Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
M cpep;w xBaJieHoro rrporpecca HOBeil:nmx B peMeH CO CIWp6niO BCIIOMMHaeT 0 IIpOIIIJIOM, KOr p;a BCe MOfJIM M yMeJIM MCIIOJIHMTn BCHKOfO pop;a MY3niKy. 3aiiMCniBaH MOM pa3MniiiiJieHMH, C0- 6paHHnie p;oJirMM orrniTOM M BHyiiieHHnie Heo6xop;MMOCTniO M3y'IaTn CBOHCTBa ro Jioca, a TaKme TeOpHIO M rrpaKTMKY IIeHMH, OTMelJ:aH BCe IIOTpe6HOCTM M CIIOC06nipy KOBOIJ;CTBa y'IeHMKOM c caMoro Ha'!aJia, H YCOMHMJICH B MOMX CMJiaX M rrop;yMaJI, 'ITO Tpe6oBaJIOCn 6ni 6oJiee OIIniTHOe B JIMTe paType rrepo p;JIH Toro, 'IT06nirrepep;aTn c 6oJinllleiO HCHOCTniO M M3HIIJ;eCTBOM MniC JIM, KOTOpnie TOJIIIMJIMCn B MOeH fOJIOBe 0 CTOJin BamHoM rrpep;MeTe. Ho H cTpeMJIIOCn TOJinKO OTKpniTn rryTn, ITO KOTOpoMy p;py rMe 6oJiee crroco6Hnie JIIOAM MOrJIM 6ni, B CBOIO O'Iepep;n, l-J;OIIOJIHMTn MOll CKpOMHniH TPYA M rrop;HHTn McKyccTBO rreHMH, yme CJIMIIIKOM p;aBHO yrHeTeHHOe M rrpep;o CTaBJieHHOe Ha IIpOH3BOJI CBOeHpaBMIO M фантазии. Припоминая однако благо- склонность, с которою было принято мое «Теоретическо-практическое руко- водство», питаю надежду, что и настоя- щий мой труд, который я мог бы назвать дополнением первого, будет принят с такою же снисходительностью. С другой стороны, опытность и на- вык, которые суть плоды моей долгой карьеры, заставляют меня надеяться, что я не предложу любителям искусства пе- ния и особенно артистам не нужное со- чинение, в этом моем руководстве, кото- рое можно назвать «Теория в действии». Ничто не случается без причины, и искусство пения не может остаться в настоящем положении упадка. Ему не суждено умереть, проявления прекрас- ного не умирают; нужно поэтому наде- яться на лучшую будущность, и я тем бо- лее убеждаюсь в этом, потому что вижу в том пренебрежении, с каким относятся теперь к итальянскому музыкальному искусству — чистому, мелодичному, вдохновенному, — явление чисто пре- ходящее. Я надеюсь, что вместе с ним поднимутся также школы пения. В течение 18-ти лет, т. е. с того вре- мени, когда в предисловии к первому моему сочинению я упоминал об упадке пения, положение дел много ухудши- лось, но тот инстинкт, который застав- ляет меня заботиться о защите искус- ства и изящного вкуса, говорит мне, что невозможно, чтобы продолжалась эта безрассудная страсть подражать ино- странцам и чтобы исчезли следы этого широкого, изящного, красноречивого, мелодичного разговора, который всегда был главным достоинством итальян- ской школы, завистью иностранцев и преимуществом нашего языка, нашего неба, нашего чувства. Другой недостаток, происходящий также от композиторов, — это искание эффекта единственно в оркестре; таким образом певец более не нуждается ни в каком учении, и публика привыкает к крику, нередко к тому же фальшивому. *** Часто я слыхал хорошее пение, между тем как публика не награжда- ла артиста одобрением. Итальянская мелодия находится нынче в исключи- тельном положении и считается как бы лишней. Бывало, самые знаменитые музыкан- ты Германии, Франции, Англии и Ис- пании отправлялись в Италию слушать нашу простую, чистую музыку, полную пения, выражающую все сокровенные человеческие страсти. А теперь, напро- тив, наши музыканты отправляются в германские страны слушать музыку сложную, математическую, пантеисти- ческую, хаотическую, основанную един- ственно на инструментации, сочинен- ную музыкантами той страны, которая opwrwHanoHa B cBoeM poAe M OTBe aeT wx rrpwpoAe. Ho HarrwcaHHaH B Ihanww, MTanoHHI aMM, ::JTO MY3nma pa3HOPOAHaH, MCKam.eHHaH, He CBOMCTBeHHaH AYXY Tex, KTO Boipoc IIOA BnMHHMeM He/KHOM,6naro pOAHOM MMCTOM MTanoHHCKOM MenOAMM. He mpw aiO, To c Te eHMeM BpeMe HM M C rrporpeCCOM MCKYCCTBa MeHHeTCH M yny rnaeTCH BKyc, M m.enaHMe rry6nMKM corrocTaBMTo OAMH MY3niKanoHoiM rrpweM c ApyrwM AenaeTcH Bee 6onee YBCTBM TenoHoiM. Ho ecnw HaM ym.e He rro AYIIIe KOHBeH MoHanoHaH MY3niKa, c Harrpac HoiMM IIOBTOpeHMHMM, C KaHOHOM, C nerKO 3aiiOMMHaeMOM KaHTMneHOM, CTapHHHOM KaAeH MeM, Heym.enM Mol IIO::JTOMY OT pe eMCH OT o6pa3 0BhlX rrpOH3BeAeHMM HaiiiMX BenMKMX CO MHMTeneil:, HaCTOH IIJ;MX MCTO HMKOB BAOXHOBeHHOM Meno AMM, rroToMy To B HMX rrpoHBnHeTcH BKyc TeX BpeMeH, KOfAa OHM 6oma HaiiMCaHoi? Ecnw TYT 6oma oww6Ka, Meil:ep6ep cyMen wcrrpaBMTo ee, rrpeAnom.MB HaM o6pa3e музыки, богатой чистейшими мелодия- ми и лишенной в то же время устарелых и обыкновенных приемов, и не впадая при этом в противоположный недоста- ток искажения мелодии инструмен- тальной искусственностью и усложне- ниями. Подражайте Мейерберу, но без подобострастия и вы соедините гармо- нию с мелодией как две родные души в одном воплощении. Мы теперь находимся в полной ме- лодической анархии, и тут мне кажется уместным привести фразу из письма, которое Россини написал мне по пово- ду этого вопроса: «Милый друг! Мы жи- вем во времена музыкальных баррикад: без ритма и без мелодии нет музыки». В самом деле, если бы какой-нибудь великий итальянский композитор — Россини, Беллини, Доницетти и т. п. — написал бы теперь оперу в чисто мело- дическом стиле, он не нашел бы тех, кто бы умел и мог ее исполнить. Оканчиваю эту статью вопросом: если даже род новейших опер, изобилующих криками, написанных в нелепых реги- страх и эффект которых бóльшей час- тью основывается на злоупотреблении высшими нотами и на бешеных интер- валах, доставляет наслаждение нынеш- ней публике, будут ли эти ложные, хи- лые, жалкие приемы всегда в состоянии забавлять ее? Изречение этого приго- вора, не требующего особой мудрости, принадлежит потомству. qACTh IIEPBAH |