего выходит iô, miô, tuô, suô, leî. Мне приходилось слышать многосложные слова, произносимые следующим об- разом: audacìa, esempîo, oltraggîo, grazîa, piô, gioîa, cîelo, вместо того чтобы ска- зать audàcia, esèmpio, oltràggio, gràzia, pìo, giòia, cièlo. Итак, для бóльшей ясности, прибав- ляю, что вышеозначенные односложные слова ошибочно произносятся с ударе- нием на второй из двух гласных, много- сложные же с ударением на первой из двух гласных последнего слога. Что касается правильного ударе- ния, то ученик легко может усвоить его с помощью уже упомянутого Dizionario della lingua parlata di Fanfani (Словарь разговорного языка Фанфани). Другой недостаток, не менее плачев- ный чем остальные, нами указанные, состоит в удвоении согласных, преиму- щественно «М», как например, если вместо amоrе выговаривают аmmоrе и т. п. Удваивают и другие согласные, а именно «L», так, вместо felice говорят fe- llice. Тоже самое можно сказать об «N», «D» и «R»; действительно, вместо son iо некоторые произносят son nio, вместо lido liddo, и dollore вместо столь выра- зительного dolore. От произношений одной согласной, когда их в слове имеется две, от удли- нения гласной или удвоения согласной, получается произношение, может быть, ясное, но всегда сухое, неприятное, лишенное мягкости и отрывистое, что противно благозвучию итальянского наречия и чистоте мелодии; между тем как по существу нашего языка и мело- дии, на согласных как простых, так и двойных, не следует останавливаться. Прекрасно поступит тот, кто будет петь только на гласных. Выговаривая пер- вый слог в слове так, чтобы находяща- яся в нем гласная едва слышалась бы, мы отнимаем у выговора ясность, а у языка благозвучность. Многие итальянцы имеют недоста- ток вставлять «I» в некоторые слова, говоря вместо sdegno, pegno, regno, se- gno — sdegnio, pegnio, regnio, segnio, но конечно эти люди никогда в жизни не были в школе. |