История государства и права России. ИСГПР_4. Предмет истории государства и права России. Периодизация истории отечественного государства и права
Скачать 439.54 Kb.
|
ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ РУССКИХ КНЯЗЕЙПРОИСХОЖДЕНИЕ УСТАВА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Предпосылка возникновения Устава Владимира Мономаха В начале XII века процесс феодализации все более и более расширялся и углублялся. Феодальный политический аппарат получал свое дальнейшее оформление. Развиваются элементы феодального права во всех отраслях. Как было указано Устав Ярослава конца XI, начала XIIвв. представляет собою очередной этап развития феодального права, права-привилегии. Но дальнейшее углубление и развитие процесса феодализации ставило перед феодальной властью и задачу дальнейшего развития принципов феодального права. Господствующий класс стремится расширить защиту своей собственности от посягательств разоряемых и закрепощаемых крестьян. В Краткой Правде перечень охраняемых объектов был недостаточно широк. Следовательно, ставился вопрос об увеличении этого перечня. Далее, если принципы феодального права достаточно ярко отражаются в системе преступлений и наказаний, то возникает необходимость отразить этот принцип и в других разделах права, например, в наследственном праве. Торговля стала падать,. Киевские феодалы и верхи киевских торговцев стремятся переложить тяжесть экономического упадка на крестьянство и на городские низы. Усиливается эксплуатация со стороны ростовщиков. Все это увеличивает классовые противоречия в Киевской земле. Княживший в Киеве в начале 12в. великий князь Святополк и его окружение мало задумывались над теми трудностями, которые ожидали Киевское государство. Своими вымогательствами и произволом Святополк возмущал киевлян. Его смерть была сигналом для восстания. Городские низы разгромили дворы княжеской администрации. Движение стало принимать угрожающие размеры. Была опасность, что городские низы будут громить и монастыри, которые занимались также ростовщичеством. В эту тяжелую минуту киевская правящая верхушка решила пригласить на киевский стол переяславского князя Владимира Всеволодовича , который ранее прославился своими мероприятиями по сплочению князей для борьбы с половцами. Прославился он и своими победами над ними. Князь Владимир не сразу согласился быть киевским князем. Он быстро подавил восстание, но решил принять меры для смягчения классовых противоречий в Киевской земле. Он должен был ограничить эксплоатацию ростовщиков и облегчить положение разорявшихся людей. Основными источниками данного памятника являются некоторые нормы Краткой Правды, которые по тем или иным причинам не вошли в состав Суда Ярослава Владимировича, и новые постановления, принятые на съезде в с. Берестове. . Уставом Владимира Мономаха были заимствованы следующие восемь статей Краткой Правды: ст. 17Акад.(Или холоп ударить свободна мужа..,), ст. 33 (34) Акад. (А иже межу переореть...), ст. 32 (33) Акад. (Аже смерд мучить смерда...), ст. 34 (35) Акад. (А оже лодью украдеть...), ст. 35 (36) и 36 (37) Акад. (А в голубе и в куряти 9 кун...), ст. 38 (39) Акад. (А в сене и в дровех...). Сопоставляя эти статьи, заимствованные из Краткой Правды, нетрудно установить, что эти статьи подверглись весьма значительной переработке и дополнениям. Значительнейшая часть Устава Владимира Мономаха имеет своим источником новые постановления Владимира Мономаха и его ближайших советников. Возможно, только некоторые статьи имеют своим источником обычное право, которое стало создаваться в русском феодальном обществе XI в. Возможно, что некоторые постановления создались и на основе судебных решений. Но установить те статьи Устава, которые имеют своим источником обычное право или судебные решения, не представляется возможным. М. Н. Тихомиров х считает источником тех статей, которые вошли по нашему мнению в состав Устава Владимира Мономаха, так называемый протограф Сокращенной Правды. Имелись исследователи, которые настаивали на том, что многие нормы второй части Пространной Правды имели своим источником иноземное право. Так, Гетц считал, что таким источником было германо-скандинавское, а Сергеевич — византийское право. некоторое сходство норм Русской Правды с нормами памятников германо-скандинавского или византийского права обусловливается не заимствованием их, а некоторым сходством общественно-экономического развития Киевской Руси, германо-скандинавских государств и Византии . Время и место возникновения Устава Владимира Мономаха Время возникновения этого памятника определяется временем княжения в Киеве Владимира Мономаха, т. е. 1113—1125 гг. Поскольку Устав начинается с сообщения о созыве князем Владимиром Мономахом особого совещания из наиболее крупных административных лиц в с. Берестовом, то вполне возможно, что на этом совещании было принято не только постановление об ограничении взимания процентов по займам, но и весь Устав в целом. Слова «по Святополце созва дружину свою» дают основания считать, что это совещание созвано вскоре после смерти князя Святополка и после подавления восстания в Киеве II13 г. Если мы будем считать, что Устав Владимира Мономаха был полностью составлен на данном совещании, то этим определяется и место его возникновения, т. е. в с. Берестове. Одной из основных задач устава было сглаживание классовых противоречий , которые в условиях упадка Киевского государства, в особенности, стали проявляться с начала 12в. Другой задачей законодательства Владимира Мономаха было включение в составляемый им, сборник тех статей, которые не вошли: в суд Я.В. Но самое главное, законодательство имело своей задачей составить сборник, в котором давались бы нормы не только уголовно-процессуального права, как это мы наблюдаемое Суде Ярослава Владимировича, а нормы, которые обычно относятся в области гражданского права. Если в Краткой правде имелась только одна статья, которая .не относилась к уголовному праву и процессу ( «Урок мостьников»), а в Суде Ярослава Владимировича только четыре статьи, то в Уставе Владимира Мономаха к гражданскому праву должно быть отнесено большее число статей. : о процентах (ст. 46 (53) Тр.), о банкротстве (ст. ст. 48—49 (54—55) Тр.),закупничестве (ст. 50—53 ._ (56—62) Тр.), о наследстве (ст. 81—85 (90—95), 88— 95 (98—106) Тр.), о холопстве Из 69 статей Устава Владимира Мономаха 38 статей посвящены нормам гражданского права. Одновременно с наследственным правом в Уставе дается достаточно подробное изложение основ опекунского права. Также разрабатывалось и процессуальное право, решен вопос о послушистве холопов, статья о гонении следа, об испытании железом, установлен размер «уроков судебных» и «уроков ротних». |