Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

  • 3 Каменный век на территории Беларуси

  • 4 Бронзовый век натер. Беларуси

  • 5 Ранний железный век на тер. Беларуси

  • 11. Феодальная раздробленность на восточнославянских территориях.

  • 6 Насало расселения славян по тер. Беларуси и славянизация балтов

  • 7. Становление государственности на восточнославянских территориях

  • 8. Полоцкое и Туровское княжества.

  • Полоцкое княжество

  • 9 Соц.-эконом. Развитие бел. Земель в IX-XII в.

  • 10 Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса.

  • 12. Борьба с агрессией кресцоносцев на балтийские и славянские территории в X-XII в.

  • Шпоры по истории Беларуси. Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте
    Дата05.01.2019
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по истории Беларуси.doc
    ТипДокументы
    #62593
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1. Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.

    Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества. Содержание истории – исторический процесс, который раскрывается в явлении жизни людей.

    Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности. 2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма. 3) Поиск причинно-последственных связей как основы событий. 4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания. 5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны. История тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами: социологией, психологией, культурологией и др. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни (экономики, политики, быта, культуры). История выполняет несколько значимых функций: 1) Теоретика познавательная. 2) Интеллектуально-развивающая. 3) Практика-политическая. 4) Патриотическо-воспитательная. 5) Формирования мировоззрение. Более 2-х тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем природа и материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и, что экономические процессы определяют и духовное развитие. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как натурально-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей). Все исторические факты изучаются с помощью принципов историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.
    2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

    Формац. подход ( теория соцю- экономич. формаций) – в совецком союзе. Согласно теории можно выделить 5 формаций: 1. Первобытнообщинная; 2. Рабовладельческая; 3. Феодальная; 4. Капиталистическая; 5. Комунистическая.

    По данной теории законы развития общества зависят от развития производ. Сил, классовой борьбы и соц. революций. Сегодня теория формаций подвергается большинством ученых. 5 ее формаций не нащли всеобщего подтверждения не на одном континенте. На ряду форм. выдел. и цивилизац. Теорию. Заключ. в кач. главного объекта познания и опис. человеч. истории. Цивилиз. теория включает з исходных принципа: 1. Объектом является не соц.- эк. формы, не формы собственности, а человеч. общества.; 2. Человек исслед. во всех своих свойствах и проявлениях жихни; 3. Все сферы жизни общества: экономика, политика, право, культура, мораль, религия, этнич. ценность является равнонеобходимыми звеньями исторического процесса. Цивилиз. теория посвящена объяснению динамики и механизмов развития общества отбору в ходе этого процесса ценностей образующих основу универсальной цивилизации. Цивилизация – одно из самых ключевых понятий соврем., соц., гуманист. науки. Употребл. эквивалентом слова культура – в современное время. Научное понимание связано со спецификой предмета исследования. Что касается истории : несколько классифик. этого термина: * по типу хоз. деят. : - земледельческая; - индустриальная; * в зависимости от контакта с др. цивилиз. : - открытые; - закрытые; * в заваис. от двух главн. противостояний в мировой истории: - восточная; - западная; - промежуточная; * в завис. от способа производства: - первобытная; - рабовладельческая; - феодальная; - буржуазная; - социалистическая.; * в наст. время ученые в основу цивилизации все чаще кладут понятие культуры: - традиционная; - техногенная. Для техногенной характерно: 1. Особое представление о природе – сфера приложения сил человека.; 2. Человек рассматривается как активное существо которое призвано преобразовывать мир.; 3. Деятельность человека направлена на преобразование предметов, а не на самого себя.; 4. Акцент делается на развитие техники и технологии. Традиционная: 1. Не вмешательство в природу( человек - созирцатель); 2. Направленность человеком на совершенствование самого себя.; 3. Направленность на развитие техники и технологий, на автономию личности.
    3 Каменный век на территории Беларуси

    палеолит (100-10 тыс. лет до н.э.). В это время усовершенствовается производство - от ручного рубила до наконечников стрел и костяных гарпунов. В основном преобладает охота. мезолит (10-5 тыс. лет до н.э) который характеризуется потеплением климата, широким распространением составных частей вкладышевых пред­метов, изготовлением кремниевых и костяных изделий и орудий труда.

    Присваивающее хозяйство - охота, рыболовство и собирательство - достигло максимальной продуктивности; неолит (5-3 тысячелетия до н.э.), который получил свое название в связи с появлением новой техники обработки камня - шлифования и сверления. Начинается изготовление глиняной посуды, Зарождаются производящие формы хозяйства земледелие и скотоводство. неолит революция - переход от присваив. к производящ. Хозяйству. Каменный век на территории Беларуси, по мнениям ученых, окончился примерно 3 тыс. лет до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных инструментов, которые секут, режут и колют. На территории, что оставалась свободной от ледяного покрова во время отходов ледника, люди занимались собирательством корней, клубней. Для этого они использовали палки - капалки острые камни. Занятиям людей тоже было загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных посредством каменных остроконечников, ножей, топоров, копий (копий). Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле. Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют потребительским. После отхода последнего ледника произошло потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесом, была населено дикими зверями. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогал собака - первая прирученная человекам животное. Люди переходили к оседлой жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, сверленые и шлифованные каменные топоры. Люди изготавливали остродонную глиняную посуду, которая втыкалась в земляной пол жилья или в центр костра, ведь в то время еще ни знали, что такое стол. Незаменимым материалам для изделия инструментов работы стал кремень. Его добывали в первобытных шахтах - вертикальных колодцах глубиной 3-5 м; найденный археологами около поселка Красносельский Волковысского района. Первым известным коллективам людей был первобытное человеческое стадо. Достоверно, краманьёнцы жили общинами, которые объединяли 50-70 кровных родственников, во главе с избранным старейшинам. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родственность первоначально считалась по материнской линии, ведь женщина отыгрывала определяющую роль в жизни первобытного общества. 
    4 Бронзовый век натер. Беларуси

    Бронзовый век (2 - начало 1 тысячелетия до н.э.) эпоха в истории человечества, когда появляется и активно рас­пространяется металлургия, обработка и использование бронзы. В Беларусь медные и бронзовые предметы поступали из Скандинавии, с Кавказа и Прикарпатья.

    Производственное хозяйство занимает ведущее положение, широкое распространение приобретает ткачество. Истории, когда люди, которые жили на территории Беларуси, научились добывать железо и изготавливать из него предметы труда и оружие. Использование металла произвело коренной переворот в развитии производительных сил, вызвало значительные изменения в общественных отношениях, оказало большое влияние на дальнейший ход исторического процесса. Первобытный человек жил стадом. В позднем палеолите начинает формироваться родовое общество. Несколько родов составляли общину. Вначале родство определялось по материнской линии, т.е. существовал матриархат С началом использования железных орудий труда, а также развития земледелия и животноводства господствующее положение в общинном хозяйстве рода занял мужчина. На смену материнскому роду пришел отцовский (патриархат). На территории современной Беларуси проживали несколько больших групп племен, которые отличались элементами материальной и духовной культуры. В основном это были балтские племена. С VI в. начинается заселение Беларуси славянскими племенами, которые к VIII-IХ вв. составили близкие между собой общности восточнославянского населения (кривичи, дреговичи, радимичи; частично - древляне, волыняне, северяне). На их основе возник старобелорусский этнос. С этого периода на территории Беларуси начинается новый период исторического развития Средневековье.
    5 Ранний железный век на тер. Беларуси

    В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Люди научились добывать железную руду и выплавляли ее в домнах (печах из глины). Многие каменные и бронзовые орудия труда были заменены железными.

    Для железного века характерно подсечно-огневое земледелие: срубленный лес сжигали и его пеплом удобряли землю. Железные орудия обеспечили дальнейшее развитие отраслей ремесла: обработку дерева, костей и рогов животных. Постоянными занятиями стали прядение и ткачество, пошив одежды. Охота постепенно теряла свою значимость (ее вытесняло животноводство). Сохранялись рыбная ловля и собирательство. Родовая община в процессе расселения людей на новых землях в поисках урожайной земли и пастбища для скотины, а также смешивания пришедших земледельцев и животноводов с местным населением постепенно превращалась в соседско-родовую. Во главе общины был выборный совет старейшин. Улучшение орудий труда привело к появлению лишних продуктов и возникновению имущественной разницы. Появились богатые и бедные. Между ними были столкновения. В целях обороны люди начали строить укрепленные поселения-городищи. В раннем железном веке на территории Беларуси было несколько больших групп племен со своими культурами и ритуалом захоронения.Северную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. Позже на их месте сформировалась зарубинецкая культура. В средней и северной части существовала культура штриховой керамики и днепро-двинская. Милоградская культура получила название от городища возле д. Милоград Речицкого района. Многие люди жили в полуземлянках. Возле жилища распологался костер и хозяйственные помещения. Посуда у племен милоградской культуры была круглодонная, верхняя часть украшалась орнаментом. Характерная черта милоградской культуры-фигурки животных из глины. Умерших хоронили в бескурганных и курганных захоронениях. Бытовал обряд трупоположения, позже - трупосожжения. Культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой. В 4-2 вв. до н.э. на юго-запад Беларуси из Польши переселилась часть населения поморской культуры. Население занималось земледелием, животноводством, домашними ремёслами. Жили в полуземлянках или наземных жилищах. Похоронный обряд-трупосожжение в курганных, иногда бескурганных захоронениях. Исследователи считают, что это были самые ранние славяне, у которых существовал патриархально-родовой строй. В конце I тыс. до н.э. в верхнем и среднем Поднепровье возникла зарубинецкая культура. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения-городищи. Возле них были поселения и бескурганные захоронения. Распространенными жилищными постройками были однокамерные квадратные или прямоугольные наземные строения с двускатной крышей. Прах умерших в глиняных горшках помещали в яму, сверху клали орудия труда, оружие, украшения. Балтские племена штриховой керамики располагались на север от области милоградской культуры. Посуда отличается штриховкой по бокам, нанесенной пучком травы по сырой глине. Существовали городищи. В нач. н.э. вокруг поселений делали земляные валы и рвы. Жилища отражали патриархально-родовой быт. Это были большие длинные дома на специально выровненной площадке, стены которых опирались на столбы. Занимались земледелием, ремеслами. На севере Беларуси, в Витебской области и соседних районах в 8-4 вв. до н.э. жили племена днепро-двинской культуры. Они имели такие же жилища, как и у племен штриховой керамики. Занятия – подсечно огневое земледелие, животноводство, рыболовля, домашние промыслы. Характерна гладкостенная посуда почти без орнамента.
    11. Феодальная раздробленность на восточнославянских территориях.

    Процесс феод-ой раздробл.был вызван дальнейшим развитием производ.сил и с.х. и ремесле,ростом горордов,повсеместным преобладанием феодальных отнош.Это вело к укреплению местных феод-х центров и стремлению местной феод-ой власти к политическому обособлению своих кН-в.Эти кН-ва имеют собственные интересы,цели и задачи.Одним из первых нач.обособл.Полоцкое кН-во.После смерти Брячислава(1044) пол-им кН-м стал его сын всеслав.Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками.Но уже в 1065 г. Всеслав напал на псков,кот.наход.под эгидой Киева.Нападение было отбито.Но в след.1066 г. Всеслав захватил Новгород,разграбил его,взяа большую часть нас-я себе.В ответ на это Изяслав Ярославович захватил Всеслава.В 1067 г. На р.Немига произошла битва Всеслав-Изяслав.Изяслав заманил его в лагерь под Оршей,захватил в плен и посадил в тюрьму.В 1068 г. В Киеве вспыхн.восстание,о время кот.Всеслав освободился и провозгласил Киев ВКЛ.В 1069 г. Изяслав возвр.из Польши,а Всеслав убегает в Полоцк.Сын Изяслава-Мстислав-выгоняет Всеслава из Полоцка.В 1071 г. Всеслав возвр-ся в Полоцк.В к.11-нач.12 вв.от Киева обособл.и др.земли.Выделились в Понемонье Гродненское,Новогрудское и Волковыское.На юге-Пинское и Дубровское.В 60-70 гг. 12 в. Пол. и Вит.кн-ва попадают в зав-ть от Смоленского кН-ва.Под властью Смоленских земель-Орша,Кричев,Мстиславль,Копыль.Земли,располож.на лев.берегу Днепра,и тер.правого берега-Черниговкие кн-ва.
    6 Насало расселения славян по тер. Беларуси и славянизация балтов

    В начале бронзового века на территорию Беларуси начинают проникать племена индоевропейцев. Их формирование происходило в период каменного и бронзового веков на широкой территории от Индии до Европы. В 4-м тыс. до н.э индоевропейцы имели достаточно раз­витое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались животноводством, умели обрабатывать землю. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания. Так, индоиранские племена двигались через Афганистан и Среднюю Азию на запад. Их следы обнаружены в Северном Причерноморье, откуда арии продолжили движение на запад. В течение 3-го тыс. до н.э. Причерноморье стало второй прародиной для западной группы индоевропейских племен. Именно от них Дон, Днепр, Днестр, Прут получили свои современные названия. В бронзовом веке завершился процесс консолидации отдель­ных групп индоевропейцев ,закрепились их языковые особенности. Племена северо­западного ответвления индоевропейцев стали предками германцев. В 3-м тыс. до н.э. на территории Беларуси, в бассейне верхней Припяти и Ясельды, появились первые индоевропейцы. Это подтверждают ярко выраженные европеоидные черты и хозяйственные занятия племен. Новые племена, которые заселили территорию Беларуси были племена милоградской культуры, которых в конце 1-го тыс. до н.э. сменили племена зарубинецкой культуры. Значительную часть средней Беларуси в VII в. до н.э. - IV в. н.э. занимали племена культуры штриховой керамики, а на севере находились племена днепро-двинской культуры. 4-3тыс.до н.э. арийцы(племена индо-европейцев) придя на территорию Европы образовали громадную общность-культура боевых топоров или шнуровой керамики. Принесли на тер-ию Беларуси навыки земледелия и животноводства, вытеснили проживавших здесь фино-угров. Позднее из этих европейцев на тер-ии беларуси выделились балты. С 5-8 в н.э. на тер-ии беларуси расселяются славяне .концепции происхождения славян:1)Висло-одерская;2) Одерско-днепровская; 3) Полесская.(раннее расселение славян) Из их общности выделились 3 большие группы:1)зап.славяне(чехи, словаки, поляки);2)южные(сербы, болгары, хорваты);3)вост.славяне(русские, белорусы, украинцы).Массовое расселение славян- 8-10вв..К 8 в. На тер-ии беларуси проживали вост.славянские племена кривичей-полочан (р,.Зап.Двина), дриговичей (р.Припять),родимичей (р.Сож),волыняне. Происхождение белорусов- ассимиляция балтского населения славянами. Земледелие - пахотное. Культуры славян: пражская, корчак, банцеровская.

    7. Становление государственности на восточнославянских территориях

    Первые государственные образования на восточнославянских землях стали возникать ещё в VI-IX вв. В это время на территории современной Беларуси существовали три территориальные культурно-этнические объединения - дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси (между Припятью и Западной Двиной). Радимичи заселяли земли между Днепром и Десной (основной ареал их расселения - бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере Беларуси и в соседних районах Подвинья и Поднепровья (в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Ловати). Кривичи были самым многочисленным населением восточнославянских земель. Ещё до середины IX в. на территории, населённой древнеславянскими племенами, стали формироваться раннефеодальные княжества. У них были свои территории, которые складывались из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости было своё вече и свой князь с дружиной. Законодательная власть в волости принадлежала вечу - народному собранию. Вече выбирало князя, объявляло войну и заключало мир, принимало решения, которые регулировали хозяйственные и общественно-правовые отношения. Исполнительная власть в волостях осуществлялась волостными князьями. Они вместе с дружинами защищали территории волостей от внешних врагов, совершали военные походы в соседние земли, вершили суд над своими подданными. Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью. Летописцы свидетельствуют, что уже в начале IX в.

    существовали два восточнославянских союза: северный - с центром в Новгороде и южный - с центром в Киеве. Поздней эти союзы объединились и создали единое государство - Киевскую Русь. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи - варягам. Они оказались под защитой Руси. Киевская Русь - это раннефеодальное монархическое государство. Во главе его стоял великий князь. В состав государства входили отдельные земли во главе со своими князьями. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого киевского князя. Они должны были являться со своими дружинами по требованию великого киевского князя для осуществления военных походов. Подвластное местным князьям население платило дань великому киевскому князю. В то же время местные князья имели почти неограниченную власть в своих княжествах. Киевская Русь представляла собой специфическое раннефеодальное государство. Она не была единым, централизованным, монолитным государственным образованием. Киевская Русь сформировалась как федерация феодальных княжеств, каждое из которых сохраняло относительную самостоятельность и самобытность. Киевскую Русь можно назвать феодальным федеративным монархическим государством с мощной военной организацией. Это позволяло ей защищаться от соседних государств и отражать набеги воинственных кочевников, самой совершать завоевательные походы и некоторое время держать в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму. В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства.
    8. Полоцкое и Туровское княжества.

    В 9-13 вв на нашей территории сложилтсь условия для зарождения гос-венности: -внутренние (разделение труда,возникновение городов,имущественное расслоение, существование классов,необх поддержания порядка внутри страны),-внешние(необх защиты терр от внешнего врага).

    Первым гос образованием является Полоцкое княжество.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичей,включала в себя современную Вит обл., север Минской.На сев-зап владения полоцких князей доходили до Рижского залива.Удобное расположение на водных путях способствовало культ. и экономич.развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк упоминается в 862г в «Повести временных лет».В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение вост-слав земель.В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль.В конце 10 в в Полоцке правил князь Рагвалод.Сын Рагнеды и Владимира-Изяслав унаследовал престол.Его сын Брячеслав Изяславович продолжил расширение терр княжества.Следующий князь-Всеслав Чародей.При его правлении княжество достигло пика развития.После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновьями(раздробленность).В XII в появляются Мин,Вит,Друцкое княжества и др.В 1119 г Мономах захватил Минск,пленил князя Глеба,где он умер.В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию,где они служили в визант войске.В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече.Феод раздробленность ослабила княжество.На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.Т.о.Полоцк на протяжении неск веков был столицей крупного княжества. Туровское княжество. Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца 10 в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца 10 в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого. В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому.

    9 Соц.-эконом. Развитие бел. Земель в IX-XII в.

    Расселен. вост.-слав. племен на Бел-си совпало с формирован. феод-го способа произ-ва. Способ произ-ва-это хоз. уклад ,кот. хар-ся определенным типом отношен. жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму собств. на ср-во произ-во. При первобытнообщинном строе сущ-ли общинная собств. на ср-во произ-ва. В результ. разложен. первобытного общ-ва складыв. рабовладельч. способ произ-ва. У вост. славян рабовлад. широко распростран. не получ., хотя просущ. долгий период. С 9в. идет интенсивный процесс формирован. феод. отношен. Феод. отношен. основываются на частной собств. на землю и не полной собств. на крестьян. Осн. ср-вом произ-ва была земля, владельцы-феодалы. Верховным собственником земли и ее распределителем в Киевской Руси был Великий князь. Феодалы получ. землю за службу (военную или гос.) Феод. наделяли землей крестьян ,кот. попадают сразу в зависимость. Сущ. 2 формы феод. зависимости:экономич., личная. Эконом.-выполнение крестьянами феод. повинностей (дань, аброк, барщина) Личная-лишение личной свободы. В киевск. руси все крестьяне наход. в эконом. зависим. Первонач. осн. формой повинности была дань(пушнина, мед, рыба). Уровень произ-сти труда в крестьянстве был низкий. При феод-ме: «Пользоваться крестьянами так, ч/б их хватило на завтра». С ростом произ-ти труда крестьяне переводятся на оброк продуктами, барщину. денежный оброк. феод. стремились установ. личную власть над крестьянами. В этот перод встреч. 4 вида зависим. крестьян:закупы, рядовичи, изгои ,холопы. Все кроме холопов были временно личнозависимыми. Могли освобод. если отдавали купу или выполняли услов.договора(ряда). Крестьяне живут общинами и сообща отвеч. за выполнен. повинности(круговая порука) Развит. городов способствовало отделен. торговли от ремесла. Осн. источник-летопись. Некот. города осн. как военные крепости(гродно, браслав, новогрудок), др. как центр администр. и хоз. жизни(борисов), др. возник. как бывшие племенные центры(полоцк, туров) Г-да сост. из 2-х частей: град(укрепл. дединец(князь, феод))и торгово-ремесленный пасад(торговцы и осн. часть населен.) Город-центр ремесленного произ-ва. Попад. товары из византии, скандинавии, зап. европы, ближн. востока.

    10  Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса.

    Принятие христианства стала одной из самых весомых событий культурной жизни беларуских земель в IХ- ХІІІ вв. В конце Х ст. киевский князь Владимир принял христианскую веру по византийскому (православным) узоры. Первой датой, что касаться принятия христианства на землях Беларуси, считаться основание Полоцкой епархии (закаливая 992 г.). Принятие христианства на восточнославянских землях способствовала укреплению государства и власти, стала большим шагам вперед в экономичном и культурном развитии. Именно с началом христианизации на беларуских землях начинает распространяться кириллическая система письма. О распространении письменности среди разных категорий населения свидетельствуют находки специальных приспособлений -"Рагволодовы" и "Борисовых" камнях (ХІІ в.), берестяных грамотах и др.. В общем, письменные памятники первой половины ХІІІ в. дают основание утверждать, что уже в этот период начинает формироваться письменный беларуский язык. В первой половине ХI в.. на восточнославянских землях началось летописание. Некоторые события, что произошли на Беларуси, упоминаются в "Повести прошедших лет" (начало ХІІ в). В. Татищев в своих работах упоминает Полоцкую летопись, потерянный в ХVІІІ в. - памятник ни только литературы, но и искусство ХІІ в. Сведения о полоцких князьях помещенный в "Слове про поход Игоревых" (ХII в.). Знаковая роль в расширения просвещения и культуры на беларуских землях подобает православным церковным деятелям - Ефросиньи Полоцкой (1101(?)-1167), Кирилле Туровскому (, Клименту Смалятичу ((?) - после 1164) и Аўраамию Смоленскому (? - ?). Довольно полная информация о их деятельности удерживается в автобииографической (житейной) литературы, расцвет которой припадает на конец ХІІ - ХІІІ вв. Одним из итогов принятия христианства стала появление на беларуских землях монументального зодчества. Греческие мастера принесли в Восточную Европу систему крестно-купольного храма, в основу которой был заложенный квадрат, разделенный четырьмя столбами да, что в плане иен представлял собой крест. Наиболее известным с каменных построек на наших землях пруд Софийский собор в Полоцка, построенный при Всеславе Чародеи (1044-1066). Храм был возведенный с красного кирпича, внутри отделанный разноцветными фресками. С наступлением феодальной раздробленности (ХІІ в.) размеры храмов знаковая уменьшаются. Примерно в этот же час на западных землях формируется гродненская школа, для памятников какой характерный кирпичная однородная кладка,наличие в конструкции сцен горшков - голосников, отсутствие фресковых росписей, отделка пола разноцветной керамической плиткой. Все эти вещи воплощенный в Борисоглебской (Коложской) церкви (Гродно, конец ХІІ в.). В ХІІ ст. в Полоцка насчитывалась постройка десяти храмов, этим - в Смоленске, три в Гродно, по одному - в Минске, Витебска, Новогрудку, Волковыску, Турове, Пинску. Каменное зодчество расширялась и в общественном строительстве - найденный останки строений в Слуцка, Минску, Мстиславе, княжеского дворца в Гродно. В другой половине ХІІІ в. на границах беларуских земель строятся оборонческие башни. Для башни характерный готические элементы (остроконечные проемы, пояс с положенных "на угол" кирпичин). Этот художественный стиль был распространенный в Западной Европе в ХІІ - ХVI вв. С ХI ст. под византийским и западноевропейским влиянием на Беларуси начинает развиваться монументальная живопись (фрески), иконопись, книжная миниатюра. Как и в архитектуры, в живописи наблюдался процесс формирования местных локальных школ. Местные мастера работали тоже с янтарем, стеклом, цветными металлами, обрабатывали камень и дерево. Своеобразным символам беларуских земель можно назвать созданный в 1161 г. по просьбе Ефросиньи полоцким мастерам Лазарем Богшам шестиконечный крест. Беларуская культура IХ-ХІІІ вв. развивалась в границах мировых культурная-исторических тенденций. Знаковые влияние на ее оказала принятие христианства, какое стола толчком в развития культурных процессов. В тот же час на этом этапе был заложенный фундамент формирования беларуского этносу и отличительной культуры нашего народа.
    10  Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса.

    Принятие христианства стала одной из самых весомых событий культурной жизни беларуских земель в IХ- ХІІІ вв. В конце Х ст. киевский князь Владимир принял христианскую веру по византийскому (православным) узоры. Первой датой, что касаться принятия христианства на землях Беларуси, считаться основание Полоцкой епархии (закаливая 992 г.). Принятие христианства на восточнославянских землях способствовала укреплению государства и власти, стала большим шагам вперед в экономичном и культурном развитии. Именно с началом христианизации на беларуских землях начинает распространяться кириллическая система письма. О распространении письменности среди разных категорий населения свидетельствуют находки специальных приспособлений -"Рагволодовы" и "Борисовых" камнях (ХІІ в.), берестяных грамотах и др.. В общем, письменные памятники первой половины ХІІІ в. дают основание утверждать, что уже в этот период начинает формироваться письменный беларуский язык. В первой половине ХI в.. на восточнославянских землях началось летописание. Некоторые события, что произошли на Беларуси, упоминаются в "Повести прошедших лет" (начало ХІІ в). В. Татищев в своих работах упоминает Полоцкую летопись, потерянный в ХVІІІ в. - памятник ни только литературы, но и искусство ХІІ в. Сведения о полоцких князьях помещенный в "Слове про поход Игоревых" (ХII в.). Знаковая роль в расширения просвещения и культуры на беларуских землях подобает православным церковным деятелям - Ефросиньи Полоцкой (1101(?)-1167), Кирилле Туровскому (, Клименту Смалятичу ((?) - после 1164) и Аўраамию Смоленскому (? - ?). Довольно полная информация о их деятельности удерживается в автобииографической (житейной) литературы, расцвет которой припадает на конец ХІІ - ХІІІ вв. Одним из итогов принятия христианства стала появление на беларуских землях монументального зодчества. Греческие мастера принесли в Восточную Европу систему крестно-купольного храма, в основу которой был заложенный квадрат, разделенный четырьмя столбами да, что в плане иен представлял собой крест. Наиболее известным с каменных построек на наших землях пруд Софийский собор в Полоцка, построенный при Всеславе Чародеи (1044-1066). Храм был возведенный с красного кирпича, внутри отделанный разноцветными фресками. С наступлением феодальной раздробленности (ХІІ в.) размеры храмов знаковая уменьшаются. Примерно в этот же час на западных землях формируется гродненская школа, для памятников какой характерный кирпичная однородная кладка,наличие в конструкции сцен горшков - голосников, отсутствие фресковых росписей, отделка пола разноцветной керамической плиткой. Все эти вещи воплощенный в Борисоглебской (Коложской) церкви (Гродно, конец ХІІ в.). В ХІІ ст. в Полоцка насчитывалась постройка десяти храмов, этим - в Смоленске, три в Гродно, по одному - в Минске, Витебска, Новогрудку, Волковыску, Турове, Пинску. Каменное зодчество расширялась и в общественном строительстве - найденный останки строений в Слуцка, Минску, Мстиславе, княжеского дворца в Гродно. В другой половине ХІІІ в. на границах беларуских земель строятся оборонческие башни. Для башни характерный готические элементы (остроконечные проемы, пояс с положенных "на угол" кирпичин). Этот художественный стиль был распространенный в Западной Европе в ХІІ - ХVI вв. С ХI ст. под византийским и западноевропейским влиянием на Беларуси начинает развиваться монументальная живопись (фрески), иконопись, книжная миниатюра. Как и в архитектуры, в живописи наблюдался процесс формирования местных локальных школ. Местные мастера работали тоже с янтарем, стеклом, цветными металлами, обрабатывали камень и дерево. Своеобразным символам беларуских земель можно назвать созданный в 1161 г. по просьбе Ефросиньи полоцким мастерам Лазарем Богшам шестиконечный крест. Беларуская культура IХ-ХІІІ вв. развивалась в границах мировых культурная-исторических тенденций. Знаковые влияние на ее оказала принятие христианства, какое стола толчком в развития культурных процессов. В тот же час на этом этапе был заложенный фундамент формирования беларуского этносу и отличительной культуры нашего народа.

    11. Феодальная раздробленность на восточнославянских территориях.

    Процесс феод-ой раздробл.был вызван дальнейшим развитием производ.сил и с.х. и ремесле,ростом горордов,повсеместным преобладанием феодальных отнош.Это вело к укреплению местных феод-х центров и стремлению местной феод-ой власти к политическому обособлению своих кН-в.Эти кН-ва имеют собственные интересы,цели и задачи.Одним из первых нач.обособл.Полоцкое кН-во.После смерти Брячислава(1044) пол-им кН-м стал его сын всеслав.Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками.Но уже в 1065 г. Всеслав напал на псков,кот.наход.под эгидой Киева.Нападение было отбито.Но в след.1066 г. Всеслав захватил Новгород,разграбил его,взяа большую часть нас-я себе.В ответ на это Изяслав Ярославович захватил Всеслава.В 1067 г. На р.Немига произошла битва Всеслав-Изяслав.Изяслав заманил его в лагерь под Оршей,захватил в плен и посадил в тюрьму.В 1068 г. В Киеве вспыхн.восстание,о время кот.Всеслав освободился и провозгласил Киев ВКЛ.В 1069 г. Изяслав возвр.из Польши,а Всеслав убегает в Полоцк.Сын Изяслава-Мстислав-выгоняет Всеслава из Полоцка.В 1071 г. Всеслав возвр-ся в Полоцк.В к.11-нач.12 вв.от Киева обособл.и др.земли.Выделились в Понемонье Гродненское,Новогрудское и Волковыское.На юге-Пинское и Дубровское.В 60-70 гг. 12 в. Пол. и Вит.кн-ва попадают в зав-ть от Смоленского кН-ва.Под властью Смоленских земель-Орша,Кричев,Мстиславль,Копыль.Земли,располож.на лев.берегу Днепра,и тер.правого берега-Черниговкие кн-ва.
    12. Борьба с агрессией кресцоносцев на балтийские и славянские территории в X-XII в.

    Политически раздробленные и ослабленные феодаль­ными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрес­сии немецких крестоносцев, кот во 2 половине 12 в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, кот высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца 12 в. между ними и прибал­тийскими племенами началась упорная длительная война. Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связа­но с именем епископа Альберта, который построил в устье Запад­ной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В ско­ром времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помо­щи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ливов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и 2 крепости — Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успе­шен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынужде­ны были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римс­кий и правители других стран Западной Европы.

    В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. разгра­били и сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епис­копом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по которому Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ. Через два года начались новые переговоры. Владимир потребовал от крестоносцев отка­заться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки.

    Но до­биться своего он не смог. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан. Переговоры закончились тем, что Владимир вы­нужден был отказаться от НижнегоПодвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Но борьба полочан про­тив крестоносцев после этого не прекратилась. В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты ли­товцами, призванными Полоцком. Город с частью княжества не­которое время еще принадлежал Полоцку.

    В 1216 г. полочане совместно с эстами и литовцами готовили новый поход против крестоносцев. Но накануне его полоцкий князь Владимир внезапно умер. Есть предположение, что он был отравлен немецкими лазутчиками.

    В первой трети ХШ века Полоцк и Витебск признали верховную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало объединению сил для борьбы с немецкой агрессией. В 1236 г. под Шавляем рыцари были разбиты литовцами, а в 1237 г. пол Драгичином они потерпели поражение от волынского князя Данилы Романовича.

    Для укрепления своего могущества меченосцы объединились в 1237 г. С Прусским (Тевтонским) орденом. Объединенное орденское государство представляло большую опасность для литовских, белорусских и русских земель.

    Чтобы противостоять опасности Полоцк и Витебск установили политические связи с 1Пыдимиро-Суздальской и Новгородской землями, что позволило им нанести поражение шведам в битве на Неве в 1240 г., а 5 апре­ля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере.

    Важную роль в борьбе против немецкой агрессии сыграл литовский народ. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими воинами нанесли новое поражение крестоносцам на озере Дурбе. Особенно отличились в борьбе с немецкой агрессией дру­жины гродненского старосты Давыда. В 1314 г. гродненские отряды подруководством Давыда оказали помощь осажденномуНовогрудку. В 1319 г. Давыд совершил успешный поход в Пруссию, а в 1323 г. его дружины нанесли тяжелое поражение крестоносцам под Псковом и за рекой Нарвой.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта