Главная страница
Навигация по странице:

  • 29) Творческая деятельность человека. Виды творчества.

  • 30) Основные проблемы и перспективы развития человечества

  • 18.2. Экологические проблемы

  • 18.3. Проблемы войны и мира

  • 18.4. Демографические проблемы

  • Предмет и метод философии. Специфика философского знания


    Скачать 137.91 Kb.
    НазваниеПредмет и метод философии. Специфика философского знания
    Анкор1_Predmet_i_metod_filosofii.docx
    Дата22.04.2017
    Размер137.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_Predmet_i_metod_filosofii.docx
    ТипДокументы
    #5180
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Философская антрополо́гия (от философия и антропология; философия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологииГуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии,социологии, а также религии и др.

    28) Философия антропологии. Проблема свободы человека

    1.     Понятие человека в истории философии

    2.     Человек как биологическое , социальное и культурное существо.

    3.     Индивид, личность, индивидуальность

    1. Каждая наука и не только гуманитарного цикла в качестве объекта или предмета изучения выбирает человека. Частные науки рассматривают его в рамках своего предмета. Философия изучает человека в системе его связи с окружающим миром, природой и обществом. Существует 2 подхода к определению сущности человека:

    1) Оптимистический- заложен в Древней Греции. Протагором: «Человек есть мера всех вещей». А так же христианстве: «человек образ и подобие Бога, он венец творения Бога».

    2) Систематический- заложен в поздний период древним Греческим философом Хайддекером Диоген в новое время: «человек халтура природы, самой неприспособленное в мире существо».

    В Древней Китайской философии человек рассматривается как часть космоса, как связующее звено между небом и землей. Мир без человека теряет всякий смысл. В Древне Греческой философии он так же часть космоса, при чем не весь человек является частью космоса, а его душа, именно она может преодолевать огромные космические расстояния. Как в пространстве, так и во времени. В средние века человек образ и подобие Бога главным достоянием человека является  не просто душа, а ее нравственные составляющие(начало). Именно душе предстоит сделать выбор между добром и злом. Выбирая добро, то есть следуя божественному пути, душа становиться святой. Если выбирает зло, то грешник. В эпоху возрождения человек становиться центром  философских проблем. Его свобода выбора переросла в свободу творчества, таким образом человек приблизился к Богу. Свобода творчества заключается в творении добра, а не зла. Новое время Декарт главным достоянием стали считать не душу, а разум. В Марксиско- Ленинской философии человек стал рассматриваться как исходный материал производительных  сил. В современной философии человек рассматривается как биологическое , социальное, культурное существо одновременно. Среди современных проблем связывалось с человеком две проблемы: смысла жизни- определяет для себя сам, это зависит и от внешних(тип социального устройства, государственная идеология) и от внутренних(собственный взгляд на мир причин). Так или иначе смысл жизни рассматривается исходя из двух начал: эгоистическая- жить для себя; альтруистическая- жить для других. Другой проблемой является проблема смерти и бессмертия. Смысл жизни определяется через осознание себя смертным. Человек смертен биологически. Философия выделили 6 видов бессмертия:

    1. С точки зрения материализма- «мы бессмертны как часть материального мира, состоит из атомов и молекул, которые не исчезают.

    2. С точки зрении я Египетской мифологии человек бессмертен, пока сохраняется его тело(мумификация).

    3. Как память потомков с ним связанная.

    4. Бессмертие в генах.

    5. Творческий след в истории.

    6. Религиозное бессмертие.

    7. Виртуальное бессмертие.

    2) Биологически человек- это часть природного мира. С неживой природой его объединяет набор атомов, молекул и так далее. С живыми организмами человека связывает:

    - клеточное строение;

    - набор генов, которые определяют особенности развития человека такие как антомофизиологические(рост, полнота, цвет глаз, волос).

     Продолжительность жизни, предрасположенность к болезням и так далее. Как социальное существо человек не может жить вне общества. Общество оказывает влияние на формирование человеческой сущности через набор стереотипов. Если эти установки направлены на моральное совершенствование, то и человек совершенствуется через процесс социализации. Социализация- процесс приспособленности человека к нормам общества через воспитание, образование и религию. Человек тоже может влиять на общество постепенно меняя его стереотипы. Большую роль в этом играют исторические личности, все зависит от цели преследуемой этой личностью. Человек как культурное существо с помощью норм, традиций, законов адекватно взаимодействуют с другими людьми, а так же культура формирует человека через его творческие способности и потенциал.

    3) Человек адаптируется к окружающей среде в соответствии со своими потребностями и способностями и от того как он это делает человек выступает в роли индивида или личности. Индивид- это действующий в обществе субъект, который только пользуется плодами общественного развития. Личность- активно действующий в обществе субъект, который не только пользуется но и создает плоды общественного развития. Только личность в силу обстоятельств может противопоставить себя толпе. И личность и индивид обладают индивидуальностью- это совокупность специфических свойств человека(умственная, физическая, психологическая), где человек выступает как нечто единственное неповторимое, именно индивидуальность отличает одного человека от другого.
    29) Творческая деятельность человека. Виды творчества.

    Существуют разные виды творчества:

    производственно-техническое

    изобретательское

    научное

    политическое

    организаторское

    философское

    художественное

    мифологическое

    религиозное

    музыкальное

    повседневно-бытовое и т.п.

    шахматное

    иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

    Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и

    потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества

    занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки.

    Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология).

    Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о

    творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях

    культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются

    сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть

    самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный

    элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и

    необходимым дополнением.

    1. Понятие творчества

    Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально

    обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось

    как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo}. С этим

    органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно

    откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза

    несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь

    констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к

    логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном»

    (Божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор

    обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения

    замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.

    Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и

    соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как

    мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на

    объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих

    способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию

    творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их

    преодоление — в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.

    Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования

    мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы

    имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные

    предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее

    несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность

    creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти

    свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих

    свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного

    толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути,

    провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам

    (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву.

    Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее

    выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики

    этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество

    можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую

    одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного

    прогрессивного развития

    30) Основные проблемы и перспективы развития человечества

    На современном этапе развития человечества явно ощущается процесс глобализации, который способствует формированию единой мировой цивилизации. Глобализация связана с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.

    Таким образом, в современную эпоху возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью.

    Причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Все глобальные проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Поэтому философия, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривает эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

    Для современного этапа развития цивилизации характерны следующие черты:

    – разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений;

    – неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений, наличие локальных кризисов;

    – ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития;

    – нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества;

    – обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, а также между индустриально развитыми и развивающимися странами;

    – обострение противоречий между возможностями биосферы и растущими потребностями ее жителей.

    Для предотвращения назревающего кризиса необходимо решить проблемы глобального характера, в частности, преодоления глобального загрязнения окружающей среды, развития НТР и гонки вооружений, создания новых энергетических источников, предупреждения угрозы истощения сырьевых ресурсов.

    18.2. Экологические проблемы

    Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. В последние годы все более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной изменения климата и «тепловой смерти». Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и т. д.

    Расчеты ученых «Римского клуба» (А. Печчеи, Дж. Форрестол, Д. Медоуз, М. Месарович), касающиеся проблем «пределов роста» и «органического роста», показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. 
    А так как человек является биологическим видом, то он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях. В результате такого широкомасштабного воздействия на окружающую среду создалась опасность для самого человечества.

    Темпы потребления природных ресурсов возросли настолько, что стало реальным полное истощение их запасов в ближайшие десятилетия. Это касается как невосполнимых ископаемых, т. е. минерального сырья, так и тех, которые до сих пор было принято считать самовоспроизводящимися и поэтому неисчерпаемыми (пресная вода, атмосферный воздух, живые организмы, биосферное равновесие и т. д.).

    В этих условиях обнаружился конечный характер такого «ресурса», как естественная способность самого человеческого организма адаптироваться к быстро изменяющейся окружающей среде.

    18.3. Проблемы войны и мира

    В 1955 г., когда все больше стала раскручиваться и набирать темпы гонка вооружений, Б. Рассел выступил инициатором активной борьбы за мир и ядерное разоружение. Совместно с А. Эйнштейном они опубликовали манифест, поддержанный крупнейшими учеными: Ф. Жолио-Кюри, 
    М. Борном, С. Пауэллом и многими другими. В этом манифесте звучало серьезное предупреждение человечеству о грозящей ему опасности. 
    Однако отмеченные взгляды к началу 60-х г. ХХ в. были оттеснены на второй план волной технократических настроений. Причиной этого стал промышленный подъем, охвативший в послевоенные годы практически все экономически развитые страны. Следствием этого явилась милитаризация экономики, которая превратила усилия миллионов исследователей в угрозу для их собственной жизни.

    В ХХ в. война стала рассматриваться как угроза самосохранению человеческого сообщества. Это связано с тем, что многие страны получили доступ к термоядерному оружию, применение которого может уничтожить все живое на Земле. Серьезную опасность для современного благополучия цивилизации представляют региональные кризисы и конфликты, порождающие гражданские войны, международный терроризм, национальный и региональный экстремизм.

    Современная безопасность не может быть только национальной, она обязательно должна быть планетарной, всеобщей. Эффективное решение проблем войны и мира возможно ненасильственным путем на основе диалога и взаимопонимания

    18.4. Демографические проблемы

    Демографический фактор оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах. Сегодня численность населения земного шара приближается к 6 млрд при его ежегодном приросте около 100 млн. Однако демографический взрыв имеет место в развивающихся странах, где численность населения увеличивается быстрее, чем производство средств его существования. 

    Решение данной проблемы возможно лишь на основе социально-экономических преобразований при активной помощи всего мирового сообщества. Проблема регулирования народонаселения является актуальной и для России, и для многих развитых стран Запада. Однако она связана не с сокращением рождаемости, а с необходимостью ее роста, что требует комплексного подхода к демографическим процессам на основе учета характера сложившихся в каждой стране строя и общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта