Главная страница
Навигация по странице:

  • 12) Общественное сознание понятие, структура, закономерности функционирования

  • 14) Классический и не классический подходы к содержанию истины

  • 15) Эмпирический теоретический метатеоретический уровни научного познания

  • Предмет и метод философии. Специфика философского знания


    Скачать 137.91 Kb.
    НазваниеПредмет и метод философии. Специфика философского знания
    Анкор1_Predmet_i_metod_filosofii.docx
    Дата22.04.2017
    Размер137.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_Predmet_i_metod_filosofii.docx
    ТипДокументы
    #5180
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    11) Проблема бессознательного

    Термины "бессознательное", "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

    Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.

    Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен понятием бессознательного. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное).

    Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

    Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто явного сознания, а потом - минимального сознания, за которой следует уже неосознанное. Последнее выступает то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление и мышление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости.

    К бессознательным явлениях относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением", новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым и прочее).

    Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. 

    Зигмунд Фрейд - австрийский учёный, который первый дал научное обоснование проблемам бессознательного. По определению Фрейда бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма.

    В результате длительных наблюдений за своими больными Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние представления о психике. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых запрещено на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.

    Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания оказался слабее подсознательного. Результирующим оказался импульс, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом, бессознательны. Отсюда потеря контроля, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д.

    12) Общественное сознание понятие, структура, закономерности функционирования

    Индивидуальное сознание  это духовный мир личности, отраженное Общества бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется её индивид и неповторимость. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой совокупностью. Это качественно новое Общественное явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи ииндивидуальному сознанию.

    Индивидуальное Сознание многообразней, ярче Общественного Сознания, но оно не достигает  той глубины, к-рая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны Общественной жизни. ИС всегда несет на себе печать  ОС, поскольку оно формируется в конкретном Обществе. Любой человек есть носитель Общественных взглядов, привычек, традиций.  

    Общественное сознание - возникающая из общественной практики людей, их производст-венной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

    Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общественного бытия. Сущность сознания в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. На ранних этапах развития общества общественное сознание формирование под непосредственным воздействием бытия, в дальней-шем это воздействие приобретало опосредованный характер - через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения, а обратное воздействие общественного соз-нания на бытие приобретает непосредственный характер (способность сознания правильно от-ражать бытие). Общественное сознание может способствовать перестройке бытия.

    Общественное сознание - не сознание отдельного индивида, а духовная жизнь вообще, всеобщее духовное состояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Не каждое индивидуальное сознание в своей объективной форме входит в общий массив общественного сознания.

    Элементами общественного сознания являются:

    - обыденное и теоретическое сознание;

    - общественная идеология и психология;

    - формы общественного сознания.

    Развитие

    ·         Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

    ·         Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

    ·         Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

    ·         Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.

    13) Основные гносеологические концепции в философии

    Только философия может в полной мере утверждать, что ее предметом является отношение человека к миру, поскольку только это мировоззрение своим особым предметом делает познавательное отношение человека к миру. При этом, в отличие от психологии, формальной логики, кибернетики и т.д. (дисциплин, так или иначе исследующих процесс познания), гносеология изучает именно всеобщее в познавательной деятельности человека, необходимое для формирования целостности мировоззрения. Гносеология изучает всеобщее в процессе познания безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или

    специализированная, профессиональная, научная или художественная, а затем уже выделяет

    специфику различных форм познавательной деятельности. Понимая под предметом гносеологии то всеобщее, что характеризует процесс познавательной деятельности человека, можно выделить следующий ряд ключевых вопросов: способен ли человек познать объект с исчерпывающей полнотой, получить о нем достоверное знание; если нет, то что является этому причиной: лежит ли она в объекте или субъекте; почему процесс познания осущест​вляется не через одну универсальную познавательную концепцию, а

    через множество (рационализм, сенсуализм, эмпиризм, скептицизм, агностицизм, иррационализм и др.); откуда берутся и что представляют гносеологические начала, исходные принципы, которыми субъект руководствуется в процессе познания; как относятся знания к реальному; что есть истина и каковы ее критерии, почему существует не одна какая-либо универсальная концепция истины, а множество (корреспондентная, марксистская, конвенциональная, прагматическая и др.).

    Гносеология - наука о познании (от греч. Gnosis - знание, - учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. 
    Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объектпознания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.Познание - это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления(формы чувственного познания). Ощущение - это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств. Восприятие - целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств.Представление - это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так. 
    Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление - это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. 
    В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача - привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка - формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. 
    Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение - форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение - это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).

    14) Классический и не классический подходы к содержанию истины

    Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всейсхоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).

    В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической

    В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

    1. Классическая (традиционная, соответствия) концепция истины как соответствия знаний действительности была впервые сформулирована в античной философии Платоном и Аристотелем. Ее сторонниками в истории философии являются Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. Д. Гольбах и др. Согласно концепции соответствия, понятие истины принадлежит сфере человеческого сознания, а не сфере объективной реальности. В действительности факты могут иметь место или не имеют места, но они не могут быть истинными или ложными. Истинными являются человеческие суждения, описывающие факты реальности и соответствующие действительности. Суждение «снег бел» истинно, если снег действительно бел; суждение «идет дождь» ложно, если дождь не идет.

    2. Когерентная концепция истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость суждений. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию
    Соответствия. Элементы данного подхода можно обнаружить в античной философии. Например, Парменид и Зенон, придерживаясь классической концепции истины как соответствия действительности, полагали, что это соответствие может б удостоверено не путем наблюдений, а лишь путем установив непротиворечивости знаний. Иногда к сторонникам данной концепции причисляют И. Канта. С точки зрения И. Канта, шествует взаимная согласованность, единство чувственно логического, которые и определяют содержание истины. В веке когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, например О. Нейратом. И ность научного знания заключается, с точки зрения неопозвизма, не в том, что знание соответствует действительности, том, что все знание представляет собой самосогласованную стему. Именно это свойство самосогласованности является референтом, к которому относится.понятие истины.

    3. Прагматическая концепция истины как полезности. С точки зрения прагматизма, человеческие знания напрямую не зависят от практической деятельности и влияют на последующие действия, дают им направления, указывают средства, ведущие достижению намеченной цели. Согласно прагматизму, полезное не является критерием истины, то есть нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, одновременно оказываются соответствующими реальности. Можно установить соответствие знаний действительности, а только эффективность и практическую полезность знаний. Именно полезность и есть новая ценность человеческих знаний, соответственно, можно полагает прагматизм, отождествить полезность и истинность.

    4. Марксистская концепция истины, появившаяся в средине XIX века, не отменяет, а углубляет классическую историю истины. Для марксизма истина объективна, представляет диалектическое единство относительной и абсолютной истины исторична, социальна, имеет классовый характер и должна проверяться на практике.

    5. Онтологическая концепция истины была предложенная немецким философом XX века Мартином Хайдеггером. С его точки зрения, истина находится не в суждениях, а в самом бытии. Предшествующая фипософия, трактовавшая истину как принадлежащую сфере гносеологии, не смогла обнаружить подлинный смысл истины. Истина - это не тайна, не загадка, которую необходимо насильно вырвать из бытия. М. Хайдеггер трактует истину феноменолочески и предлагает использовать вместо двусмысленного понятие «истина» греческое понятие «алетейя» - несокрытость. Бытие И сущее не скрывают свой смысл; смысл мира и бытия человека, то есть истина, лежит на поверхности. Человеку необходим особый феноменологический взгляд и умение слушать, чтобы увидеть и услышать смысл и истину бытия и своего существования.

    6. Экзистенциальная концепция истины. Иногда данный подход называют психологической интерпретацией истины. Истина рассматривается как психологическое состояние человека. Истинным является то, что значимо для человека, пережито и осознано, экзистенциально важно. Данная концепция субъективизируются представление об истине.

    7. Плюралистическая концепция, сторонниками которой выступают Ф. Ницше и философия постмодернизма, полагает, что абсолютной истины не существует, истина относительна. С этой точки зрения, не существует границы между истиной и ложью, они могут меняться местами в зависимости от социально-исторических и субъективно-психологических условий и обстоятельств. Ф. Ницше и постмодернизм отрицают существование вечных истин и полагают, что у каждой культуры, у каждой эпохи и даже у каждого человека своя истина.

    15) Эмпирический теоретический метатеоретический уровни научного познания

    Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:

    ·        эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях );

    ·        теоретический уровень (его составляют  основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);

    ·        метатеоретический (представлен  философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а так же  методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т.д.).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта