Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Правовое государство: сущность, понятие, признаки

  • 1.2 Понятие правового государства и его признаки

  • курсовая работа по гражданскому праву. Правовое государство сущность, понятие, признаки. 1 Становление и развитие идеи правового государства


    Скачать 164.21 Kb.
    НазваниеПравовое государство сущность, понятие, признаки. 1 Становление и развитие идеи правового государства
    Анкоркурсовая работа по гражданскому праву
    Дата09.06.2022
    Размер164.21 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаbibliofond.ru_810681.rtf
    ТипЗакон
    #581672
    страница1 из 3
      1   2   3

    Содержание
    Введение

    . Правовое государство: сущность, понятие, признаки

    .1 Становление и развитие идеи правового государства

    .2 Понятие правового государства и его признаки

    . Верховенство закона в правовом государстве

    .1 Сущность верховенства закона в правовом государстве

    .2 Верховенство закона в Российской Федерации

    .3 Проблемы и перспективы развития правового государства в России

    Заключение

    Глоссарий

    Список использованных источников



    Введение



    Проблемы правового государства в течение многих веков волновало прогрессивное человечество с древнейших времен, заканчивая сегодняшними временами. И сегодня верховенство правового закона признается во всем мире в качестве важнейшего признака правового демократического государства. Международно-правовые документы свидетельствуют и охраняют данный принцип в качестве основы для сотрудничества государств.

    Россия, еще в недалеком историческом прошлом, которая отличалась тоталитаризмом и диктатурой, на данном этапе развития находится в стадии строительства правового демократического государства. Однако во время перехода через административно-командную систему к демократии международных стандартов наша страна пережила серьезное падение, что привело к снижению почти во всех областях.

    Таким образом, изучение сущности и принципов, зарубежного опыта и механизмов строительства правового государства на основе, прежде всего, верховенства закона, определяет тему данной курсовой работы.

    Одной из основных целей этой работы является определение, находится ли Россия в статусе правового государства, как это объявлено в Основном законе страны и соблюдаются ли все принципы, определяющие это понятие.

    Для достижения этой цели в данной курсовой работе использованы следующие задачи:

    рассмотрена история образования и развития идеи правового государства;

    даны определения и выявлены существенные доказательства правового статуса;

    определена суть верховенства закона в правовом государстве;

    дана характеристика системы верховенства закона в Российской Федерации;

    найдены проблемы и предложены перспективы развития институт правового статуса Российской Федерации.

    Объектом исследования данной курсовой работы является правовое государство с точки зрения современных теорий государства и права.

    Написание представленной курсовой работы было сделано с помощью диалектического метода, метод анализа и синтеза, сравнительно-правового метода и обобщение всех знаний, полученных в ходе изучения темы.

    В ответе на вопрос о правовом статусе государства и верховенстве закона автор представленной курсовой работы пользовался законодательством Российской Федерации и его комментариями (Конституция Российской Федерации, федеральные законы РФ, законы и иные нормативные правовые акты), учебную литературу (научные работы и работы российских и зарубежных авторов, которые изучают правовое государство, в том числе верховенства закона в современном виде), и периодические издания. Наиболее полная и важная информация о теории правового государства и использование его принципов в Российской Федерации, а также о проблемах и перспективах дальнейшего развития нашего государства была взята из монографии доктора юридических наук, профессора и академика РАГН и РАЕН, почетного деятеля науки Российской Федерации Соколова Альфреда Ниловича "Правовое государство: от идеи до её материализации", и в учебном пособии написанном Альфредом Соколовым вместе с Барановым П.П. - "Теория государства и права".

    Содержание данной курсовой работы " Верховенство закона в правовом государстве " включает в себя введение, основную часть и заключение. Структура основной части состоит из трех глав, они в свою очередь разбиты на параграфы.





    1. Правовое государство: сущность, понятие, признаки



    1.1 Становление и развитие идеи правового государства
    Понятие правового государства появилось на границе ХVІІІ и ХІХ веков. Идея и институты принадлежат к глубоким слоям европейского развития права и направлены на достижение мира, гарантируемого государством с помощью закона.

    Можно найти источники правового государства ещё во взглядах Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона.

    Мысль о законодательстве в жизни людей, общества, государства родилась как противовес авторитаризму и произвола правителей. Так Платон писал: "Я вижу близкую погибель того государства, где закон не имеет силы и находится в в чьей то власти. А там, где закон - стоит над правителями, а они - его подвластные, я вижу спасение государства и все блага, какие могут быть дарованы богами государству."[9, с. 5]. Подобные взгляды продолжались Аристотелем: "Там, где власть закона не существует, нет места любой форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем... "[9, с. 5].

    Таким образом, ещё в древние времена мыслители находились в поиске принципов, форм и разнообразных конструкций, чтобы установить нужные взаимосвязи, взаимозависимости и согласованное взаимодействие права и власти. Именно тогда была сформирована идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве доминирует право.

    Идеи греческих философов и римских юристов были приняты в качестве основы для теории средневековым мыслителем Фомой Аквинским, который разделил законы на следующие четыре категории:

    . вечный закон;

    . естественный закон;

    . человеческий закон;

    . божественный закон.

    В период возникшего распада феодализма идеи правовой государственности изложили с позиций истории прогрессирующие мыслители тех времён Н. Макиавелли и Ж. Боден. Макиавелли, в своей теории сделал попытку объяснить принципы политики, на основе многовекового опыта существования в прошлом и настоящем государства, понять движущие силы развития политической жизни, чтобы нарисовать контуры идеального государства, которое самым лучшим образом отвечает потребностям его времени. Он видел цель государства в возможности свободного использования имущества и для каждого обеспечение безопасности. Боден определяет государство как законное управление многими семьями и всем тем, что принадлежит им. Задача государства заключается в обеспечении права и свободы.

    В раннебуржуазных учениях мыслителей M. Вольтера, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ж-Ж. Руссо, Ш-Л. Монтескье, T. Пейна, Дж. Локка, T. Джефферсона и др. получило дальнейшее глубокое развитие о том, что необходимо осуществлять государственную власть на основе справедливого закона. Упоминавшимися выше мыслителями была создана естественная классическая школа права. Как гласит эта школа, естественное право - это требование разума человека, которое коренится в человеческой природе и государственные законы должны отражать эти разумные требования. [10 с. 234].

    Качественно новый этап идеального правового государства был поднят в теории родоначальника немецкой классической философии И. Канта. Именно он обосновал и детально разработал философскую основу теории правового статуса, в которой центральное место занимает человек и личность. Самым основным понятием публичного права философ считал право народа требовать участия в создании правового порядка на принятии конституции, выражающей его волю. Верховенство народа определяет свободу, независимость и равенство всех граждан в государстве, выступающее как " объединение многих людей, подчиненных правовым законам" [7, с. 17].

    В немецкую философию и науку о государстве Кант ввел понятие правового государства и его идею, что на последующие столетия явилось определяющим. По нарастающей, от работы к работе, Кант проводит идею властвования правового закона в жизни общества, народа, государства, а в своём произведении "К вечному миру" (1795) он сделал акцент на то, "чтобы в конце концов право получило верховную власть" [4, с. 238].

    Значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества оказала философская концепция Канта.

    В Германии под влиянием его идей сформировалось представительное направление, и его сторонники сфокусировали внимание на работы теории правового государства. Одни из самых заметных представителей этого направления: Отто Бэр (1817-1895), Карлос Теодор Велькер(1790-1869), Роберто Фон Моль(1799-1875) и многие другие. Благодаря их работе идеи правового государства стали терминологически определенными, и получили большое распространение в Германии и за её пределами.

    Ввел термин "правовое государство" (Rechtsstaat на немецком языке) в первый раз Р. Моль. Правовое государство он рассматривал как категорию развивающегося учения о государстве и поставил его по счету пятым после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

    Языки других народов не имеют такой комбинации слов, где понятия права и государства объединялись бы так ёмко. В то же время, языки других народов, конечно, содержат этот институт: в англосаксонском это называется "rule of law" (верховенство права), по-французски - "renge dela lois" (царствование законов, господство законов) или по другому - "limitation des gouvernants" (ограничение правителей) [12 с. 9].

    Во второй половине девятнадцатого века в немецкой юриспруденции появился целый ряд публикаций, посвященных вопросам правового государства. В нескольких сочинениях данный термин был вынесен в заголовок. Приобретая большинство сторонников в Германии, понятия правового государства в то же время начинают входить в другие страны.

    В России, которая имела очень прочные и давние связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология обычно использовалась без перевода вообще. Любопытно, что государственно-правовых теоретиков в нашей стране в начале называли "рехштатистами" изменив немецкое слово в русский язык.

    Такие крупнейшие российские юристы как: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич, обращались к вопросам теории правового государства. Этой теме были посвящены специальные исследования А.С. Алексеевым, В.М. Гессеном, С.А. Котляревским и другими отечественными государство - и правоведами. [12 с. 9].

    Популярность идей правового статуса значительно выросла с конца XIX века. Несколько взаимосвязанных причин способствовало этому. Свойственные зрелому капитализму утверждение отношений, сопровождались общественными противоречиями и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно потому, какими способами и путями эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, также в коммунистическом рабочем движении появились две взаимоисключающие тенденции. Одна из тенденций указывала на уничтожение классовых врагов силовыми методами и удерживания политической власти при помощи диктатуры, в то время как другая тенденция была направлена на поиски компромиссов по классу и на то, чтобы разрешить социальные конфликты через взаимные уступки. Стимулировали распространение концепций правового статуса обе тенденции, хотя и по-разному.

    Идея правового статуса, таким образом, родилась в древние времена и с развитием общества и государства эта концепция подверглась множеству изменений и массе критике. Различные мыслители, в зависимости от периода жизни старались представить такую форму государственности, в которой соблюдался бы и баланс интересов государства, и баланс общества, и личности. Представление о том, что же есть "государство", "право", "власть" и об их соотношении строились на основе собственных представлений. Можно сказать, что понятие правового государства является своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом механизме государственной власти, в соответствии с представлениями о правильном разграничении групповых и индивидуальных интересов, которая основана на признании свободы личности.
    1.2 Понятие правового государства и его признаки

    закон власть личность правовой

    В современной правовой научной литературе правовое государство определено не совсем однозначно, а разными акцентами в его основной характеристике. Некоторые авторы полагают верховенство закона доминантным в правовом государстве (а не власть права и правового руководством закона), другие авторы полагают - государственного суверенитета народа, третья группа считает - разделение властей, четвертая группа авторов - основные права человека, пятые авторы - отношение властей с лицами на основе закона. Существует и множество других подходов к характеристике правового государства [4, с. 241].

    Правовое государство - это государство, по мнению представителей философии, законов, которые могут противоречить нравственным идеям права.. Правовое государство, при этом понимании, ограничивает само себя, основывая свою деятельность на понятиях справедливости и права.

    В политологической литературе подтверждается в большинстве случаев, что можно назвать правовым такое государство, верховенство в котором принадлежит не к общему закону, а к закону, который выражает и защищает общественные интересы, а не преобладающего слоя. Теоретический интерес в названной трактовке представляет то, что новый взгляд правового государства соединяется с понятием верховенства закона, как того акта, который был принят законодательным органом, в соответствии со специальной демократической процедуре.

    А.Ф. Черданцев выражает коротко сущность правового государства как "государство, которое осуществляет свою деятельность на основании и в рамках законов, которое охраняет и признает свободу и права граждан" [11, с. 34].

    Разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма - это по мнению В.Д. Зорькина правовое государство.

    Правовое государство, по мнению П.М. Рабиновича - это государство, в котором максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека реально обеспечены юридическими средствами. [4 с. 242].

    Демократическое государство - это современное правовое государство, в котором обеспечены все права и свободы, а также участие населения в реализации власти (через представителей или непосредственно)[13 с. 89]. Это означает правовую и политическую культуру высокого уровня, а так же развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечена в рамках закона возможность оспаривать и пропагандировать свои убеждения и взгляды, свое выражение находит, к примеру, в создании и функционировании различных политических партий, общественных объединений, в свободе прессы, в политическом многообразии мнений и т.п.

    Предназначение, смысл, сущность, правового государства более глубоко познаются не через определения его понятий, а через его понятия, так как нет какого - то ни было универсального определения понятия правового государства. Исходные, ориентирующие, основополагающие и руководящие начала - все это принципы правового государства, вытекающие из самой его природы. На сегодняшний день нет единого подхода к классификации понятий. Можно выделить следующие основные принципы, учитывая, что правовое государство является многосторонним постулатом:

    . Верховенство закона во всех областях жизни общества;

    . Власти разделяются на, исполнительную, законодательную и судебную;

    . Обоюдная ответственность личности и государства;

    . реальная гарантия свобод и прав граждан, а также правовой и социальной защиты;

    . политического и идеологического плюрализма, который заключается в свободном функционировании отдельных элементов, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие разных идеологических принципов, течений, взглядов;

    . Устойчивость законности и правопорядка в обществе.

    К количеству дополнительных факторов и условий формирования правового государства, по-видимому, можно привести следующие:

    Прохождение правового нигилизма в массовом сознании;

    Производство большой политико-правовой грамотности;

    Возникновение эффективного потенциала противостоять произволу;

    Дифференциация партийных и государственных функций;

    Создание парламентской системы государственного управления;

    Победа политико-правовой многопартийности;

    Создание новой правовой мысли и правовых традиций, в числе которых:

    а) прохождение узкого нормативного восприятия правовой реальности и способ трактовки права как продукта нормотворчества, властно - принудительного;

    б) отстранение от догматического понимания и пропаганда законодательств;

    в) отстранение от декларированности и от декоративности правовых норм;

    г) отказ правовой науки от использования и от самоизоляции человеческого опыта. Правовая независимая власть должна противопоставляться различным проявлениям национализации. Отстранение от государственной правовой системы вероятно по двум линиям: законодательному и государственно - властному. Различные перерожденные антиправовые структуры могут рваться к политическим рычагам, являющиеся некоторого рода политическими аномалиями (тирания авторитаризма, бюрократические олигархи, воинствующая охлократия, а также антигуманная технократия - популистские демагогические силы) [14 с. 96].

    Правовое государство также может быть рассмотрено в формальном, материальном и техническом аспекте, могут иметь три смысла. [12, с. 12].

    Формальная сторона аспекта имеет в виду исполнение законов в государстве в специальном порядке, который прописан в Конституции.

    Материальный аспект рассматривает свободу и человека защиту личности.

    Техническая сторона рассматривает юридическую технику правотворчества и применения права.

    Таким образом, в главных характеристиках юридического государства сконцентрированы общие человеческие ценности, сложившиеся в процессе долгого развития государственного и организованного общества. Отсутствие одного общего подхода к признакам и понятиям правового государства говорит о том, что естественная процедура прогресса человеческой жизни привносит, и дальше будет привносить новые элементы в практику и в теорию постройке правового государства.
      1   2   3


    написать администратору сайта