Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
СОВЕТЫ Исчерпав главные правила техни- ки пения, я нахожу все-таки не лишним дать здесь некоторые советы, в предосте- режение учеников от недостатков, вре- дящих голосу и эстетической стороне музыки: это недостатки, в которые легко впа- дает певец, поддаваясь ложному увлечению. I. Советую безусловно избегать кри- ка, потому что крик — естественный враг пения: то и другое несовместимо. Кто не будет избегать крика, не может долго петь на сцене, так как крик убивает пение. Пусть певец знает, что тот, кто кри- чит, теряет и свой голос. Не надо забывать, что никакой учитель не в состоянии дать больше того, что дала природа, и что всякое чрезмерное усилие, сделанное для увели- чения голоса будет идти во вред голосово- му органу. Правда, что хорошо направлен- ные упражнения могут развить весь голос, данный от природы, но эти упражнения, конечно, не состоят в крике, как обыкно- венно думают. Нужно стараться достигать в piano большего эффекта чем в forte, так как piano — основание выразительности, без которой нельзя надеяться на долгую • 165 • и блестящую карьеру. В злоупотребление forte часто впадают многие из тех певцов, которые, будучи одарены хорошими, высо- кими нотами, всегда вызывающими апло- дисменты, употребляют эти ноты без меры даже и там, где композитор благоразумно удерживается от музыкального аффекта; вот одна из причин не только упадка пе- ния, но также и гибели голосов. II. Очень полезно слушать лучших артистов, но никто никогда, не должен стараться рабски подражать им, так как весьма легко перенять вместо хороших качеств дурные. Кто, будучи скудно ода- рен умственными и голосовыми средства- ми, старается слишком близко подражать другим, достигнет только известных эф- фектов, которые относятся к хорошему пению, как мишура к золоту. III. Не следует делать изменений в подлиннике; такая вольность не оправды- вается даже и в том случае, если она до- ставляла успех другим артистам. Прежде чем позволить себе какое либо изменение, нужно рассчитать, подходит ли оно к при- родным дарованиям певца, так как то, что легко доступно голосовым средствам одного артиста, может вовсе не пoдxодит к голосу другого. Вместе с тем, артист дол- • 166 • жен по возможности стараться создать себе свой собственный стиль пения, со- гласно своим голосовым средствам и вку- су. Только таким образом ему удастся вы- казать свои природные дарования. Нужно однако заметить, что если регистр для него слишком |