Главная страница
Навигация по странице:

  • Первое существенное отличие часовни от храма — отсутствие

  • Объемно-пространственная композиция часовен

  • Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

  • Открытые или закрытые часовни

  • 3. Часовни в городской среде

  • 4. Функциональные типы часовен

  • Конструктивное решение и материал несущих элементов

  • Программа-задание на курсовой проект «Православная часовня» Цель проекта

  • Состав графической части проекта «Православная часовня»

  • Требования к архитектурной композиции православной часовни.

  • Форэскиз в черновом макете

  • проект часовня. Православная часовня


    Скачать 248.65 Kb.
    НазваниеПравославная часовня
    Анкорпроект часовня.doc
    Дата19.09.2017
    Размер248.65 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапроект часовня.doc
    ТипДокументы
    #8644

    Православная часовня
    Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

    В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

    Квадратная в плане часовня — это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

    Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

    Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма — отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства иконостасом.

    Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

    1

    Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

    Что касается категорий архитектурных, то в объемно-пространственной композиции и стилистическом оформлении фасадов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­хитектурного образа.

    Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

    Второе отличие часовни от храма заключается в том, что часовня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

    Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

    Объемно-пространственная композиция часовен

    Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

    1. простой квадрат;

    2. квадрат с террасой или верандой;

    3. квадрат, развитый до прямоугольника;

    4. квадрат с развитыми углами;

    5. квадрат как ядро композиции;

    6. многоугольник;

    7. квадрат, дополненный с одной стороны полукругом

    Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

    1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена

    2

    напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).

    Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).

    1. Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми глав­ами (рис. 5).

    2. Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).

    3. Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).

    4. Квадратный план со срезанными углами представляет много­угольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).

    5. Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).

    Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, незави­симо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.

    3

    Открытые или закрытые часовни. В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.

    Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).

    Стилистика.Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).

    3. Часовни в городской среде

    Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:

    1. на территории монастыря или храма;

    2. в мемориальном комплексе;

    3. на площади;

    4. на магистрали (улице);

    5. при учреждениях и больницах;

    6. в жилом микрорайоне;

    7. на озелененной территории.

    Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опре­еленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.

    Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой за­стройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.

    4

    Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.

    При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.

    4. Функциональные типы часовен

    В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.

    /. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м2 на 2 человека.

    Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).

    1. Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м2.

    2. Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.

    Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.

    4.Погребальныечасовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м2. Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти

    5

    должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.

    1. Конструктивное решение и материал несущих элементов

    При выборе конструктивного решения и материала несущих

    элементов часовни можно рекомендовать следующее: основные несущие конструкции часовни должны быть долговечными и выполняться из соответствующих материалов. Стены часовни (закрытой) должны быть выполнены из сплошного кирпича, их толщина для средней полосы России может быть ограничена 640 мм. Требования энергоэффективности не распространяются на здания часовен ввиду нестационарного режима их использования.

    Для внутренних несущих конструкций часовни - столбов, арок и куполов - может использоваться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Такую поверхность достаточно только ошпаклевать, а современные силикатные краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложностей кирпичной кладки парусов можно, применяя способ бетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам.

    6. Устройство систем инженерного обеспечения

    ■ При выборе вариантов устройства систем инженерного обеспечения часовни следует иметь в виду, что:

    • для вентиляции закрытой часовни предусматривается использование системы естественной вентиляции через открываемые светопроемы;

    • для отопления часовен возможно применение системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления в зависимости от местных условий. Сегодня достаточно часто используют систему отопления с применением напольных низкотемпературных панелей —так называемый теплый пол. Его преимуществом является равномерное распределение тепла в пространстве нижней зоны часовни, где размещаются молящиеся, быстрое высыхание поверхности в непогоду. Для уменьшения расходов на отопление можно рекомендовать устройство местного отопления для постоянного пребывания служащего, продающего свечи.

    Существуют также правила цветового решения часовен и храмов. Никогда не применяется чёрный цвет, может быть замещён коричневым. Серебряный цвет-белый, золотой – жёлтый.

    6

    Программа-задание на курсовой проект

    1. «Православная часовня»

    2. Цель проекта - создать выразительный образ православной часовни, являющейся акцентом в городской среде, с соблюдением канонической традиции при поиске современного образа православной часовни.

    3. Вместимость часовни (единовременное пребывание посетителей) с одним эвакуационным выходом - до 50 человек. Часовни могут быть одноэтажными или с цокольным этажом, отапливаемыми и неотапливаемыми, открытыми и закрытыми, могут выполняться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона.

    4. Высота часовен от пола до потолка должна быть не менее 3 м. Форма кровельного покрытия может быть различной: скатная, купольная, шатровая, в виде горки кокошников или иная, но не плоская.

    5. В современных строительных правилах принято, что часовни площадью до 10 м2 и вместимостью до 5 человек могут состоять из одного помещения, а большей площади и вместимости могут иметь вспомогательные помещения - одно или несколько.

    6. Отдельного внимания требует разработка архитектурной композиции колокольни, если она предусматривается при проектировании. Колокольня или звонница, которая бывает встроенная или пристроенная, должна по своему облику и параметрам соответствовать облику и габаритам часовни.

    7. Состав графической части проекта «Православная часовня»

    8. генеральный план М 1 : 250;

    9. план М 1 : 50;

    10. фасады, не менее двух М 1 : 25, М 1 : 50;

    11. разрез М 1 : 50;

    12. макет М 1 : 50.

    13. Проект выполняется на планшете размером 50 х 100 см. Макет - отдельно на подоснове.

    14. Требования к архитектурной композиции православной часовни.

    • Лаконичная объёмная композиция часовни. Венчание здания православным крестом.

    • Приподнятость уровня часовни над землёй. Ориентация апсиды (если она присутствует) и креста на восток.

    • Территория часовни должна быть ограждена и благоустроена с посадкой деревьев.

    • Форма плана возможна: крестообразная, квадратная, прямоугольная, круглая, восьмиугольная.

    • Перекрытие купольное, сводчатое и шатровое.

    • Часовня одноглавая.

    • Глава луковичной или шлемовидной формы.

    • Вход в часовню через перспективный портал.

    7
    График проектирования

    3семестр 2 курс тема «Православная часовня»

    Недели

    Дата

    Тема занятия

    Самостоятельная работа

    1

    11.09

    Вводная лекция

    Выбор места проектирования

    13.09

    Клаузура

    Выбор типа часовни

    2

    18.09

    Определение объёмно-пространственной характеристики часовни

    Схема генерального плана

    20.09

    Определение пространственной схемы несущих конструкций

    Определение пропорций часовни, вариантное проектирование фасадов, плана, разреза

    3

    25.09

    Форэскиз в черновом макете

    Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов

    27.09

    Вариантное проектирование

    Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов. Цветовое решение часовни

    4

    02.10

    Вариантное проектирование

    Уточнение решения фасадов, плана, разрезов

    04.10

    Вариантное проектирование

    Уточнение решения фасадов, плана, разрезов, генплана

    5

    09.10

    Эскиз.

    Уточнение решения фасадов, плана, разрезов, генплана

    11.10

    Детализация фасадов

    Проработка фасадов

    6

    16.10

    Выполнение макета часовни. Компоновка работы на планшете.

    Выполнение макета часовни

    18.10

    Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

    Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

    7

    23.10

    Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

    Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

    25.10

    Подача проекта.

    Подача проекта. Макетирование.

    8

    30.10

    Подача проекта.

    Подача проекта. Макетирование.

    01.11

    Завершение работы. Сдача проекта. Кафедральный просмотр.





    8
    Библиографический список

    Благовидова Н. Г. Часовни в архитектурно-планировочной средегорода : учеб. пособие / Н. Г. Благовидова. М. : Архитектура-С, 2006. 136с.

    1. Кеслер М. Ю. Благолепие и экономика в современном храмоиздательстве / М. Ю. Кеслер // Приход. Православный экономический вестник. 2007. №5. С. 14-22.

    2. Крадин Н. П. Православный храм : учеб. пособие / Н. П. Крадин. Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1992. 84 с.

    1. Кудрявцев М. П. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм / М. П. Кудрявцев, Т. Н. Кудрявцева // Къ Свету. Символика русского храмоиздательства. 1994. Вып. 17. С. 65 - 87.

    2. Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику : учеб. пособие / В. И. Лучкова. Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1997. 98 с.

    3. Православный храм : вечность глазами молодых / под ред. В. И. Лучковой. Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 2000. 112 с.

    4. Часовня : методические указания к выполнению курсового проекта по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» /сост. Н. М. Ерошенко, Н. П. Крадин. Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1997. 35 с.


    9


    написать администратору сайта