Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
фразировать. Руссо, признавая важность музыкаль- ной фразировки, пишет: «Выражение есть способность артиста высказывать то, • 153 • что он живо чувствует, а также уменье ярко передавать все мысли и чувства, заключающиеся в музыке, которой он служит истолкователем». Без этого даро- вания, составляющего душу и жизнь пе- ния, никто не может надеяться достичь вершины искусства. Чтобы приобрести его требуется много условий. Во-пер- вых, врожденная способность, кото- рая заставляет ученика находить почти бессознательно надлежащий оттенок и передавать его как следует. Во-вторых, хороший запас познаний музыкальных и литературных, и наконец, выбор хоро- шего учителя, который развил бы и дал бы созреть природным и приобретенным качествам ученика. Природные способности, без сомне- ния, имеют здесь главное значение. Каж- дому из нас, кто вращался в обществе, случалось разговаривать с умными людь- ми, которые рассказывая ничтожную вещь, забавляли и занимали общество, увлекая всех и заставляя слушать себя со • 154 • вниманием. Часто случается также, что особа образованная, говоря об очень се- рьезном и важном предмете, повествует о нем так скучно и утомительно, что рас- сказ кажется бесконечным, хотя в дей- ствительности он короток. То же самое случается и в фразировке: выделить ноты мелодии так, как они были задуманы ав- тором, даже иногда в ущерб своему голосу и внешности, если это будет необходимо (закатывать глаза, принимать отталки- вающий вид), есть свойство таланта, ко- торый, поступая таким образом, следует преимущественно внушению своего вну- треннего голоса, своего собственного чув- ства. Такая способность есть воплощение фразировки: ее нельзя преподавать по- средством примеров, потому что исклю- чений столько, что, как говорит Монгоц- ци: «Если хотели бы дать примеры всех музыкальных фраз, которые представ- ляют исключения, то наполнился бы том большого размера и материал все-таки не был бы исчерпан». • 155 • Я укажу здесь некоторые прави- ла, хотя я убежден, что они очень мало принесут пользы, если нет природного дарования; но речь идет об общих по- знаниях и всякий поймет, что я не могу не говорить о подобном предмете. Кроме драматической и музыкальной способности ученику нужно упражнять свой голос таким образом, чтобы сделать его симпатичным, послушным и гибким для передачи всех оттенков, требуемых лицом, которого певец изображает. Для того чтобы хорошо фразировать и придать пению выражение и грацию, нужно знать: 1-е. Вдох. Монгоцци говорит: «Музыкальное пение зависит от вдо- ха». Это однако только одно из средств и его следует употреблять с толком. Рус- со пишет: «Часть мелодии, которая без перерыва производит более или менее законченное впечатление, а после пау- зы образует более или менее закончен- • 156 • ную музыкальную фразу, называется „заключением“ или „гармоническою каденциею“». 2-е. Значение forte и piano. 3-е. Изменения голоса и ударения. 4-е. Синкопы. 5-е. Перенос. 6-е. Legato. |