Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовое государство

  • Предмет и методология теории государства и права


    Скачать 222.07 Kb.
    НазваниеПредмет и методология теории государства и права
    Дата24.12.2019
    Размер222.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_na_Ekzamen_TGP_posle_1kursa.docx
    ТипДокументы
    #102087
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    4. Особенности становления государственности у различных народов


    Раньше мы выделяли на базе работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» три формы, три пути возникновения государственности у различных народов мира. Он выделил: такие формы: 1. Возникновение Афинского; 2. Возникновение Древнеримского и 3. Возникновение Германского государства.

    Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

    Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства" (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

    Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

    Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.

    По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой, потому что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому что существуют многочисленные литературные источники, раскрывающие все существенные подробности образования данного государства.
    5. Основные теории происхождения государства

    Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

    Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

    1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

    2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

    3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

    4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

    5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

    6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

    7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

    8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
    6. Общества и государства

    Государство и общество находятся во взаимосвязи:

    1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

    2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

    3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

    4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

    Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

    Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

    В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:

    1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

    2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

    3) обязательность основного общего образования и т. д.

    Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

    В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

    Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т. п.
    7. Гражданское общество и правовое государство

    Гражданское общество  это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

    Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возни­кает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государ­ства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

    Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более ци­вилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, граждани­ном и обществом.

    Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Граж­данское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества.

    Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, явля­ется построение правового государства.

    Правовое государство  это такая форма организации и деятельности государственной вла­сти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

    Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.

    В России в конце XIX — начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели — Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировав­шаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема пра­вового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.
    8.Взаимодействие государства и права

    Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

    Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

    Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

    Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

    Соотношение права и государства проявляется:

    1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

    2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

    3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

    4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

    Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

    1) тоталитарная;

    2) либеральная;

    3) прагматическая.
    9. Правовой статус личности: понятие и структура

    Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.

    Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.

    Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

    Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.

    Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом.Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

    1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

    2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

    3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

    4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

    5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

    Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

    В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

    3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.
    10. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОС-ВА.

    Гос-во является закономерным этапом развития человеческого общ-ва. Гос-во – политическая организация публичной власти, действующая на определенной территории, на определенный круг лиц, издающая общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов. Признаки гос-ва:

    1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Гос. власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

    2. Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население гос-ва, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только гос-во включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию гос. решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

    3. Гос-ный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах.

    4. Наличие права, законов. Неразрывная связь гос-ва и права. Любое гос-во проводит свою гос. политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само гос-во, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое гос-во.

    5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы - это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, - чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.

    6. Наличие аппарата принуждения.

    7. Гражданство.

    8. Символика.

    9. Представительство на международной арене.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта