Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
низок или высок, то он может по- зволить себе некоторые изменения, но не- значительные, разумно и осторожно, что- бы не нарушить стиля сочинения. IV. Я заметил, что даже очень умные певцы имеют страсть считать себя способ- ными к пению, совершенно противопо- ложному их голосовым средствам; так те, которым подходит драматическое пение, считают себя способными к легкому и на- оборот. Но всего опаснее это для тех арти- стов, у которых есть способность к легкому пению, а между тем они насилуют свой го- лос, чтоб достичь драматического, напри- мер те, которым по голосу Sonnambula не могут петь «Норму», не подвергаясь опас- ности совершенно ослабить свой голос. Это относится преимущественно к женщинам и лирическим тенорам, которые, после ис- полнения драматического рода пения, не найдут уже более в своем голосе той легко- сти и гибкости, которые требуются опера- ми, подходящими к характеру их голоса. • 167 • V. Артист должен избегать те пассажи, которые ему не по голосу, а петь лишь то, что наиболее подходит к объему его голо- са, так как если даже во всей пьесе будет у него лишь один шероховатый пассаж, тем не менее певец, думая об этом одном под- водном камне, очень легко поддастся нерв- ному раздражению и споет дурно даже и то, что обыкновенно поет прекрасно. VI. Знаменитый Тальма говорил: «Артист должен иметь свежую голову и горячее сердце», т. е. не заботиться о вы- разительности, если он не вполне владеет собой, иначе он начнет преувеличивать и в нем будет заметно то колебание и та не- уверенность, которые уничтожают всякое достоинство музыкально-драматического исполнения. Замечу по этому поводу, что многие ошибочно принимают |