Главная страница
Навигация по странице:

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Эссе по правоведению на тему Право и мораль как социальные регуляторы. Эссе по правоведению на тему Право и мораль как социальные регул. Право и мораль как социальные регуляторы


    Скачать 34.1 Kb.
    НазваниеПраво и мораль как социальные регуляторы
    АнкорЭссе по правоведению на тему Право и мораль как социальные регуляторы
    Дата21.05.2022
    Размер34.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе по правоведению на тему Право и мораль как социальные регул.docx
    ТипДокументы
    #541657

    Эссе по Правоведению на тему:

    «Право и мораль как социальные регуляторы»

    Система регулирования общественных отношений, сложившаяся в течение длительного периода, включает в себя разнородные нормы и правила поведения, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди всего многообразия социальных норм можно выделить нормы права, морали, обычаи, традиции и другие. Но стоит отметить, что главная роль в современное время принадлежит исключительно нормам права и морали. Они представляют собой своего рода две стороны одной медали, между которыми наблюдается тесная взаимосвязь.

    В рамках детального анализа права и морали как социальных регуляторов мы должны кратко охарактеризовать указанные понятия, выявить сходные и различные признаки между ними и, главное, рассмотреть аспекты их функционирования и взаимного влияния.

    Начнем наше исследование с рассмотрения понятия «право». В юридической науке сложилось определение права, согласно которому под правом понимают систему общеобязательных, официально санкционированных правил поведения, отражающих волю общества. Они обеспечиваются принудительной силой государства и направленны на урегулирование общественных отношений.

    Мораль же в свою очередь представляет собой форму общественного сознания, совокупность принципов и правил, сформированных с позиции добра и зла, которыми население пользуется при решении обыденных задач1. Мораль и право, как уже отмечалось выше, являются социальными регуляторами, ввиду чего между ними можно установить сходные черты2. Рассмотрим их.

    • В первую очередь, необходимо отметить единство целей и задач их функционирования – упорядочение всего спектра социальных отношений и совершенствование условий жизни общества.

    • Во–вторых, основу формирования права и морали составляет единая система ценностей, которая сложилась в обществе под воздействием общих исторических, экономических, культурных, социальных и иных факторов.

    • В–третьих, все нормы права и морали создаются обществом и исходят от общества– в первом случае через посредников, например, депутатов, во втором– непосредственно от населения.

    Однако, наряду с общими чертами между моралью и правом существуют различия, заключающиеся в следующем

    • время формирования. Мораль функционирует на протяжении всего существования человеческого рода, на нее опирались издревле при ведении домашнего хозяйства, охоты, переговоров о сотрудничестве с другими племенами и т.д. В то время как право возникает намного позже, когда общество переходит на определенную ступень развития. В каждой стране данный процесс протекает в разные временные периоды, например, в эпоху Древнейшего мира возникло право в Древней Греции и Риме, но он непременно связан со становлением государства и развитием его государственного аппарата.

    • процесс создания. Нормы права устанавливаются государством и его органами в процессе законотворческой деятельности. Законотворчество, как известно, есть монополия государства, его исключительная прерогатива. Создание же норм морали проходит в стихийных условиях, нецеленаправленно. Данные нормы появляются в ходе практической деятельности людей как необходимые для существования. Для их осознания и принятия нет нужды в санкционировании, признании государством. Они бессознательно впитываются населением с младенчества и постепенно закрепляются в сознании человека.

    • источники закрепления. Правовые нормы, как правило, закрепляются в официальных письменных актах государства, таких как законы, указы, решения судов и прочие либо же в иных формах, санкционированных государством, например, религиозных книгах, в монографиях ученых–юристов. Вне такой внешне выраженной официальной формы правовые нормы существовать не могут. Нравственные же нормы не имеют каких–либо письменных и официальных форм выражения. Они существуют в сознании людей. Но есть и исключения, некоторые из них сформулированы в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках – Библии, Коране, Талмуде.

    • объем регулирования общественных отношений. Мораль, по своей природе, влияет на более широкий спектр отношений общества, глубже проникает в сознание людей. Она, своего рода, судья, который решает, какие поступки следует совершать, и какие нет. Объем влияния право намного уже, оно регулирует только самые важные, значимые общественные отношения, например, собственность, безопасность личности, власть, экология, которые без могут обойтись без государственно–силовых средств.

    Ввиду нашего исследования возникает логичный вопрос: какими мотивами может руководствоваться человек при правовом и моральном воздействии? Следует отметить, что праву безразлично какими мотивами руководствуется человек при соблюдении его норм. Человек может следовать праву только потому, что боится привлечения к ответственности. Его поведение будет основано на угрозе неминуемых, установленных государством последствий. Мотивом соблюдения правовой нормы в данном случае будет являться страх возможного наказания за нарушение или неисполнение нормы3. Но, тем не менее, нормы права будут в полной мере исполнены.

    Мотивом соблюдения норм морали является совесть, т.е. состояние страдания от невыполнения нормы или состояние страдания от напоминания о невыполнении долга. Поскольку мораль не может основываться на указании на нежелательные последствия в будущем, она может действовать только путем развития в человеке памяти о прошлом. Если будущее — это то, что может сбыться, то прошлое уже не может сбыться. Поэтому мораль выбирает прошлое в силу его неосуществимости, чтобы не указывать на последствия. Вместе с тем, конечно, совесть, в отличие от страха, сама есть продукт, а не причина морального закона.

    Теперь перейдем к самому главному объекту нашего исследования, а именно взаимодействию права и морали. Данное взаимодействие можно представить в виде следующих форм:

    Последовательно охарактеризуем каждую из указанных форм.

    1. Необходимо начать с того, что законотворцы, создающие нормы права, обладают определенной моралью, имеют определенные представления о добре и зле, имеют свой набор нравственных ценностей. Их морально-этические взгляды влияют на содержание принимаемых нормативных правовых актов. Кроме того, можно заметить тенденцию изменчивости морали, в а след за ней и изменения права. Так, например, в Советском Союзе осуждалась спекуляция, т.е. покупка товаров по низкой цене, а затем их продажа по завышенной, как с точки зрения морали, так и с точки зрения права. Однако в настоящее время мораль такова, что спекуляция является одним из видов предпринимательской деятельности и не относится к категории «преступление». Также можно отметить, что в связи с разными «моральными приоритетами» в странах закладываются и разные законы, так в одних странах ответственность за преступления коррупционной направленности может более суровая – в КНР предусматривается смертная казнь, а в других – менее – в РФ лишение свободы.

    2. Право оказывает обратное влияние на нравственное состояние общества, отдельных его членов, способствует их нравственному воспитанию4. Это следует из того, что основные требования права и морали совпадают.

    3.Закон зачастую включает в себя прямые ссылки на соблюдение норм морали, и в случае их нарушения, устанавливает отрицательные правовые последствия. Например, уголовный кодекс РФ содержит в себе главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности. Согласно семейному законодательству «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии».

    4. Моральные нормы в праве могут использоваться с целью отражения причиненного ущерба личности, ее чести, достоинству. Так, например, в соответствии с нормами гражданского права, «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину, а равно в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежного возмещения указанного ущерба».

    Стоит отметить, что тесное взаимодействие права и морали не исключает наличия в ряде случаев между ними противоречий и разного рода несоответствий5. Ряд дискуссионных вопросов в соотношении права и морали чаще всего возникает при регулировании трансплантации органов и тканей человека, искусственного оплодотворения, эвтаназии, прерывания беременности и других медицинских операциях. Так, например, дело «Доктора Смерти» – Йозефа Менгеле–показывает нам столкновения норм морали и права. Доктор убивал по их просьбе безнадежно больных пациентов. С одной стороны, он прямо нарушал нормы закона, но с другой – избавлял больных от физических и душевных страданий.

    Подводя итог работы, мы можем утверждать, что благодаря таким важным социальным регуляторам, как право и мораль наше общество может безопасно существовать и развиваться.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Бугарчева Е. А. Право и мораль в постиндустриальном обществе // Вестник экономики, права и социологии. –2016. № 2. –С. 143–146.

    2. Лезьер В. Коллизии права и морали в западной правовой традиции// Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Юриспруденция». –2018. № 4. –С. 25–36.

    3. Мелешко Е. Д., Верховский Д. А. Мораль и право, как социокультурные регуляции // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. –2014. № 4.– С. 3–9.

    4. Разин А. В. Духовно–практическое освоение действительности в морали и праве // Lex russica (Русский закон). – 2015. № 4. –С. 104–112.

    5. Харт Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали // Правоведение. – 2005. № 5. –С. 102–136.



    1 Бугарчева Е. А. Право и мораль в постиндустриальном обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. С. 143–146.

    2 Мелешко Е. Д., Верховский Д. А. Мораль и право, как социокультурные регуляции // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 2014. № 4.С. 3–9.

    3 Разин А. В. Духовно-практическое освоение действительности в морали и праве // Lex russica (Русский закон). 2015. № 4. С. 104–112.

    4 Харт Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали // Правоведение. 2005. № 5. С. 102–136.

    5 Лезьер В. Коллизии права и морали в западной правовой традиции // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Юриспруденция». 2018. № 4. С. 25–36.



    написать администратору сайта