Экзамен ТКО. Правовые основы и принципы применения техникокриминалистического сопровождения следствия. Задачи техникокриминалистического обеспечения следственной деятельности
Скачать 1.78 Mb.
|
Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и "доводки" его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем. На заключительном, оформительском, этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы. Значение субъективных портретов – позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки. На отображение элементов внешнего облика и их признаков существенное влияние оказывают определенные группы факторов (из практикума): 1) факторы материальной части средств видеозаписи или фотосъемки – функционально-технические характеристики аппаратуры для видеозаписи и фотосъемки (разрешение, чувствительность, формат ПЗС или КМОП-матрицы, наличие автодиафрагмы, отношение сигнал/шум, система баланса белого, угол обзора камеры, оптические искажения, вызванные объективом видеокамеры); 2) факторы процесса записи видеоизображения на носителях, т.е. при которых осуществляется запись с камеры на носитель видеоинформации (вызванные процессом кодирования видеосигнала, разрешение записи, скорость записи и формат сжатия); 3) факторы условий видеозаписи или фотосъемки (направление и характер освещения, расстояние до объекта съемки, ракурс, масштаб изображения головы человека и размещения ее в кадре, положение запечатлеваемого объекта относительно видеокамеры); 4) факторы состояния внешности объекта запечатления, т.е. характеризующие объект фиксации на видеозаписи или фотоснимке (одежда запечатлеваемого человека и его эмоциональное состояние). 5) факторы условий хранения видеозаписи и фотоснимках, т.е. учитывающие сроки ее хранения на различных носителях (видеокассетах, оптических дисках, жестких дисках) и эксплуатации. Выявленные и проанализированные факторы, влияющие на отображение признаков внешнего облика на видеоизображениях и фотоснимках, могут быть использованы при назначении и производстве судебно-портретных экспертиз, а также при проведении отдельных следственных действий (выявленные факторы, влияющие на отображение элементов внешнего облика исследуемых объектов, будут учитываться при проведении каждой стадии портретной экспертизы, а также при сравнении признаков внешности и анализе природы совпадений и различий). №30. Понятие и классификация субъективных портретов. Правила составления и использования субъективных портретов в раскрытии и расследовании преступлений Отображения внешнего облика человека можно разделить на следующие виды: Объективные отображения - материальные отображения внешности человека (на фотоснимках, видеоизображениях и т.д.) Субъективные отображения (идеальные отображения) - это мысленные образы о внешности человека (которые могут быть использованы непосредственно, например, при опознании потерпевшим напавшего на него преступника). К числу субъективных отображений относятся: 1) описание, 2) субъективный портрет, 3) реконструкция лица по черепу. Субъективные портреты — это изображения лица или лица и фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о его внешнем облике. Представление формируется в результате процесса восприятия человека человеком и существует в памяти очевидца в виде мысленного образа воспринимавшегося человека. Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа (потерпевшим, свидетелем) или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Виды субъективных портретов: (NB: Классификацию не нашла, но условно можно самим придумать. Например, по степени применения технических средств :1) составленные без их применения 2) с применением программ на компьютере 3) с применением специальных технических средств: рисовальных компьютеров и т.д., или по субъектам составившим: 1) самим очевидцем 2) специалистом 3) следователем и т.д.) 1. Рисованный. В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые профессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших. Также эти портреты могут создаваться самими очевидцами, но случаи изготовления рисованных портретов самими очевидцами редки. Наиболее часто в практике применяются такого рода портреты, создаваемые профессиональными художниками. Правила создания рисованного портрета. Прежде всего, очевидец рассказывает инициатору изготовления портрета: оперативному сотруднику, следователю и присутствующему художнику об обстоятельствах, при которых он видел человека, чей портрет требуется изготовить. Такой рассказ не только поможет очевидцу воскресить в памяти картину события, сообщить более полные данные о внешнем облике разыскиваемого, чем они были зафиксированы в первоначальных документах, но и по ассоциации вспомнить наиболее характерные признаки внешности неизвестного. Свободный рассказ очевидца также позволит оперативному сотруднику, следователю совместно с художником правильно оценить данные, сообщенные очевидцем, целеустремленно вести дальнейшее собеседование, уточняя те детали происшествия, которые могут создать более достоверное впечатление у художника о внешности разыскиваемого. Иногда, кроме общего впечатления о внешнем облике разыскиваемого очевидец не может ничего больше рассказать. В такой ситуации художнику по ходу рассказа целесообразно делать эскизные рисунки, фиксируя то впечатление, которое у него складывается о внешности неизвестного, по возможности акцентируя те признаки, которые, более или менее уверенно сообщает очевидец: например, общую форму лица, строение какого-либо крупного его элемента (носа или рта). Если очевидец отмечает в своем рассказе какой-либо признак, как наиболее выразительный, то художник выделяет на эскизе эту особенность, используя силу тона, нажим карандаша. В дальнейшем художнику рекомендуется придерживаться принципа соподчиненности по степени выразительности признаков внешности изображаемого им лица. Такой прием позволит создать общую изобразительную основу, которая может потом дополняться, корректироваться под контролем очевидца. Самый трудный этап - создание первого эскиза к рисунку, поскольку описанию могут соответствовать различные варианты изображения. Если создать первый эскиз на основе рассказа очевидца не удается, то можно предложить ему вспомнить знакомое для него лицо, похожее на скрывшегося. Фотоизображение этого лица в последующем используется для изготовления рисованного портрета. Если таких людей среди знакомых очевидца нет, то можно предложить ему следующий прием - похож ли разыскиваемый (в целом обликом или отдельными элементами лица) на какого-либо всем известного человека, например, киноактера, диктора телевидения и т.п. В связи с этим целесообразно иметь альбом или картотеку репродукций таких портретов из газет и журналов. На основе изображения этого человека художник делает первоначальный (самый общий) эскиз к рисунку лица разыскиваемого, а затем дорабатывает его под контролем очевидца. 2. Комплексный или «живой» (по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, затем фотографируется или снимается на видеопленку). При этом используются средства и методы сигналлитической фотосъемки. 3. Рисовано-композиционный. Рисовано-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в специальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца. В законченном виде рисовано-композиционный портрет, обычно представляющий лицо человека анфас, выглядит как штриховой (в некоторых вариантах - полутоновой) рисунок. Его преимуществом является возможность отобразить в нем доминирующие во внешности человека групповые признаки элементов и особые приметы, не включая в портрет индивидуализирующие признаки, которые обычно достоверно не запоминаются. Для изготовления рисовано-композиционных портретов используются рисунки отдельных элементов лица, которые монтируются с помощью специальных технических и программных средств. Исходные рисунки для комплектов и баз данных выполняются художниками с учетом указаний следователей-криминалистов и специалистов. Идея изготовления субъективных портретов из заранее подготовленных рисунков была впервые реализована в системе Identikit . Аналогичная система была создана в Институте криминалистики МВД Польской Республики, названная авторами «идентификатором рисовально-композиционным» (ИРК) В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России первоначально наибольшее распространение получили программы «ELLI» и «БАРС», ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация — «Портрет». К пакет программного обеспечения «БАРС» входит: база данных, при создании которой использован комплект изображений «цементов внешности, разработанный для ИКР-ПОРТРЕТ; несколько графических редакторов; подпрограмма, осуществляющим диалог с пользователем (управляющее меню, место выбора изображения элементов и пр.), программа связи с различными периферийными устройствами (драйверы печатающих устройств, мониторов, магнитных накопителей и т. д.). Система дает возможность автоматически выбирать из базы минных изображения элементов внешности. Система предусматривает внесение изменений в изображении элементов путем их «дорисовки» или «стирания». Из зарубежных компьютерных систем для изготовления субъективных портретов широкую известность получила американская система «Compusketch». В базе данных этой системы хранятся около 50 тыс. изображений элементов мужских и женских лиц различных рас и антропологических типов. Программа позволяет быстро сменять на экране дисплея изображения элементов, перемещать их по экрану, изменять параметры элементов (длину, ширину), при необходимости дорисовывать изображения. Система предоставляет также возможность вносить возрастные признаки в подобранные элементы. В последнее время появились так называемые «рисовальные» компьютеры типа «Penbook», которые дают возможность имитировать привычный и не требующий специфических навыков процесс дорисовки, при котором человек имеет возможность одновременно наблюдать движения руки, пишущего инструмента и оставляемого им следа. По сути, имитируется процесс рисования карандашом на бумаге. 3. Фотокомпозиционный. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения. Для монтажа портрета использовался как линейный принцип, так и мозаичный. В первом случае используемые фрагменты изображений получались путем линейного разделения исходных портретов и последующего их перемещения по горизонтали до достижения композиции, удовлетворяющей очевидца. Наиболее успешно эту идею реализовал английский криминалист J. Penry. Он назвал свой комплект для изготовления фотокомпозиционных субъективных портретов «Photo-Fit» . Изображение волосистой части головы, овала лица, ушных раковин и подбородка составляли внешний фрагмент, а изображение глаз, бровей и переносицы; носа и прилегающей к нему области носогубных складок; области рта - составляли три внутренних фрагмента. Работа с фотороботом мозаичного типа была снабжена определенными трудностями, так как технически сложно изготовить одинаковые по размеру и конфигурации фрагменты для обеспечения точной стыковки изображений элементов внешности. Наиболее распространенные программы в России: «Fotorobot», «E-FIT», «Портрет», «КРИС», «Faces». Привила составления субъективных портретов:: до получения словесного портрета и составления субъективного портрета не предъявлять никаких фотографий и субъективных портретов при наличии нескольких очевидцев, которые одновременно наблюдали одно и тоже лицо, специалист работает с ними поочередно при работе по одному и тому же неизвестному лицу не рекомендуется составлять более 2 – 3 субъективных портретов составленных со слов (большее количество ориентировок только затруднит поиск и установление личности) методика составления субъективного портрета предусматривает изготовление единого субъективного портрета, составленного со слов нескольких очевидцев, когда корректировка портрета происходит поэтапно, что гарантирует получение более объективного описания и изображения Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из четырех этапов: 1 этап. Предварительный. Задачи: ‑ получение от инициатора задания максимальных сведений об очевидце; ‑ продумать работу с очевидцем на основе имеющихся данных (антропологический тип, пол, возраст, роль очевидца – потерпевший, свидетель, участник и т.д.). 2 этап. Допрос и беседа с очевидцем. Зачастую, специалисты, занимающиеся составлением субъективных портретов, не могут совершенно общаться с потерпевшим, сбивая его своим резким или на оборот безразличным поведением, тем самым, сводя результат проводимой работы к нулю. Однако этого можно избежать, если следовать следующим простейшим правилам: установление психологического контакта с очевидцем; активизация процессов памяти очевидца по воспроизведению образов; определение типа человека по сенсорным предпочтениям. Основные приемы: назвать имя очевидца при знакомстве и не забывать в процессе работы над портретом обращаться к очевидцу по имени; проявлять вежливость (предложить раздеться, показать место работы); во время рассказа очевидца об обстоятельствах дела смотреть в глаза, быть внимательным; корректно направлять рассказ очевидца (избегать не относящихся к делу деталей и подробностей, задавать наводящие вопросы); использовать выражения «я вас понимаю», «хорошо», «у вас хорошая память», «вы мне очень помогли», «у нас получится хороший портрет» и т.д., проявляя искреннюю заинтересованность в хорошем результате; если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия; после рассказа очевидца дать ему «отдохнуть», переключив на рассказ о себе (профессия, род занятий); сделать «комплимент-профессия»; перед началом составления портрета использовать фразу «уверенность в хорошем результате». 3 этап. Изготовление (составление) субъективного портрета. На данном этапе у специалистов также возникает не мало трудностей в виду их невысокого уровня подготовки для работы с компьютерной техникой и специализированными программами. Основными задачами этапа является: ‑ поддерживать установленный психологический контакт с очевидцем; ‑ активизировать процессы памяти очевидца по детальному воспроизведению зрительных образов; ‑ получить органичное изображение разыскиваемого человека; ‑ добиться типажного сходства СП с реальным лицом. Основные приемы: ориентировать память очевидца на типажное сходство с известными людьми; начинать работу с той части лица, которую очевидец, по его мнению, запомнил лучше; прибегать к сравнению формы элементов лица с известными геометрическими фигурами, в случае, если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия и вопросы на контрасте «Нос длинный или короткий»?; предлагать очевидцу карандаш для рисования (не может описать словами, нет в базе нужного элемента и т.д.); использовать выражения, одобряющие совместную работу; в процессе дорисовки СП специалист периодически согласовывает свою работу с очевидцем при помощи вопросов «Стало лучше или хуже»? или «Что, на ваш взгляд, еще нужно изменить»? и т.п.; избегать излишней детализации изображения. 4 этап. Получение сведений о результате использования СП. Рассматривая тактико-психологические аспекты работы с очевидцем следует отметить важность в процессе изготовления субъективного портрета, организации и оборудовании помещения для составления СП. Перечислим основные из них: наличие отдельного помещения (площадь около 10 м. кв.); эргономичная, но не расслабляющая мебель; наличие всех необходимых инструментов «под рукой»; убрать «агрессивные» предметы; установить комнатные растения; предусмотреть возможность управлять освещением и др. Кроме того, необходимо исключить любые ситуации, отвлекающие специалиста во время работы с очевидцем. Все выше перечисленные требования помогают решить задачу создания комфортно-деловой среды для успешной работы и достижения необходимого результата. Изготовление субъективных портретов с помощью автоматизированных программ имеет свои особенности, связанные с демонстрационными возможностями современных технических систем. При использовании компьютерных систем составления субъективных портретов специалисту следует, во-первых по результатам беседы с очевидцем определяет объем достоверной информации о признаках внешности лица, чей портрет составляется. Во-вторых с учетом объема исходной информации использовать один из трех вариантов работы с очевидцами: 1. Очевидец достаточно точно помнит и описывает признаки внешности разыскиваемого лица. Специалист выводит выбранные очевидцем изображения элементов лица на экран дисплея и монтирует портрет. 2. Очевидец помимо общего впечатления о лице разыскиваемого может описать только отдельные элементы внешности или помнит только общие признаки лица. Специалист вместе с очевидцем просматривает на экране дисплея имеющиеся в памяти ПЭВМ варианты элементов внешности, начиная с более четко запомнившихся. Вместо элементов, которые очевидец не может вспомнить, в портрет включаются так называемые «средние» элементы соответствующие типажу лица. 3. Очевидец помнит внешний облик разыскиваемого лица недостаточно четко. Специалист по результатам беседы о признаках внешности разыскиваемого лица самостоятельно выбирает требующиеся элементы лица (подходящие по описанию, по мнению специалиста), выводит их на экран для демонстрации очевидцу и с учетом мнения последнего вносит изменения в полученное изображение. Кроме того, практика изготовления субъективных портретов показывает, что в первые десять дней после событий, послуживших поводом для составления портрета, наиболее успешная работа по актуализации мысленного образа возможна с компьютерными системами, имеющими полутоновые базы данных. №31. Порядок производства осмотра фотоснимков и видеозаписей, содержащих внешний облик человека Фотографии и видеозапись с изображением гражданина и носитель информации, на котором она запечатлена, должны отвечать требованиям допустимости, относимости и достоверности как к доказательству, в связи с чем изъяты и осмотрены в соответствии с действующими нормами уголовно-процессуального законодательства РФ. |