Главная страница

ответы ТГП. Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики


Скачать 367 Kb.
НазваниеПредмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики
Анкорответы ТГП
Дата10.03.2023
Размер367 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы ТГП.doc
ТипЗакон
#979328
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком, законностью демократией.

Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности.

К особенностям правопорядка относят также следующее:

1) он строго запланирован в нормах права;

2) правопорядок обеспечивается государством;

3) правопорядок возникает в результате реализации норм права;

4) правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.

Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»

Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

1) истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;

2) законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

Соотношения общества и государства. Общество является исторически сформировавшейся, постоянно развивающейся системой отношений между людьми, продуктом взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство является особым образом организованным разрядом людей, который регулярно занимается управлением общества. Это также особый вид управления данным обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единение населения. Государство играет роль официального уполномоченного, является представителем всего общества. Поэтому государство – это всего лишь часть общества, его политический элемент.

По характеру государства можно судить об обществе:

1) развитое; 2) отсталое;

3) демократическое;

4) свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность; по отношению к врагам общества и внешним, и внутренним – как орудие подавления и насилия.

Общество появилось раньше государства и в результате имеет более развитую историю своего развития. Государство, которое рождено обществом, в ходе своего развития становится самостоятельным, хотя лишь в определенной степени, так как границы этой самостоятельности постоянно меняются и зависят от условий взаимодействия общества и государства. Таким образом, в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.

  1. Понятие, структура и виды правосознания, их характеристика.


Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву .

Структура правосознания.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. научное - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. обыденная - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

Виды правосознания.

1) Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

2) Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

3) Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

4) Массовое — правосознание обширных масс людей.

5) Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.


  1. Правовая культура и ее значение в жизни общества. Виды правовой культуры. Правовой нигилизм: понятие, источники, причины и пути его преодоления.


Правовая культура - система идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.

Правовая культура это часть общей культуры общества или отдельной личности, т.е. правовая образованность гражданина.

Виды правовой культуры:

  • -правовая культура общества

  • -культура отдельного индивида

  • -культура различных слове и групп населения

  • -культура должностных лиц, работников госаппарата, профессиональная культура

  • -внутренняя и внешняя культура

Правовая культура общества включает в себя:

  • 1. достигнутый уровень правового сознания

  • 2. полноценное законодательство

  • 3. развитую правовую систему

  • 4. эффективное независимое правосудие

  • 5. широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии

  • 6. состояние законности и правопорядка

  • 7. прочные правовые традиции

  • 8. юридическую грамотность основной массы населения

  • 9. четкую работу правоохранительных органов

  • 10. уважение законов


Правовая культура личности включает в себя:

  • 1. высокий уровень правосознания

  • 2. знание действующих законов (незнание не освобождает от наказания)

  • 3. соблюдение и исполнение законов

  • 4. убеждение в необходимости законов

  • 5. правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего статуса в обществе, взаимоотношений с другими людьми

  • 6. правовая активность, т.е. деятельность по пресечению правонарушений, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: "знать-уважать-соблюдать"

Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.


  1. Понятие и признаки государства. Современный подход к понятию государства.


Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Подходы к сущности государства:

1. Классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

2. Общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить: религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Признаки государства: 

1) Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения). 2) Система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью).

3) Территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени).

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

5) Правотворческая деятельность направленная на согласование интересов всех социальных групп, составляющих гражданское общество, и придающая принятому решению общеобязательный характер; а так же деятельность гос-ва по применению и охране норм права.

В современной научной литературе существуют различные подходы к пониманию государства: 1. Теологический подход - власть от Бога и во имя блага людей

2. Юридический – рассматривает государство как юридическую персонификацию нации.

3. Классический - рассматривает государство как совокупность 3-х элементов: власть, территория, население.

4. Кибернетический подход - государство как особая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями.

5. Социологический подход - объясняет государство как явление социальное, которое существует только в обществе, тесно с ним связанно, им предопределено.

6. Либеральная концепция - государство - ночной сторож, не вмешивается в эк. и соц. отношения, а только устанавливает «правила игры».

7. Концепция «государство-менеджер» - государство есть нейтральный управитель общественными делами. 8. «Государство - социальный арбитр» - разрешает соц. конфликты, сглаживает противоречия. 9. Марксистское понимание - классовая сущность государство, орудие принуждения правящего класса.


  1. Типология государства.


Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.


  1. Государственная власть: ее свойства и формы осуществления.


Государственная власть - особая разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, гос-ая власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «гос-ая власть», т.к. первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии. Гос-ая власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 

Характерные черты госудавственной власти: 1) распространяется на все общество;

2) носит публично-политический характер;

3) опирается на государственное принуждение;

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) система налогов;

6) деление населения по территориальному признаку.

Государственная власть - это, прежде всего публичная власть.

Она делится на: 1. Законодательная - делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, наблюдения и контроля за аппаратом исполн. власти.

2. Исполнительная - вторичная подзаконная ветвь гос. власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и др. актов законодательной власти.

3. Судебная - специфическая независимая ветвь гос. власти, осуществляемая путём гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в суд. Заседаниях споров о праве.

Можно также выделить правящую элиту, управленческий аппарат, силовые структуры государства (армия, полиция, тюрьмы). Исходя из этой структуры, государство имеет функцииправоохранительную (которая сводится к творчеству, применению и охране права), в эксплуататорских государствах это сводится к защите господствующего класса от угнетенных, в современных государствах защищаются все законные интересы. Экономическая функция означает регулирование экономики и проведения общественных работ в интересах всего общества. Современное государство также берет на себя социальные функции. Это означает поддержку малообеспеченных слоев. Кроме того, социальные услуги оказываются всем. Еще одна функция - внешняя. Это защита своей территории от агрессии, в эксплуататорских государствах захват и ограбление чужих территорий. Современное государство также осуществляет международное сотрудничество в борьбе за мир, разоружение, старается разрешить по справедливость межгосударственные конфликты и глобальные проблемы современности. Можно сделать вывод, что способы осуществления функций государства различаются в эксплуататорском и современном государстве. В эксплуататорском государстве учитываются интересы только господствующего класса, в современном всех слоев населения.

Государство выполняет свои функции, издавая нормативно-правовые акты, перераспределяя материальные ресурсы, формируя органы управления, комплектуя их кадрами и осуществляя оперативное управление.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта