Искусство пения Ламперти. Правила и советы ученикам и артистам санктпетербург москва краснодар ббк 85. 314
Скачать 1.81 Mb.
|
НЕДОСТАТКИ ПЕНИЯ Так как основание пения, как я го- ворил уже и повторяю, есть полное об- ладание правильным вдохом, то недо- статки, слишком часто встречающиеся у певцов, суть только неизбежное след- ствие малого значения, которое прида- ют этому наиважнейшему изучению. Отсюда неумение связывать две после- дующие ноты, съезжание, неровность в оттенке голоса, перерыв при переходе из регистра в регистр, частые фальши- вые интонации, даже в тех нотах, кото- рые по природе своей должны быть все- го удобнее для данного голоса. Что касается порока съезжания, ар- тист может употреблять его, но с боль- шою осторожностью и только там, где нужно выразить некоторые особенные чувства души как то: отчаяние, иро- нию, обманутую любовь, кокетливую наивность и тому подобное. Но кроме этих случаев нужно остерегаться его, как плачевного жеманства. По мнению неопытных людей ка- залось бы, что старинные и самые из- вестные певцы считали съезжание ка- чеством и средством придавать грацию прекрасному пению. Но у них шла речь совсем об ином, о пении с переносами. Очевидно смешивалось плавное пение или legato с съезжанием. Современные певцы все, более или менее, впадают в этот порок. Думая придать своему пению больше чувства и привлекательности, они достигают только того, что паро- дируют преходящий элемент патетиче- ской музыкальной красоты. Но бывает и хуже: съезжание не происходит ни- когда в унисон с инструментами, часто израсходывает дыхание, уродуя при этом мелодию и вредя произношению, и, сверх того, заставляет выговаривать слоги не во время, т. е. с опаздывани- ем, не говоря уже о фальшивых нотах, которые, вследствие этого, так часто встречаются у сопрано. Кроме того, в исполнении так назы- ваемых скользящих звуков в смежных ступенях, достигается впечатление схо- жее с тем, которое бывает, когда, настра- ивая фортепиано, переходят с коммы на комму, наименьший распознаваемый музыкальный интервал, равный 9-й части тона. Рейха в своем сочинении о гармонии утверждает, что он слышал певца, который в каденции пел четвер- ти тона с большою точностью и удиви- тельным успехом, но, не в обиду сказано почтенному теоретику, всё заставля- ет думать, что в этом случае он впал в странную ошибку. Порок съезжания, когда он падает на первые ноты мелоди- ческой фразы, имеет также неудобство вредить вдоху, требуя больше воздуха в ущерб голосу. Этому недостатку особен- но подвержены женщины, и всего более сопрано по свойству их голоса. Что касается переноса в пении, то его следует прилежно изучать, дабы из- бегнуть порока съезжания, присущего современным артистам и свидетель- ствующего о ныне господствующем дурном вкусе. Нельзя умолчать о неприятном впечатлении, производимом также за- паздыванием в издавании звука и о серьезном вреде разлада в голосовом созвучьи. Перенос должен быть употребля- ем в больших интервалах сверху вниз и снизу вверх, но никогда в смежных ступенях. Предупреждаю, что весьма легко в переносе и особенно сверху вниз скользить голосом, вместо того, чтобы перенести его. Чтобы избегнуть этого недостатка, певец должен ста- раться не бросать дыхания во время переноса и держать неподвижно рот и подбородок. Предостерегаю, наконец, изучаю- щих пение не переносить голос между двумя слогами, из которых один кон- чается, а другой начинается разными согласными. И это потому, что невоз- можно вставить, без вреда единству слова, паузу между различными со- гласными. Таким образом, можно пе- реносить голос в словах anima, amove, dolore, но нельзя этого делать в словах parti, tardi, verde и т. д. Если, впрочем, согласные были бы удвоенные как два tt в слове vendetta, diletto и т. д., можно сделать отступление от данного прави- ла, если при этом не меняется значение исполняемой мелодии. В таком случае нужно стараться произнести с бóльшей силой слог, на который падает ударение в удвоенных согласных, чтобы поддер- жать голос между слогами. Необходимо прибавить, что нужно переносить голос только тогда, когда характер мелодии этого требует, как случается там, где в пении встречают- ся интервалы, иначе впадешь в одно- образие и жеманство. Нужно напротив петь legato всякий раз, когда речь идет о смежных звуках, где не бывает скач- ков. Знаменитый Crescentini был тоже очень строг относительно съезжания голоса, потому что, как он говорил: «Это знак дурного вкуса, и может быть тер- пимо только в моменты сильного выра- жения глубокого чувства, восхищения, или увлечения, или же, наконец, на ферматах, и вот почему всегда необхо- димо петь legato». Кто не поет legato, вовсе не поет. Чело- веческий голос выше всякого инструмен- та именно по своей большей способности связывать звуки и принимать различные оттенки, чего не могут инструменты. Чтобы избегнуть недостатка въез- жания в ноту, певец должен придер- живаться правил, изложенных с осо- бенными примечаниями в статьях XII и XIII моего «Руководства». |