Предмет философии предельные основания человеческого бытия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 55.67 Kb.
|
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Сущность - Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира. Мировоззрение есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. Структура: а) Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист) б) Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное) в) Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Социальная роль - на основе рационального осмысления культуры философии вырабатываются новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов, имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мифологическое мировоззрение – формируется в эпоху первобытно-общинного строя. Особенности: а) коллективный характер мировоззрения (жили в группах); б) антропоморфизм – очеловечивание природы; в) неразличение естественного и сверхъестественного (в мифе Боги и люди живут вместе); г) неразличение вещи и образа вещи (нарисованный и живой мамонт – 2 проекции одной вещи); д) отсутствие субстанций – нечто неизменного, самого себе тождественного: все превращалось во все (боги превращаются в зверей, полулюди-полукони – кентавры); е) основной способ объяснения сущности вещи – генетический (через рассказ о ее происхождении) – (пример, огонь – это то, что украл Прометей у других богов и принес людям). Впервые Анаксимен – мир состоит из воздуха; ж) связь с магией (т.е. ритуалами и обрядами, сопряженными с какими-то конкретными практическими целями; особенного рода ритуалы, обряды, которые заставляют богов, духов помогать людям); з) антиисторизм мифа – ход времени понимался либо циклично, либо идущим вспять, т.е. с отрицанием развития. В космосе, в природе основа – цикл (времена года, день – ночь). В реальности: рай – золотой век – все хуже и хуже. и) основной пафос (главная идея) мифа – рассказ о том, как возникает и кем поддерживается порядок в мире. Религиозное мировоззрение - связанно с признанием сверхъестественного мирового начала; Отличия религии от мифа: 1) в религии есть культовая система (церемонии, обряды): религия = миф + культ; 2) жесткое противопоставление естественного и сверхъестественного миров; 3) в религии невозможно противостояние Бога и человека; Особенности религиозного мировоззрения: 1) вера во всемогущего Бога-творца; 2) вера в бессмертие души; 3) вера в личное спасение. Философское мировоззрение - в нем обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Особенности философского мировоззрения 1) рациональность и системность философского знания – если миф опирается на традицию, религия – на откровения, то философия – на систему; 2) соединение научно-теоретического и духовно-практического начала. (Аристотель созерцал, Маркс преобразовывал мир); 3) субстанциональность – философы выводят свое знание, как правило, из единственной субстанции (идеальной или материальной); 4) личностный и национальный характер знания; 5) плюралистичное знание (разные личности порождают разные философии); 6) критический характер знаний (а миф, например, передается в неизменном виде из поколения в поколение). Кроме исторических типов выделяют: Обыденное мировоззрение – есть у каждого и формируется стихийно в процессе жизнедеятельности, в нем отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; Особенности: 1) оно не выбирается (пример, атеизм из детства), оно совершенно; 2) к нему нет критического отношения, т.е. человек не видит его слабых сторон, оно одно; 3) оно не развивается (у деда, сына и внука одно и то же). Теоретическое мировоззрение – вносится профессионалами и приобщает человека к высшим ценностям культуры: истине, добру. красоте. Особенности: 1) оно выбирается; 2) критически оценивается; 3) попытка его развития (2 и 3 зависит от личности). 4. Сущность и структура философского знания. Сущность философского знания – это, знание обо всем мире которое, в отличие от науки, собирает информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах. Структура философского знания: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Онтология - возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира. Аксиология - это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. Теория ценностей осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Антропология - эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых философской антропологией, включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества. Гносеология - осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том, что такое истина. Праксиология - размышления о деятельности человека. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, – это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности. Этика - это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию. Логика - совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики. 5. Функции философии. 1) Мировоззренческая – системно-теоретическое осмысление мира 2) Методологическая – методы для познания действительности 3) Критическая – анализ различных концепций с целью повышения эффективности 4) Интегративная – интегрирует все достижения для осмысления 5) Прогностическая – прогноз будущего на основе различных философских концепций 6. Место и роль философии в культуре. Роль - философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия. Место философии в культуре - извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. 7. Значение философской подготовки для будущих юристов. 1) умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. 2) изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаметолизации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически независимых граждан. 3) помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию 4) упорядочить знание 5) по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода 8. Основные направления и подходы в философии. 1) По количеству признаваемых первоначал - Монизм (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.) - Дуализм (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.) - Плюрализм (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.) 2) По качеству признаваемых первоначал - Материализм (материя первична, дух вторичен) - Идеализм (дух первичен, материя вторична) - Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания - Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я» 3) По методу познания - Эмпиризм (опирается на чувственный опыт – факты, наблюдения, эксперименты) - Рационализм (опирается на разум – аксиомы, доказательства, теоремы) - Иррационализм (опирается на «сверхразумные» источники познания – интуицию, откровение, озарение) 4) По пониманию Бога - Теизм (Бог как личность) - Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания) - Пантеизм («Бог во всем») - Атеизм (Бог – фикция) 5) По характеру философской системы Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности) Диалектика – отыскание истины в столкновении противоположностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости) 9. Главные философские категории и проблемы. Основные вопросы философии. Категории философии характеризуют также человека как субъекта деятельности (категории «человек», «добро», «зло», «вера», «любовь», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т.п.). Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину мира и человека, мировоззрение эпохи. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре. Основные вопросы философии: 1) Существую ли я? 2) Как стать безмятежным и счастливым? 3) Что такое человек? 4) Что первично: материя или мышление? 5) В чем смысл бытия? 6) Кто мы? 7) Стоит ли жизнь того, чтобы жить? 10. Философская мысль в Древней Индии. Главная особенность индийских философских мировоззрений – тесная связь с религией. Два этих понятия настолько переплетены, что порою сложно распознать, где заканчивается одно и начинается другое. Индуизм основывается на Ведах. Суть его – в реинкарнации главного божества. Все остальные боги, существующие в разных культурах и народах, – есть лишь его перевоплощение. Также и люди. У каждого есть своя Карма, которая полностью подчиняется поступкам человека. Грехи загрязняют ее, и человек будет перерождаться после смерти снова и снова, пока не очистится и не выполнит свое предназначение. Тогда душа его успокоится, и он больше не будет перерождаться снова и снова. Всего в Индии насчитывается шесть различных философских школ, относят их к ортодоксальным. Все они учат тому, как жить и действовать, чтобы разорвать круг перерождений, но у каждой свой подход. И в этом тоже особенности философии Древней Индии. Учения философии Древней Индии Как и было сказано, выделяют шесть различных школ: Мимансы и Веданты. Преклоняются перед Ведами, только в них видят возможность искупления. По их убеждениям, все мы живем лишь в иллюзорном мире, настоящий же – это Брахма, к достижению которого и нужно стремиться, расставшись со своими заблуждениями и незнанием. Вайшешика. В основе этой школы лежит атомическая теория. Считается, что весь мир и все предметы состоят из крошечных частиц-атомов, которые всегда существовали и будут существовать. Реинкарнация – всего лишь другая комбинация одних и тех же составляющих. Ньяя. Базируется на трактате о логике Акшапада Гаутамы. Благодаря многочисленным дополнениям и обсуждениям сторонников теории возникла отдельная философская школа. Саньяхья. Теория о противоположных началах всего сущего, противопоставление духа и материи. Изначально была только материя, но под действием трех качеств – тьмы, ясности и стремления – появился также дух. Цель – освободить дух от материи. Йога. Проповедует связь человека с Космосом. Главная цель этой школы – достижение Нирваны. А чтобы погрузиться в нее, следует медитировать, духовно и физически очищаться, правильно дышать и выполнять специальные упражнения. 11. Философские учения Древнего Китая. 1) Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н.э.). С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. 2) Моизм — этико-политическое учение, основатель которого Мо Цзы (Мо Ди) (около 486—376 гг. до н. э.). Для учения Мо Цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т. п. Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему. 3) Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий,шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао. Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. 4) Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной вопрос разногласий между легистами: нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми или символическими? |