Предмет и метод теории государства и права
Скачать 230.41 Kb.
|
32. Функции права: понятие и виды Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально-юридические. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; 3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; 4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав: 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения. Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам. 33. Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания. В современных теориях права нет единого понимания сущности права, что определяется такими факторами, как: 1) влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 2) сложность права, многообразие его проявлений в обществе; 3) наличие различных исходных философских и методологических оснований. Наиболее значимыми являются трактовки права, которые были даны представителями психологической, естественной, исторической, социологической, позитивистской теориями права, философией права и марксизмом. Согласно теории естественного права в обществе есть два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право дано человеку от рождения и включает в себя право на личную свободу, жизнь, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права учреждаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. Это право основывается на естественных правах человека. Представители психологической теории признают также два вида права, утверждая, что право представляет собой психическую деятельность человека, его чувства, правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, оценки, переживания. Человек ощущает свою волю связанной притязаниями других лиц, ждущих от него исполнения определенной обязанности. Также в обществе есть и официальное право, принятое государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Согласно позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, которые устанавливаются законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. Историческая же школа утверждала, что право есть продукт народного духа, сознания народа, живущего и проявляющегося во взаимоотношениях его представителей. Право является неотъемлемым компонентом народа или нации. Некоторые авторы утверждают, что в обществе есть много правовых систем, так как государство не может предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей может иметь и имеет свое право. Таким образом, нация, народ создают свои обычаи и традиции, профсоюзы – профсоюзное право. При этом негосударственные правовые системы могут формировать сильную конкуренцию праву, установленному государством. Основоположники марксизма рассматривали общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам. Весьма четко и последовательно различали право и закон К. Маркс и Ф. Энгельс. Под правом они понимали меру свободы членов общества. Каждый класс в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право, но не всякий класс может показать свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такую способность имел только класс, который экономически и политически господствовал в обществе. Этот класс с помощью закона фиксировал собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: феодалов, рабовладельцев, помещиков и буржуазии. Крестьяне и рабы по объективным и субъективным причинам не могли взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. И лишь пролетариат может осознать свои классовые интересы и взять государственную власть в свои руки. Только при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. 34. Правовая культура: понятие и структура Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы. В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры: 1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества; 2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека; 3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д. Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства. Правовая культура личности состоит из следующих элементов: 1) знание, а вместе с этим и понимание права; 2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека; 3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей; 4) правовая психология; 5) правовая идеология. В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права. Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы. Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере. 35. Правовая система общества: понятие и структура. Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права. Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране. В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты. Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права. Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе. Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности. 1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.). 2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право). Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права. На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права. Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право. Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права. Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения. 36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь. Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические. Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий. Выделяют следующие виды социальных норм: 1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; 3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; 4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами. Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды: 1) нормы морали; 2) семейные нормы; 3) этические нормы; 4) нормы традиций и привычек; 5) деловые обыкновения; 6) правила этикета. Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности: 1) предметом регулирования являются общественные отношения; 2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы. Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании. Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов. Особенности технических норм: 1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические; 2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника. Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными. Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям. 37. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. |