Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я с величайшим старанием развил здесь все положения, составляющие про- грамму моего «Руководства», исходя из основного правила: чтобы хорошо петь, не- обходимо уметь правильно дышать и хорошо произносить. Хоть я убежден, что выяснил, насколько мог, недостатки, которые нужно • 183 • исправлять, опасности, которых следует из- бегать, упражнения, которые требуются для того, чтобы сделаться отличными певцами, признаюсь откровенно, что я мало надеюсь на то, что из этого моего труда будет извле- чена существенная польза. И это опасение происходит от направления, принятого со- временными композиторами, которые, зло- употребляя музыкой с декламацией, сгуби- ли несравненное итальянское пение. Поэтому, повторяю, что если бы сре- ди нас снова начали писать Россини, До- ницетти, Беллини и т. п., им невозможно было бы найти искусных и достойных ис- полнителей их дивной музыки; до такой степени современные певцы отдалились от здравых преданий нашей классической школы пения, благодаря характеру совре- менной музыки. Но к счастью, есть еще надежда на время — восстановителя прав искусства. Я убежден, что если не вернуться к пе- нию, бывшему в славе в первой половине нашего столетия, то опера исчезнет, уступив место драме, — симфонии с преобладанием описательной музыки, смешному роду ис- кусства и потому обреченному на гибель. Тем не менее, я почту себя счастливым, если мог оказать какую-нибудь услугу выс- • 184 • шему искусству моими скромными, но от- кровенными советами, которые мне внуши- ла многолетняя опытность. Чтобы доказать, что мои опасения не лишены основания, и чтобы не быть обвиненным в пессимизме, приведу отрывок письма Россини, давно написанного к кавалеру Ферручи; пусть научится из него тот, кто в этом нуждает- ся — а таких много — бережно обходиться и разумно пользоваться превосходнейшим из инструментов — человеческим голосом. Вот слова композитора из композиторов: «Ты меня спрашиваешь, почему кон- тральто почти уже не дают главных ро- лей в опере. Конечно, не потому, что он лишился своей природной привлекатель- ности. ...Пойди к messa cantata (поздней обе- дне) и ты услышишь. ...Кто одарен хорошим слухом, тот ждет sanctus, чтобы судить о способностях орга- ниста; там, в регистре voce umana (чело- веческий голос) последний находит путь к сердцам молящихся, развивая свое чув- ство в патетическом andante. ...Деревенский органист — первый наш учитель логики. Альт есть норма, ко- торой нужно подчинить голоса и инстру- менты в полном музыкальном сочинении. • 185 • Если хочешь обойтись без альта, можно возвысить верхнее сопрано до луны и по- грузить бас на дно колодца. ...Следует работать над средними но- тами, чтобы они выходили звучными. На крайних нотах столько же приобретается силы, сколько теряется грации; злоупо- требление ими ослабляет горло, вследствие чего прибегают к декламации в пении, т. е. к лаю и фальшивой интонации. ...Тогда в ущерб изящному музыкаль- ному колориту является необходимость дать более силы инструментовке, чтоб по- крыть непосильное напряжение голоса. Это делается теперь, а после меня будет еще хуже того. Голова возьмет верх над сердцем; наука поборет искусство, и под потоком звуков то, что называется инстру- ментовкой, похоронит голоса и чувство». И Россини оказался пророком. |