Главная страница

Шпаргалка по ТГП. Предмет и методология тгп. Функции тгп


Скачать 88.74 Kb.
НазваниеПредмет и методология тгп. Функции тгп
АнкорШпаргалка по ТГП
Дата22.12.2021
Размер88.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1-24.docx
ТипУчебник
#314480
страница1 из 4
  1   2   3   4

  1. Предмет и методология ТГП. Функции ТГП.

Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы государственно-правовой жизни, которые изучаются теорией государства и права.

Например, проф. М.Н. Марченко называет примерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:

  • общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;

  • взаимосвязь государства и права;

  • их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

  • место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;

  • право, правосознание, законность, конституционность; законодательный процесс; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В.М. Сырых. Он выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

  • закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества;

  • социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функционированию государства и права;

  • специфические закономерности познания государства и права.

Наряду с предметом выделяют и объект изучения теории государства и права. Объектом науки признается существующая вне и независимо от сознания человека абстрактная реальность, включенная в познавательный процесс. Объект практически у всех общественных наук один и тот же – государство и право. Предмет же у них разный: те или иные стороны государственно-правовой действительности.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

  • общефилософские, или мировоззренческие, методы;

  • общенаучные (общие) методы;

  • частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля (384–322 до н. э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта.

Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

В основе системного (системно-структурного) метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Некоторые ученые среди общенаучных методов называют генетический. Он позволяет ответить на вопрос о происхождении государственно-правовых явлений, определить условия и факторы, которые вызвали появление или исчезновение конкретных явлений и процессов.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

К частным методам чаще относят следующие.

Метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики.

Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности.

Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения.

Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д. Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий – прямая и обратная связь, оптимальность и др.

Функции ТГП

1. Гносеологическая функция. Гносеология – это теория познания, изучения действительности. В этом плане все науки выполняют данную функцию. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

2. Онтологическая функция. Онтология – учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

3. Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

4. Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

5. Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.


  1. Теории происхождения государства и права.

Теологическая теория. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский.

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения  государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается  ростом  числа  чиновников,  государевых  людей,  обеспечивающих  эффективное  использование  данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.


  1. Понятие, признаки государства. Соотношение государства и права.

Государство – это политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

Признаки государства:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения (предполагает наличие власти, которая не только управляет делами общества, но и устраняет социальные конфликты. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.);

2) территориальную организацию населения (предполагает наличие территории с четко определенными границами, которые не могут быть нарушены другим государством, в противном же случае будет расценено как акт агрессии – территориальная неприкосновенность страны. Еще органы государственной власти образуются в соответствии с территориальным признаком, население также разделяется по территориальному признаку);

3) государственный суверенитет (означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами);

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства (определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению).

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.
  1   2   3   4


написать администратору сайта