Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СТАТЬЯМ О ПРОИЗНОШЕНИИ Недостаточно поверхностно изучать произношение ввиду того, что ноты без слов — это не пение, а только звуки, без души, без впечатления. Певец, соединя- ющий в себе все природные дарования, необходимые для достижения высшей степени артистической славы, без пра- вильного произношения будет чувство- вать себя парализованным и никогда не достигнет совершенства, если предвари- тельно не усвоит себе правильной речи. Никто не может обойтись без этого; на- конец, даже лица с природными недо- статками в выговоре могут, если они находятся под руководством опытного учителя и одарены терпением и твер- дой волей, выработать себе правильную речь. Известно, что Демосфену, несмо- тря на его природные недостатки про- изношения, с помощью твердой воли и долгого терпения удалось сделаться великим оратором; и нам пришлось ви- деть оперных певцов с очень небольшим голосом, достигших — благодаря пре- красному произношению — высокой степени в иерархии артистов-певцов. Изменять звук отдельных гласных, что- бы давать голосу большую силу и пре- вращать таким образом артистическое пение в баррикадный крик, не есть еще худший недостаток: нередко недостатки зависят от совершенно иных причин. Советую, в особенности прекрасному полу, избегать неправильного произно- шения гласных, благодаря которому часто случается слышать вместо сielo — cialo, iтan — вмеcто imen и т. п. Заметьте, что неправильность эта преимущественно оказывается в произношении «А». Тенора грешат в произношении «I»; баритоны и басы, более или менее, в той или другой из пяти гласных. Повто- ряю, что впадают в эту ошибку, желая не петь, а греметь и показать как можно больший объем голоса. По мнению та- ких певцов выходит, что неправильные гласные могут способствовать сильней- шему колебанию звуковой волны. Я помещу здесь небольшой музыкаль- ный отрывок, чтобы дать понятие о том, как следует разделять слога в пении и для большей ясности приведу сначала фразу так, как она находится в обыкновенных изданиях, а потом изображу ее так, как следует ее произносить, где ставить ударе- ния и как исполнять ее. Не упущу случая указать и на некоторые другие недостатки произношения, которые могут быть впол- не выяснены только на примерах. Мягкое, вместе с тем ясное произно- шение получается от незаметных пауз, которые должны отделять слоги, так как согласные сами по себе не издают звука, если им не предшествуют или за ними последуют гласные. Эти краткие паузы должны слышаться не только в удвоенных согласных, но и в связном пении. В декламации и в речитативах, если согласные, следующие одна за другой, неодинаковы, они должны быть постоянно соблюдаемы. Так например, слово pianto требует паузы между «N» и «Т», иначе «N» не будет вибрировать и слово pianto будет звучать piato. Вставка паузы при неправильном разделении слогов производит на слух впечатление удвоенных согласных, так что слово dolore не разделенное в do-lo- re превратится в dolloro и т. п. В этот недостаток легко впадают при таком тексте, где на каждую ноту прихо- дится по слогу. Если не соблюдать пауз в тех случаях, когда на один слог приходится по нескольку нот, то согласные тогда со- вершенно пропадают. Оба эти недостатка приносят немалый вред итальянскому пению, красота которого зависит от пра- вильного произношения. Чтобы лучше пояснить мою мысль, привожу дивный речитатив Нормы в образцовом творении Беллини, отме- чая упомянутые паузы, которые столь необходимы для правильного произно- шения как в пении, так и в разговоре. Замечу еще, что известные соглас- ные «R», «S», «М» и пр., когда им пред- шествуют другие согласные, никоим образом не должны быть прерваны паузой. Вот почему эти буквы по-ита- льянски называются semivocali, т. е. по- лугласные. Равным образом не нужно никакой паузы между двумя одинако- выми согласными в adagio, или в плав- ном пении, но первая согласная должна быть сильно отмечена; этого требует ха- рактер как нашего языка, так и музы- кального ритма. 06?Jacnenue .3HaJCoB. HerrpephiBHhiH 3ByK: --- . MrHoBeHHhlH rrepephiB y,z:t;BOeHHhiX corJiaCHhix: I . 3HaKn ,z:t;JI-H H3MeH-HlOII..J;HXC-H rJiaCHhlX en o: OTKPhiTOe |