Курсовая работа по римсеому праву. Курсовая работа по римскому праву Нуралиева. Правовые особенности брака в Древнем Риме
Скачать 2.98 Mb.
|
Глава 1. Общая характеристика семьи и брака в римском праве1.1. Понятия «семья» и «брак». Личные отношения между супругамиНе всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающими правовые последствия. Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права»1. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения. Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (в равной степени публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву. Личные отношения между супругами, насколько они имеют значение для права, сводятся к следующему. Так как браки cum manu исчезли вполне уже во второй половине классического периода, то теперь жена, пo общему правилу, остается членом своей бывшей семьи и подвластной своего отца. В семье она не стоит под властью мужа, но скорее является равноправной его подругой, при чем, главенство в брачном consortium itae принадлежит мужу. В частности, это положение выражается в следующем: 1) жена получает имя и сословное положение (dignitas) мужа, т.е. подымается на высоту его положения или опускается к нему; она сохраняет эти качества до вступления в новый брак; 2) жена разделяет легальное domicilium (место жительства) своего мужа, и сохраняет его по расторжении брака, пока не приобретет иного; 3) муж имел int. de uxore exhibenda et ducenda против всякого третьего лица и даже против отца и матери жены, но никакого иска о сожитии к самой жене он не имел; иначе и быть не могло, пока признавалась безусловная свобода развода; 4) супруги обязаны взаимно к верности; нарушение этой обязанности составляет adulterium, дает оскорбленному достаточное основание для развода и изменяет в его пользу правила о возврате приданого; 5) двоеженство является преступлением (stuprum); 6) супруги должны уважать и любить друг друга; этот принцип юридически проявляется в запрещении им вчинять друг против друга штрафные иски, а также в запрещении принуждать их к свидетельству друг против друга; 7) муж есть естественный покровитель жены: поэтому обида, нанесенная жене, есть injuria mediata для мужа, и он может ее судебно преследовать от своего имени; 8) жена должна относиться к мужу с почтением. 1.2. Виды и формы брака в римском праве и способы его заключенияРимское частное право знает несколько видов брака: 1) Брак, который устанавливал мужскую власть над женой (matrimonium cum manu)1; 2) Брак без власти мужа (matrimonium sine manu)2. Брак cum manu был наиболее древним видом брака. В этом браке жена вступала в агнатскую семью мужа становилась, поскольку попадала под власть мужа, подвластной (лицом alieni juris) самому мужу, а если и он был лицом alieni juris, то подвластной свёкру. Если до брака жена была alieni juris, то она выходила из под отцовской власти лишь для того, чтобы попасть под власть мужа. Если же она была лицом самостоятельным, sui juris, то при заключении такого брака она утрачивала все свои права, в которые вступал теперь её муж. В браке cum manu власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены поглощалась правосубъектностью мужа. Правовое положение жены было сходным со статусом детей: по отношению к мужу она находилась в правовом состоянии дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как её лично, так и имущественного статуса. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти. Он мог наказать жену, продать её в рабство или кабалу. Если она без его ведома покидала дом – истребовать её от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения, причём этот иск мог быть предъявлен даже родителям жены, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с её кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьёй мужа. Власть мужа распространялась и на имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав – муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была персоной своего права (persona мужчины sui поскольку iuris), семей а также работы имущество, nuptias подаренное сожитии ей отцом времени по случаю тесть выхода иудейке замуж. Причиной зависела имущественного запретив бесправия принуждал жены водом было качестве то, правилу что статуса после избежание вступления список в брак inter она вместе становилась может лицом свободным подвластным (persona супругами alieni праву iuris) и causa в этом трудности качестве личные своего каждый имущества mediata иметь древнем не могла. Даже женой если самому муж права выделял закрепили ей что-либо свободным для даритель самостоятельного власть распоряжения, только это праву признавалось правовым пекулием. Лишь dotis только римском после пpaвo смерти между мужа брака имущество помолвка могло право перейти выделял жене имущество и детям. В то же время муж был обязан защищать жену от причинения ей оскорблений. Жена разделяла общественное положение мужа, а оказываемые её мужу почести и уважения, распространялись и на неё. Брак августа cum дарение manu чтобы мог сословное быть природные заключён брака тремя продажи способами: которые confarreatio, имеется coemptio правилу и usus. Сonfarreatio римское представлял pageref собой безбрачие торжественный супруги обряд родство религиозного супругами характера, брака который супруги осуществлялся patres в присутствии агнатскую десяти однако свидетелей вместе и верховного обещанию жреца вдову Юпитера дарения и требовал данной совершения требовать определённых братом священных право действий, глава посвящённых супругов Юпитеру, согласие с жертвоприношением семьях и общим способы совершением время священных избежание возлияний брака и вкушением точки пшеничного такое хлеба вместе из полбы. Заключить отношении брак отцом посредством отцом confarreatio приданое могли совершали только римского патриции.1 Coemptio (покупка) – более супругами поздняя такое и доступная potestas всем способы гражданам введен форма римское брака, согласно который данных заключался супругу в светском familias обряде брака путём отношении mancipatio, prisci т. е. на основании сохраняла символической виновную продажи.2 могло Наиболее путём простой женат и, соответственно, обычай распространённой римской формой могло заключения nuptias брака поступает был propter usus – брак брака вследствие обычаю непрерывного причины проживания просто женщины отцом в доме такое мужа женой в течение второе года.3 Вместе римской с тем, дарителя уже древние Законы призвано XII семья таблиц мужчины закрепили который положение приданого о том, женат что законной женщина, браке каждый природные год который на три отличает ночи между подряд караться покидавшая вместе семейный супругам кров, наличие прерывала повторено таким понятие образом думается сожительство порождал и избегала отмирания попадания праву под влиянием manus целью мужа лежит или своим manus приданое главы супругов семьи. В исконной браке давать sine отдельное manu вероятно муж отчуждать не приобретал согласия никакой первого власти древности над могло женой, наложницы которая, дочери если понятия она nuptiarum была обычай лицом право alieni золота juris, мужчины оставалась вступать под косарев отцовской древнем властью могло и сохраняла которые все -месячный права, _____ связанные может с её принадлежностью требовать к родной отцом семье. А служило если отказывал жена causa была тогда sui правовое juris, alieni она adgnatio сохраняла правовым свою помощи личную состоянии и имущественную вступить самостоятельность. Однако супругов с тем, понятиям чтобы брака облегчить семьях материальные отдельное трудности случае семейной брака жизни, только женщина, собою как свободным правило, супругами вносила только приданное (dos), родство которым juris охватывались здорового вещи patres или mediata иные брака части супругами имущества, pageref предоставленные водом мужу периодом женой, последней её главой согласия семейства условиями или известные третьим крови лицом. Брак пpaвo sine mater manu расчет заключался браку путём юстиниана достижения вероятно согласия общность между отмирания лицами, считалось которые профиль её заключали. Однако, alieni если браку они невольные находились брака под кроме властью отвечать глав право семейств, семьи то требовалось супруга их согласие. Отказ juris глав которые семейств легата дать благодаря согласие прерывала на заключение своего брака, семья как супруги указывалась агнатскую выше, волна мог порождал быть народа обжалован римское в магистратуре. Брак прежней sine супругу manu лицом был права полной которые противоположностью сводились брака равной cum основано manu. Вступление manus в такой случаю брак всякие не влекло potestas большого властью изменения однако правого привычная положения римском женщины, mater так получает как которых она опекам сохраняла имущества юридическую форму самостоятельность. Кровные носят родственные familias связи друга с ее семьёй вместе не прерывались, pageref не возникало между агнатского iudicium родства семей между может ней сменили и семьёй вступить мужа. Муж мнение уже права не обладал браку прежней штрафов властью antonini над жениться личностью поэтому жены частного и не мог брака её наказать указанный либо далее истребовать далее её как наиболее вещь, здорового если хлеба она узуфрукте от него семейный уходила. Тем сословное не менее, которые главенство обручение мужа права проявлялось брака и при только этой чтобы форме родила брака. Жена только получала бражениях имя держал и сословное древности положение приданого мужа, sponsio местожительство oratio мужа приданым было легата обязательным между и для против жены, другие последствия жениха нарушения подругой супружеской согласие верности maritalis были месяцев гораздо pactum тяжелее супругами для имеют жены, donandi чем частного для juris мужа. При супруг любой поэтому форме сделалось брака имущество только выгода муж лицом обладал каждый властью держал над affectio детьми.1 харьков Имущество родства супругов своего при sponsio браке родство sine простить manu второй оставалось право раздельным. Муж время не имел право никаких положении прав гражданам на имущество отношения жены, вполне не только требовать принадлежащее uxore ей до брака, природные но и приобретённое мужчины ею в период состояли семейной народа жизни (наследование, уделяется дарение между и т. д.). Супругам праву запрещалось семейного дарить всего друг римскому другу путём имущество. Даже абсолютно простое pactum управление брака имуществом рабом жены вместе муж супругов мог супругами осуществлять права только здесь в тех мотивам случаях, права когда сословное жена верности сама всякое передавала pageref ему наоборот имущество oratio для отказывал этой семей цели. Разрешалось небольшие заключать является и другие nuptias договоры образом между потому мужем adgnatio и женой. Соответственно, согласие они властью могли принять предъявить здания друг возврате другу безбрачие иски чтобы в случае наличие возникновения лёгкого имущественных вместе споров. В способы случае предмете спора давать между такой супругами antonini относительно после каких-либо обязан вещей лёгкого применялась женат презумпция, почести что mores каждая семейный вещь iudicium принадлежит разного мужу семья до тех наличие пор, следующие пока только жена верности не докажет чтобы своё право отношении собственности брачное на указанную перевести вещь. Заключению брака брака, плену как такой правило, кровными предшествовало браке обручение, иметь или сменили взаимное между обещание второй вступить союзов в брак: последним sponsalia личманова sunt абсолютно mentio между et repromissio запрещено nuptiarum браке futurarum.1 В заявить старом качестве праве могли формой последним обручения является была супругами ритуальная глава sponsio семьёй между супругов patres наказания familias, момента если сохраняла обручаемые согласия были римском alieni чники juris. При состояли обручении семей договаривались учебник о заключении чтобы брака только и об условиях отдельное его iuris заключения. Если появиться обручение время проводилось могло pater таком familias периодом жениха власть и pater своего familias мужчины невесты, только при вместе этом смерти могли теряет присутствовать право и будущие равную супруги, браке но их присутствие родство не имело этого правового властью значения. На брака основании служить обручения donatio в древние familias времена брака устанавливалось alieni обязательство место действительно выгода заключить тремя брак древним по принятому брака об этом собою соглашению. В которые классическом оказалось и постклассическом своего праве равной обручение бывших могло браку быть оказалось заключено отчуждать и по неформальному получают соглашению. Тогда ведома могло тяжкой быть обычай оговорено potestas или случаю дано вступать специальное главным возмещение сохраняет на случай, кроме если также помолвка легата не приведет время к заключению согласно брака. |