Главная страница

Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314


Скачать 1.81 Mb.
НазваниеПравила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
АнкорИскусство пения Ламперти
Дата16.06.2022
Размер1.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlamperti_iskusstvo_penia.doc
ТипПравила
#595306
страница44 из 50
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   50
каденции и оттенки, ко-

торые не по его вкусу; или не признает

изменений, совершенно разумных; ино-

гда осмеливается даже требовать, чтобы

начинающий артист не исполнял оперу,
179
как она написана, но как ее пели прежде другие певцы, только потому, что те счи- тались знаменитыми и первоклассными артистами. К этому факту, к сожалению, нередкому, и относительно которого я мог бы привести несколько примеров, присо- единяются часто грубые суждения толпы и полное невнимание театральных дирек- ций (столь вредные для театров), которые имеют смелость сравнивать начинающих с певцами уже известными, и безумие по- зволять себе или людям некомпетентным судить артистов на репетициях. Правда, что между этими Миносами сцены некото- рые имеют кой-какие музыкальные поня- тия, но достаточно ли уметь пробренчать вальс на фортепиано для того, чтобы про- изнести приговор о достоинстве артиста и о впечатлении, которое он может произве- сти на публику? Не думаю! Перворазряд- ному певцу все позволяется, начинающе- му ничего. Поэтому советую последним доверяться только людям честным, кото- рым нет основания желать их неудачи, одаренным здравым смыслом и изящным музыкальным вкусом, и петь так, как они учились, не допуская, чтобы советы това- рищей и претензии некоторых дирижеров совращали их с пути истины.
180
Если какое-нибудь соло плохо уда- ется, то прежде всего и, можно сказать, даже единственно за это отвечает пе- вец. Пусть ему зато дадут свободу выка- зать себя по собственному усмотрению.

Что же касается изменений, против которых так кричат многие знатоки, часто и незнакомые с музыкой композитора, я замечу, что легким сопрано, особенно при повторении allegro в каватине или рондо, всегда следует делать изменения, не пото- му, что это делали другие артисты, а для того, чтобы не пришлось слушать два раза то же самое, в ущерб театральному эф- фекту и правилам эстетики, требующим разнообразия. Но изменения должны соответствовать характеру исполняемой музыки, должны быть сделаны со вку- сом, применяясь к средствам артиста и тогда публика будет рукоплескать, остав- ляя знатоков кричать сколько им угодно. Есть однако средство спасти козу и капу- сту, т. е. петь только один раз простенькие кантилены, не повторяя их.

Артист должен помнить, что публи-

ка идет в театр ради удовольствия, и чем

более его доставит ей пение, тем более

она будет удовлетворена. Поэтому хва-

лю тех артистов, которые прилагают все
181
свое искусство к тому, чтобы опера по- нравилась публике. Сколько раз я видел, что певец, исполняя кантилену так, как она была написана в оригинале, сначала не имел успеха, потом его же заставляли повторять этот номер, спетый им с изме- нениями, которые были придуманы со вкусом и превосходно исполнены.

Когда композитор пишет оперу, он всегда имеет в виду какую-нибудь извест- ную певицу и старается воспользоваться каждым из ее качеств; когда же другая певица будет исполнять ту же оперу, она должна верно передать намерение авто- ра, стараясь вместе с тем, чтобы произве- дение его как можно более понравилось.

Этого мнения держались всегда вели- кие певцы и следуя этому правилу Паста пела «Танкреда», Рубини «Отелло», Ма- либран «Сомнамбулу», доставляя огром- ное наслаждение публике.

Затем, печать часто вводит в заблуж- дение публику.

Например, требовали, чтоб Фреццоли-

ни пела «Сомнамбулу» так, как она была

написана, между тем как Фреццолини

вставляла, вполне разумно, множество из-

менений в своей партии. Но в этом случае

182
дело шло о знаменитости. Когда De-Gria- imi-Vivez пела Ирену в «Велизарии» в театре Каркано в Милане так, как Дони- цетти написал эту оперу, то утверждали, что она изменила роль, потому только, что эту же партию прежде исполняла знаменитая Marietta Brambilla, контральто, а не меццо- сопрано, для которого была написана роль, что и вынуждало Brambilla приспособить ее к своим голосовым средствам.

Нахожу бесполезным распространять-

ся в примерах по этому поводу, а снова по-

советую артистам придерживаться моего

воззрения, особенно в номерах соло, и петь

их так, как они наиболее подходят к их го-

лосу и пониманию.


1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   50


написать администратору сайта