Главная страница

Предметы и задачи логики. Предмет и задачи логики


Скачать 12.55 Kb.
НазваниеПредмет и задачи логики
Дата07.02.2023
Размер12.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПредметы и задачи логики.docx
ТипДокументы
#923707

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ

§1. Мышление как предмет логики. Формы мышления

Слово «логика» происходит от древнегреческого логос – что означало и «мысль», и «слово». В русском языке логика – это, с одной стороны, совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления и рассуждения, а, с другой, наука об этих правилах.
Таким образом, объектом изучения в логике является мышление. С этим понятием связано множество философских проблем. В курсе логики эти проблемы лучше обходить. Крайне трудно дать определение того, что такое мышление. Можно остановиться на том, что мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности. Возникает вопрос: мыслят ли только люди, или животные тоже? Большинство психологов считает, что наглядное ситуативное практическое мышление присуще и высшим животным, а мышление абстрактное – только людям. Абстрактное мышление связано с языком. Советский психолог Л.С.Выготский считал, что качественное отличие человека от животных связано с тем, что у нас линия развития мышления и линия развития речи пересеклись. Это и сделало возможным абстрактное мышление. Обезьяны способны решать многофазные задачи, но лишь тогда, когда все моменты ситуации находятся перед глазами. Абстрактное мышление позволяет рассуждать о том, что отсутствует в наглядной ситуации, что вообще не наблюдаемо. Но для этого нужно слово. Логика изучает именно абстрактное языковое мышление.
Важно понять, какие стороны процесса мышления изучает логика, а от каких она отвлекается. Ведь мышление изучает не только логика, но и другие науки – психология, информатика, философия (теория познания – ее важнейший раздел). Логика отвлекается от того, кто мыслит, зачем, в какой ситуации, от связи мышления с эмоциями и другими психическими процессами. Одно и то же утверждение, произнесенное разными людьми в реальной жизни, может иметь разный смысл. К примеру, ребенок говорит: «Старость – не радость». Или, скажем, начальник в присутствии подчиненных говорит: «Дверь не закрыта». С точки зрения логики, это просто утверждение, констатация. Но в конкретной ситуации это суждение будет понято присутствующими как требование закрыть дверь. Подобного рода вещи не учитываются формально-логическим анализом.
Можно привести другой пример. Зададим вопрос: кто мог произнести следующее суждение – «По пути на работу я встречаю множество зрячих людей в гражданской одежде»? Отвечая на него, люди обычно говорят, что, видимо, это говорит человек с нарушенным зрением во время войны и т.п. С точки зрения логики, это суждение будет истинным, если оно произнесено по сути дела любым человеком, едущим на работу в нашем городе сейчас. А от психологических моментов (зачем подчеркивается, что люди зрячие, что они одеты не как военные? ведь эти вещи как бы сами собой подразумеваются?) логика абстрагируется.
Логика отвлекается от того, зачем что-то произносится. К примеру, ложное с точки зрения логики рассуждение может быть шуткой, искренним заблуждением или намеренным обманом. Представим, что сегодня (12 марта 2017 г.) кто-то говорит нам: «Сегодня жаркий летний день». В жизни мы всегда пытаемся понять не только, что нам сказали, но и зачем. Три перечисленных случая требуют от адресата такого ложного высказывания совершенно разной реакции. Но это также тот момент, который не принимается во внимание логикой. Чтобы понять, с чем именно мы имеем дело в конкретном случае ложного суждения – с обманом, заблуждением, или шуткой – нужна скорее не логика, а интуиция, понимание условностей определенной культуры и т.д.
Логика отвлекается и от ситуации, в которой что-то произносится. Ее интересуют формальные законы правильного мышления, рассуждения как такового. Кто бы, о чем бы, в какой бы ситуации ни рассуждал. С точки зрения логики, законы правильного рассуждения всегда одни и те же. Они не могут меняться в зависимости от того, например, является в данный момент человек пешеходом, или водителем. Поэтому, с точки зрения логики, нет никакой «женской логики». Логика или есть, или ее нет. Кстати, в анекдотах и шутках «женской логикой» обычно называют преобладание эмоций над рациональными аргументами. Так что такого названия обычно удостаивают рассуждения, в которых эмоциональное отношение к предмету выходит на первый план.
Еще важнее то, что логика отвлекается и от содержания мышления, от того, о чем мы мыслим. В этом смысле логика является формальной. Ее предметом являются формы мышления.
Формой мышления можно назвать способ связи частей мыслимого содержания. Логику интересуют в первую очередь такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение. К примеру, по содержанию два следующих суждения не имеют ничего общего – они о разном.
Все студенты грамотные.

Все птицы имеют крылья.

Но для логики эти два суждения имеют одинаковую логическую форму: «Все S есть Р». Суждения такой формы называются в логике «общеутвердительными» (см. гл.3).

§2. Задачи логики
Основной задачей логики является систематизация всех правильных способов рассуждения и доказательства. Логика гарантирует нам, что при соблюдении ее правил мы не потеряем истину в процессе рассуждения.
Кто рассуждает логично? Скажем, логично ли рассуждает человек, который сегодня (12 марта 2017 г., когда на улице +3°С) скажет себе: «Сегодня жаркий летний день, поэтому выходя из дома, нужно будет одеться полегче»? Это рассуждение не соответствует действительности. Но с точки зрения логики, в нем все в порядке. Логично одеваться полегче в жаркий день. Логично рассуждает тот, кто правильно видит взаимосвязь между различными утверждениями и способен из одних утверждений выводить другие, не обращаясь к опыту. Но, как видно из нашего примера, соблюдение правил логики не гарантирует нам, что выводы, к которым мы придем, будут истинными. Они будут таковыми только в том случае, если наши исходные утверждение тоже были истинными.
Это означает, что соблюдение правил логики является необходимым условием правильного мышления, но не достаточным. Это неудивительно, т.к. выше было сказано, что логика отвлекается от содержания мышления. А формальная правильность, конечно же, не является достаточным условием истинности. Таким образом, по форме мышление может быть правильным или неправильным, а по содержанию – истинным или ложным. Как уже говорилось, соблюдение правил логики гарантирует нам, что мы не потеряем истину в процессе рассуждений. Но для этого она (истина) изначально должна в них присутствовать – в наших исходных посылках. Логика остается вполне нормальной при некоторых психических заболеваниях – например, при паранойе. Если человек исходит из того, что все окружающие представляют для него опасность, он делает из этого вполне логичные выводы и предпринимает вытекающие из таких выводов действия. Но такой человек правомерно считается психически нездоровым и содержится в специальном заведении.
Таким образом, только при истинности исходных утверждений логика позволяет прийти к истинным заключениям. Если же мы начинаем с ложных утверждений, логика не гарантирует ничего. Начиная со лжи, можно прийти и к истине, и к лжи. Можно привести примеры умозаключений, в которых при полном соблюдении правил логики из двух очевидно ложных суждений выводится истинное.
Все киты - рыбы

Все акулы – киты

Все акулы – рыбы
Логика вообще не отвечает за определение того, истинными или ложными являются те или иные наши высказывания. Все ее правила и законы касаются именно соотношения между мыслями. Если абстрактное мышление вообще позволяет рассуждать о том, что отсутствует в наглядной ситуации, то логика позволяет в таких ситуациях из одних мыслей получать другие.


§3. История логики

Логика сформировалась как наука в Древней Греции. В древневосточных цивилизациях не было того интереса к логике и рациональному мышлению, который характерен для греков[1]. Считается, что этот интерес у греков связан с особенностями их общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) существовала даже не представительная, а прямая демократия. Все решения в греческих полисах принимаются публично на основе споров, столкновения мнений. В этих условиях высоко ценится умение обосновать свою точку зрения, убедить других, победить в споре. У греков появляется доказательство в математике. Для вавилонян и египтян то, что мы называем теоремой Пифагора, было священным знанием, которое не доказывалось и хранилось в тайне от большинства. Иное дело – греческая культура. Геометрия приобрела у греков (у Евклида) форму строгой дедуктивной науки, где все теоремы доказываются исходя из аксиом и т.д. Греки доверяли логике даже больше, чем опыту. Иначе, зачем бы Зенон стал доказывать свои знаменитые парадоксы (апории) о том, что Ахиллес не догонит черепаху, а летящая стрела покоится?
Основоположником формальной логики считается знаменитый греческий ученый и философ Аристотель (384-322 до н.э.). Он выделил и проанализировал схемы правильных рассуждений – силлогизмы (см. гл.6). Значительная часть того, что излагается в настоящем пособии в главах о понятии и суждении, также была сделана им.
В средние века логика была одним из главных предметов, изучавшихся в университетах. Она входила в так называемый «тривиум» - тройку предметов, изучавшихся бакалаврами. Логика в эту эпоху считалась необходимым средством построения проповедей и ведения теологических дискуссий. Средневековые схоласты пытались превратить религиозное учение в стройную систему взглядов, где все бы доказывалось, выводилось одно из другого и т.д. Важнейшим подспорьем в этом деле была логика. Она продолжала оставаться необходимым компонентом классического образования и в последующие эпохи.
Во второй половине XIX в. происходит математизация логики. Формализация языка логики позволяла исключить многозначность, неточность. А также заменить содержательные рассуждения оперированием со знаками по формальным правилам. Первые успехи математической логики породили чрезмерные надежды на то, что на пути формализации будут решены любые проблемы. Такого рода надежды высказывались и раньше. Великий немецкий ученый и философ Г. Лейбниц (1646-1716) видел в создании специального идеального языка науки и философии ключ к решению всех проблем – не только научных, но и философских и религиозных. В точном языке все проблемы превратятся в технические – в проблемы подсчета, считал он. Вместо споров ученые и философы будут подходить к счетным устройствам и говорить: «Посчитаем!».
Пионерами в области математической логики были математики Дж. Буль (1815-1864), О. де Морган (1806-1871) и другие. В начале ХХ в. логический позитивизм надеялся, что аппарат математической логики позволит уточнить или решить традиционные философские проблемы, в частности, отделить (на уровне языка) научные утверждения от ненаучных. Со временем было осознано, что формализация всегда может иметь только частичный характер. Это поставило под сомнение самые смелые надежды. Тем не менее, использование средств математической логики несет несомненную пользу: смутное осознание отношений между утверждениями заменяется в ней точными формальными правилами. Это развивает ту возможность, которая заложена в логике как таковой – строить рассуждения и доказательства, отвлекаясь от содержания наших утверждений, основываясь исключительно на отношениях, которые связаны только с логической формой наших утверждений.


написать администратору сайта