Главная страница
Навигация по странице:

  • Интерпретация количества ответов

  • Интерпретация оценок Самооценка считается адекватной

  • Анализ идентификационных характеристик

  • РТ Донцов. Предмет и понятие психологического исследования


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеПредмет и понятие психологического исследования
    Дата07.04.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРТ Донцов.docx
    ТипДокументы
    #1045089
    страница2 из 3
    1   2   3
    Раздел 3. Исследование индивидуально-типологических особенностей личности.

    5. Исследование самоотношения.
    Задание 5. Методика М.Куна «Кто я?»

    Инструкция: Подготовьте лист бумаги и ручку. В течение 12 минут дайте 20 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Ответы стоит давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают.
    После выполнения, оцените каждое своё качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставьте знак того, что вы затрудняетесь в оценке (?).
    Интерпретация количества ответов

    По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить о уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше.

    Интерпретация оценок

    • Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

    • Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

    • Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

    • Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

    Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

    Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.

    • К людям эмоционально-полярного типа относятся те, у кого отсутствуют (или почти отсутствуют) знаки «±». Склонность представлять всё в полярном свете говорит о примитивности, дихотомичности мышления, является одним из симптомов алекситимии.

    • Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Данное количество знаков «±» можно считать условной нормой.

    • Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

    Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

    • Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

    • Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

    В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

    Анализ идентификационных характеристик

    Важно также определить значимость различных сфер идентичности:

    1. «Социальное Я» включает 7 показателей:

      1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

      2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

      3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

      4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

      5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

      6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

      7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

    1. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

      1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

      2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

    1. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

      1. описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

      2. оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

      3. отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

    1. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

      1. субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

      2. фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

      3. пристрастия в еде, вредные привычки.

    1. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

      1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

      2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

    1. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

      1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

      2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

      3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

      4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

      5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

      6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

      7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

      8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

      9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

    1. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

      1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

      2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

    1. Два самостоятельных показателя:

      1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);

      2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).


    Задание 6. Проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)

    Доказана связь образа «несуществующего животного» с Я-образом испытуемого. Порождаемый фантазийный образ опосредован жизненным опытом человека, уровнем его притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. При истолковании учитывается расположение рисунка на листе бумаги, его ориентация, представленность отдельных деталей и признаков.

    Тестовый материал.

    Ситуация для изобразительной деятельности. Лист не глянцевой бумаги 21 на 29 см., положение вертикальное. Карандаш средней твердости, отточенный неостро. Ручкой и фломастером рисовать нельзя.

    Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Нельзя брать уже придуманных животных, т.е. персонажей различных сказок, мультфильмов и т.д. – они уже придуманы. Вымершие животные, например, динозавры, также не подходят.

    Вы должны придумать и изобразить нечто такое, что до вас никто не создал. Качество рисунка значения не имеет. Ваших навыков в рисовании вполне достаточно, чтобы справиться с этим заданием. Плохих или хороших, правильных или неправильных рисунков в нашем исследовании не существует. Самый лучший рисунок тот, который продиктован Вашим воображением. На листе с рисунком испытуемый должен написать является ли он левшой или правшой.

    Интерпретация.

    Анализ рисунка включает три аспекта:

    1. Формальный:

      • расположение в пространстве;

      • характер линии;

      • характер контура.

    2. Содержательный:

      • центральная смысловая часть фигуры;

      • несущая, опорная часть фигуры;

      • части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

    3. Тематический:

      • необычные детали;

      • название.

    Ключевые особенности интерпретации указанных аспектов рисунка приведены в таблицах.

    1. Формальный аспект.

    Расположение рисунка в пространстве.

    Особенности рисунка

    Интерпретация

    Рисунок по средней линии, чуть выше и правее.

    Норма.

    Ближе к верхнему краю листа.

    Чем выше, тем выше самооценка:

    - неудовлетворенность своим положением в обществе;

    - потребность в признании и продвижении;

    - тенденция к самоутверждению.

    Ближе к нижнему краю листа.

    Чем ниже, тем ниже самооценка:

    - неуверенность в себе, подавленность;

    - нерешительность, отсутствие самоутверждения;

    - не заинтересованность в признании;

    - фиксирование на препятствиях на пути к цели.

    Сдвиг рисунка вправо.

    Акцентуирование будущего, мужских черт характера:

    - стремление к контролю над собой;

    - экстраверсия.

    Сильный сдвиг рисунка вправо:

    - возможно «бунтарство»;

    - неподчинение стереотипам.

    Сдвиг рисунка влево.

    Акцентуирование прошлого:

    - принятие вины на себя;

    - застенчивость;

    - интроверсия;

    - возможно недостаток активности;

    - тенденция к рефлексии, к размышлениям.

    Рисунок, выходящий за срез листа. Занимает 2/3 листа.

    Может не подчиняться семантическим закономерностям.

    Маленький рисунок в левом верхнем углу листа.

    Высокая тревожность:

    - склонность к фантазированию;

    - избегание новых переживаний.

    Расположение головы.

    Направлена вправо.

    Устойчивая тенденция к действию:

    - планируемое осуществляется;

    - настроен на реализацию своих намерений;

    Направлена влево.

    - склонность к рефлексии;

    - нерешительность, возможно – избегание трудностей;

    - фиксации на какой-либо ситуации прошлого.

    Положение «анфас».

    Прямота, бескомпромиссность, возможно – эгоцентризм.

    Две и более головы у животного.

    Противоречивость тенденций.

    Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего они символизируют социальную среду тестируемого.

    Характер линии.

    Перекрывающие друг друга линии.

    Легкая напряженность.

    «Запачканные» рисунки.

    Повышенная тревожность.

    Размытость контуров рисунка.

    Неуверенность.

    Несоединенные углы, фрагментарность линий, незаконченность,

    оборванность рисунка.

    Невротизм, возможно усиление шизоидных тенденций.

    Недорисованность конечностей.

    Невротизм.

    Непомерное увеличение костей, стоп.

    Паутинообразная, без нажима линия.

    Экономия энергии. Снижение тонуса.

    Продавленная линия.

    Гипертонус мышц. Возможно тревога.

    Наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.

    Возможно тревожность.

    «Падающие» линии.

    Истощаемость. Низкий тонус. Возможна депрессия.

    Поднимающиеся линии.

    Склонность к трате энергии. Возможно агрессивность.

    Характер контура (Границы «Я» и социума).

    Фигура круга

    (незаполненного).

    Замкнутость. Закрытость внутреннего мира.

    Затемнение линий контура «запачкивание».

    Страх, тревога.

    Наличие щитов, заслонов, линий удвоения.

    Опасение, подозрительность.

    Контур фигуры – с шипами, иглами, выступами, прорисовка их.

    Агрессия.

    ВНИМАНИЕ! Сопоставьте графологические аспекты интерпретации (линия, контур) с расположением рисунка в пространстве (защита, агрессия).

    Верхний контур.

    Защита против лиц, имеющих власть, запрещающих, принуждающих (взрослые, учителя, родители и т.д.).

    Нижний контур.

    Защита против насмешек младших. Боязнь осуждения.

    Боковые контуры.

    Готовность к самозащите.

    Количество, расположение, характер острых углов в рисунке.

    Степень агрессивности.

    Контур как «оболочка».

    Символ контроля со стороны «Я» за собственной аффективностью.

    Укрупнение рисунка.

    Повышение аффективности, эгоцентризма.

    Уменьшение рисунка.

    Повышение самоконтроля. Возможна депрессия, угнетенность.

    Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура.

    Хороший контроль аффективности.

    Увеличенные по интенсивности рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура.

    Повышение возбудимости, плохая контролируемость аффективных проявлений.

    Ощущение ригидности, хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка.

    При длительно подавляемой эмоциональности.

    2. Содержательный аспект.

    Значение деталей лица.

    Уши «усиление».

    Заинтересованность в информации, интерес к мнению окружающих о себе.

    Рот – приоткрыт в сочетании с языком:

    -без прорисовывания губ;

    -с прорисовыванием губ.

    Болтливость. Большая речевая активность.

    Чувственность.

    Рот, открытый без прорисовывания губ и языка, особенно зачерненный.

    Быстрое возникновение страхов, недоверия.

    Рот с зубами.

    Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная, т.е. грубость в ответ на порицания.

    Глаза (увеличенные или с резкой прорисовкой радужки).

    Символ переживания страха, скрытая тревожность.

    Ресницы.

    Демонстративность, заинтересованность в восхищении окружающих.

    Увеличенный размер головы (в соответствии с фигурой в целом).

    Рациональное начало. Ценит эрудицию в себе и других.

    Рога.

    Защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками (когти, щетина, иглы) – определить характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

    Перья (усиление в рисунке).

    Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

    Грива, шерсть, подобие прически.

    Чувственность, подчеркивание своего пола, ориентация на свою сексуальную роль.

    Опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент и пр.).

    Основательность.

    Обдуманность принимаемых решений, рациональность, опора на существующую информацию.

    Неосновательность (слабая выраженность ног, лап).

    Возможна поверхностность, импульсивность принимаемых решений.

    Характер соединения ног с туловищем.

    Точно, тщательно.

    Слабо, небрежно.

    Не соединены совсем.

    Характер контроля за своими выводами и рассуждениями.

    Повторяемость форм ног, лап, элементов в опорной части.

    Конформность, стандартность суждений.

    Разнообразие форм ног, лап, элементов в опорной части.

    Своеобразие, самостоятельность решений и установок, возможна креативность.

    Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (крылья, щупальца, бантики, завитушки и т.д.)

    Функциональные.

    Уверенность в себе, увлеченность своей деятельностью. Желание активного сотрудничества с окружающими может сочетаться с неделикатностью в отношении их.

    Украшающие.

    Демонстративность, возможно манерность.

    Хвосты.

    Вверх.

    Уверенность, бодрость.

    Вниз.

    Недовольство собой, раскаяние.

    Вправо.

    Отношение к своим действиям и поведению (положительное или отрицательное, в зависимости от того, повернут хвост вправо или влево).

    Влево.

    Отношение к своим мыслям, решениям.

    Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, длинные, разветвленные и т.д.

    3. Тематический аспект.

    Представление о своем положении в мире.

    «Тематика животных».

    Угрожающие, нейтральные или пугливые (например: лев, кошка, муравей), соответственно свое Я в окружающем (в восприятии испытуемого).

    Уподобление животного человеку (постановка животного в положение прямохождения, одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки).

    Некоторый инфантилизм, эмоциональная незрелость, соответственно степени выраженности очеловечивания животного.

    Наделение животного разумом и признаками человеческих взаимоотношений с себе подобными.

    Признаки хорошей проекции, неформальных отношений.

    Акцент на признаках пола (вымя, грудь, соски при человекоподобной фигуре).

    Отношение к полу, фиксация на проблеме пола.

    Пол животного одноименный с полом рисующего.

    Признаки хорошей идентификации со своим полом.

    Необычные детали.

    Вмонтирование механических частей в ткань животного: постановка животного на постамент, тракторные гусеницы, прикрепление пропеллера, вмонтирование электрических ламп, проводов и т.д.

    Возможно, усиление шизоидных тенденций Я. Но может быть связано и с веяниями времени (культ техники).

    Характер сочетания элементов фигуры.

    Построение фигуры из «заготовок» (к собаке приделывается готовая деталь, чтоб животное стало «несуществующим»).

    Не оригинальность, возможно – ограниченность мышления.

    Построение фигуры из элементов.

    Оригинальность, творческое начало.

    Название.

    Название из смысловых частей – («летающий заяц», «мухожор», «бегокот» и т.д.).

    Рациональность, возможность адаптации.

    Книжно-научное название (например, с латинским суффиксом «ретилетус».

    Демонстративность. Подчеркивание своего развития, эрудиции.

    Поверхностно-звуковые, без осмысления.

    Аффектизация, возможно – ослабленный Я-контроль, легкомысленность отношения к окружающему.

    Иронически-юмористические названия (например, («риночурка», «пузыроид», «пельмеш» и т.д.).

    Иронически-снисходительное отношение к окружающим (возможна шизоидность).

    Повторяющиеся элементы в названии («тру-тру», «кус-кус»).

    Инфантильность.

    Слишком длинные названия.

    Склонность к защитным фантазиям.


    1   2   3


    написать администратору сайта