Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Досократическая натурфилософия.

  • 14. Сократ и его вклад в философию.

  • 15. Философия Платона.

  • 16. Философская система Аристотеля.

  • Предмет философии предельные основания человеческого бытия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 55.67 Kb.
    НазваниеПредмет философии предельные основания человеческого бытия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
    Дата19.09.2018
    Размер55.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_po_filosofii.docx
    ТипДокументы
    #51027
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    12. Античная философия, ее особенности и этапы развития.

    В античной философии выделяют три этапа. Ранний (7-5 вв. до н.э.) классический (5-4 вв. до н.э.), эллинистический (4-6в н.э.)

    Ранний(досократовский).

    Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Зенон, Демокрит и др. В это время был важен вопрос о первоначалах, субстанциональной основе Вселенной. Размышления первых философов были обусловлены мифологией,4 стихиями-огонь, вода, воздух, земля.

    Милетская школа Раннего периода. Фалес. Первооснова вода, из которой все возникло и Земля, покоящаяся на воде.

    Эффеская школа. Гераклит. Первооснова огонь. Гераклит был диалектом(учение о вечном развитии бытия. Все течет, все меняется).Выдвинул идею о том что все в миру состоит из противоположностей, которые находятся в борьбе, а это источник материального и социального развития.

    Пифагореизм. Пифагор. Пифагор был идеалистом. Первооснова мира - числа. Все на свете исчисляется и находиться в численном отношении друг к другу. Эти отношения создают гармонию в мире.

    Элейская школа. Парменид. Впервые выдвинули идею об иллюзорности чувственного мира, истинный мир-умопостигаемый, а не телесный. При этом, не люди были сотворены богами, а боги людьми-Ксенофан. Познать истину можно лишь рациональным путем, как как бытие и мышление тождественны, ощющения же ложны.

    Атомисты. Демокрит. Первооснова бытия-атомы (неделимые, несоворимые и неучтожимые) подвижные частицы. Их бесконечно множество. Они соединяются, образуя предметы наблюдаемого материально мира, со временем распадаются и образ др. предметы. Этот процесс бесконечен, но не хаотичен. В промежутках между атомами бесконечная пустота.

    Классический (сократический период).

    Софисты. Протагор, Горгий…Группа философов считавшие главной целью победу в споре. При этом не заботясь об объективной правоте взглядов и истинности доказуемого и используя при это заведомо ложные законы логики. В центр внимания софисты ставили человека. Для них характерно критическое отношение к окружающему, отрицание традиций, философских идей и выводов, этических норм.

    Сократ. Сократ выдвинул теорию добродетели. Разработал свой метод способствующий достижении. людьми знаний майевтика. В число его последователей входят несколько школкников, мегарцев, киренаиков, а так же Академии созданной Платоном.

    Платон. Основатель объективного идеализма-Идея есть, она совершенна, постоянна, а материальный мир лишь отражение неких эйдесов. Большое значение Платон придавал закономерностям соц.бытия. Создал первую модель государства. Наилучшую соц систему он считал монархию и аристократию, о понимал что они далеки от совершенства. Причина возникновения государства-разделение труда.

    Аристотель. Основатель логики как науки. В качестве первоначал предложил материю(как возможность, потенцию) и форму(сущность конкретной вещи). Материя и форма проявляются в своей зависимости в конкретных вещах. Помимо есть еще первоматерия-некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал и первоформа-перводвигатель, первопричина. Благодаря похожести форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание - вкл. чувственное восприятие, опыт-воспоминания о познании вещи, искусство-знание многих вещей ,философия знание первопричин. Человек-политич. животное. Высшее благо человека (счастье)возможно только при добродетели. Та же цель должна быть и у государства счастье и воспитание добрых гаражан. Лучшая форма гос-ва-полития (в обществе нет слишком бедных и богатых).Худшие формы-тирания(интересы одного человека на первый план) и демократия(интересны многих людей).

    Эллинистический период.

    На философию этой поры повлияло частичное обесценивание мифологии, культуры. Сомнение-главная черта того времени.

    Скептицизм. Пиррон. Главная цель его философии-разрешить проблему счастья человека-«поскольку внешний мир неопределен и непостежим, мы о нем не можем как либо судить, следовательно, счастье в безмятежности, невозмутимости и отсутствии эмоций и страстей.

    Киники. Диоген Синопский. Неприятие общ.норм. Главная цель киников-обоснование опр. образа жизни (сегодня бы это был маргиналы). Они жили предельно просто, обходились самым необходимым, презирали материальные удобства, богатство. Считали что надо преодолеть стыд и приличие, быть одинково дерзими со всеми, не заботиться ни о детях ни о государстве. Считали общество насквозь лживым, людей несамостоятельными и привязанными к ненастоящим ценностям, а выдуманные нормы-неестественными условностями. Поэтому они стремились к свободе вне общественных рамок, космополитизму и природе.

    Стоицизм. Зенон из Китиона. Бог-необходимое существо, т.к. в мире есть зло которому надо противостоять. Цель-счастье через справедливость, добродетель. Этику они считали центральной в философии.

    Экикуреизм. Эпикур. Провозгласил лозунг-проживем незаметно. Главная проблема-счастье человека. Но при этом он был материалистом и атомистом. Полагал, что нет ничего кроме вечной вселенной, в которой все состоит из атомов, которые в постоянном движении. Материальных миров во вселенной много и ничто не возникает неоткуда и не исчезает бесследно. Наш мир познаваем, и в разуме ничего не возникает если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение. Человек-результат эволюции, свои рождением он обязан матери и отцу. Его судьба в его собственных руках. Не отрицал существование богов, но сомневался в их возможности вмешательства в дела людей, душа которых смертна как и тело. Поэтому счастье человека -в удовольствии во время его жизни-хорошее здоровье, занятие любимым делом, разумное ограничение желаний и потребностей, мудрость. Так, особенность античной философии раскрывается в ее космоцентрическом характере, поиске первоосновы бытия, связи с мифологией и поиском счастья.

    13. Досократическая натурфилософия.

    Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

    Характерными чертами досократических философских школ являлись:

    - ярко выраженный космоцентризм;

    - повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

    - поиск первоначала, породившего все сущее;

    - гилозоизм (одушевление неживой природы);

    - доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

    1) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.

    Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Философы милетской школы:

    выступали с материалистических позиций;

    занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

    пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

    искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­жающий мир.

    Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:

    первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

    представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;

    считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

    допускал наличие множества богов;

    считал центром вселенной Землю;

    точно определил продолжительность года — 365 дней;

    сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

    Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

    первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

    вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

    первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

    Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

    первопричиной всего сущего считал воздух;

    выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);

    проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") - "душой космоса";

    отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

    2) Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

    первоначалом всего сущего считал огонь;

    вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);

    считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

    был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

    признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

    всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

    выступал за материальность человеческой и мировой души;

    был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

    движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

    3) Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

    первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

    выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);

    считали единицу мельчайшей частицей всего;

    пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

    4) Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

    Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

    Элеаты:

    изучали проблемы познания;

    жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

    были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала;

    считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

    5) Атомисты — материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопиче­ские частицы — "атомы".

    Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противопо­ложность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

    В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

    весь материальный мир состоит из атомов;

    атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

    атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

    атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

    между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

    атомы находятся в вечном движении;

    существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

    атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

    14. Сократ и его вклад в философию.

    Сократ (469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристотель, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

    15. Философия Платона.

    Идеалистическая этика Сократа легла в основу учения Платона. Учение Платона - философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира являются идеи, они бестелесны, неизменны, недоступны чувствам, постичь их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Платон не дал четкого ответа на вопрос какие существуют взаимоотношения между идеалами чувственными вещами. **Проблема души и тела** Знание является основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу (единную, недилимую) и смертное тело (делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле? (на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона - познания человека — это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона** Всех людей Платон делит на три типа, в зависимости от того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть - эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** - Человек существует для государства, а не государство для человека.

    16. Философская система Аристотеля.

    Аристотель (384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в Академии Платона (20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Аристотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп:

    Физические трактаты («Физика»)

    биологические трактаты («О душе»)

    Сочинения о «первой философии»(Метафизика)

    Этические сочинения («Эвдемова этика»)

    Социально-политические, историчесике сочинения («Политика»)

    Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика»)

    Логические трактаты («Категории»).

    Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика - изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей.

    Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика - теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство.

    Аристотель является родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли. (главной лог ошибкой является подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально - софизм, а если случайно - паралогизм. Например: *Все законы публикуются в спец кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя высказать 2 противоположных суждения. 3) Закон исключенного третьего - из двух суждений из которых одно утверждает что либо о предмете, а другое это самое отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Например: Менделеев открыл закон. Менделеев не открывал закона.

    Формы мышления. Аристотель разработал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышления человека. Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие, суждение, умозаключение). 1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Суждение - это мысль в которой что либо утверждается или отрецается Формула суждения: [S есть P] где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка (может не быть). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение - это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать вывод. Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта