Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы
|
|
Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
| Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
|
Антитеза (противопоставление) – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия
| Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер.
|
Антонимы – слова, противоположные по значению Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления
| Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень.
|
Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает отношение к тому, о чем он сообщает. Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова
| Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша.
|
Вопросно-ответная форма изложения (гипофора)– форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними
| Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Дани один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача для всех.
|
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление
| В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
|
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости
| Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
|
Диалектизмы – местные слова, распространенные в ограниченной области
| Яр – круча, баз – двор.
|
Жаргонизмы – (арго) использование ненормативного условного языка
| Хаза – притон, бабки – деньги.
|
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы
| Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
|
Ирония – скрытая насмешка
| Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью…
|
Контекстные антонимы- слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте
| Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
|
Контекстные синонимы - слова, которые в языке не близки значению и являются синонимами только в исходном тексте
| Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний.
|
Лексика с точки зрения употребления
общеупотребительная
| Ограниченная в употреблении
|
| Диалектизмы
Курень
Кочет
гутарить
| Жаргонизмы
Предки
Общага
потрясно
| Профессионализмы
Кегль
Пленэр
аська
| Просторечная лексика
Просадить
Ихний
сбрендить
|
|
Лексика с точки зрения стилистической окраски
Нейтральная
Институт
Общество
дом
| Книжная
Дерзновенный
Созидательность
сподвижник
| Разговорная
Домик
Жадина
вкуснятина
|
|
Литота – художественное преуменьшение
| Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
|
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
| Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре)
|
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями
| Я три тарелки съел.
|
Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее
| И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
|
Неологизмы – новые (новообразованные ) слова языка
| Компьютер, принтер, космонавт.
|
Неполные предложения – предложения, в которых опущен какой-либо член (главный или второстепенный) Он легко восстанавливается из предыдущей речи, подсказывается обстановкой разговора.
| В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленой иглы, в старых соснах – зрелой терпкой смолой древесины.
|
Однородные члены предложения – синтаксическое средство выразительности, позволяющее подчеркнуть различные качества, увидеть динамику действия, понять, услышать что-либо.
| Татьяна верила преданьям простонародной старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
|
Окказионализмы (ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ)
| Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других?
|
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение
| Живой труп.
|
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать
| Осторожно ветер из калитки вышел.
|
Омонимы - слова разные по значению, но совпадающие по звучанию.
| Мир (вселенная), мир (тишина)
|
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты.
| Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
|
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
| Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов )
|
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Лексический повтор (повторение слов)
Морфемный повтор (повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней)
Экспрессивный повтор (эмоциональное обращение, носящее условно обобщенный характер)
| А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!..
Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, « невольник чести», но ведь чести…
А вы, надменные потомки…Вы, жадною толпой стоящие у трона… таитесь вы под сению закона.
|
Профессионализмы – слова, имеющие ограниченное распространение в какой-либо профессии
| Файл. Директория, сидиром, скачать.
|
Развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.
| Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохнувшим ртом к святому роднику добра.
|
Риторический вопрос- выражение утверждения в вопросительной форме
| Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
|
Риторическое восклицание - выражение утверждения в восклицательной форме
| Какая магия, доброта, свет в слове «учитель»!
|
Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чём говорится.
| Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ах! Уймись ты, буря!
|
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
| Все спит – и человек, и зверь, и птица.
|
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
| Выхожу я один на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
|
Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
| Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
|
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
| Глаза, как небо, голубые. Посмотрит – рублем одарит.
Река, как зеркало.
|
Термин- слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
|
|
Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном
| Нет, я хотел… быть может, вы… я думал.
|
Устаревшие слова (Архаизмы) – вышедшие из употребления слова
| Ланиты – щеки.
|
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
| Тянуть лямку, повесить нос, впасть в детство, яблоко раздора, ариаднина нить
|
Цитирование – использование чужих слов, вставленных в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.
| А.И. Герцен писал, что «поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда».
|
Эллипсис – это пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма
| Мы сёла – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
|
Эмоционально-оценочные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям
| Лузгать (прост.) Вонять (груб.) Водрузить (высок.)
|
Эпитет - художественное определение
| Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.
|
Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков
| Струится не тихнувший дождь, томительный дождь.
|
|
|
|
|
|
|