Главная страница

культурология ответы на вопр к экзамену. Предмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология


Скачать 499.5 Kb.
НазваниеПредмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология
Анкоркультурология ответы на вопр к экзамену.doc
Дата24.02.2018
Размер499.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакультурология ответы на вопр к экзамену.doc
ТипДокументы
#15886
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6

Культура архаического периода. 8-6 вв.до н.э. В это время – Велик. колонизация - освоение греками побережий Средизем­ного, Черного и Мраморного морей. Греки научились у др. народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - ал­фавитному письму.

Специфика развития: класси­ч. рабство, система денежного обращения и рынка, полис - основная форма политич. организации, идеи суверенитета народа и демократич. форма правления. Наиболее круп. полисы - Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важные цен­тры экономич., политич., культурных связей между полисами - общегреческие святилища - единого пантеона богов в ре­з-те слияния местных культов.

Важная составляющая духовной жизни мифология - источник вдохновения поэтов и художников. Творч. Гесиода - поэмы «Теогония» (о происхожд. богов) и «Труды и дни».

В эпоху архаики возникла натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу, выявить первооснову всего сущего. Пифагор основой всего сущего считал числа.

Зарождается греческая историография. Возникает греческий те­атр.

Классический период - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни.

Центр греческой культуры - Афины.

Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «гре­ческим чудом».

Активно развивается греч. историография. «Отцом истории» называли Геродота. Он написал произведе­ние - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Расцвета дости­гает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Работы Фидия («Афина-Воительница», «Зевс» - для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры).

Цивилизация эллинизма. Эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур.

Новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм. Главный вопрос: откуда берутся зло и несправедл-ть в мире и как жить, чтобы сохранить внутреннюю независимость и свободу?

Сокровищница мирового искусства пополнилась шедеврами - алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: биб-ка, мусейон.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла че­ловека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и сво­боды, идеалы демократии и гуманизма.





Культура Древнего Рима

Древнерим. культура – совок-ть достижений в облас­ти духовной и материальной культуры Римской республики (5-1 вв. до н.э.) и Римской империи (1 в. до н.э. – 5 в. н.э.). По­нятие древнерим.культуры в узком смысле относится только к культуре римской Италии, в широком-к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

Этапы Римской культуры:

Культура этрусков. Др. цивилизация, кот. обогатила римскую культуру искусством градостроительства (планировка улиц, ориентирование на стороны света; мосты; различные варианты сводов).

Царский. 8-6 в. до н.э. Рим – город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей (3-этруски), при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев.

Период республики. 11-1 в. до н.э. Завоеванные греч. города, след-но, влияние греч. культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но внимание не храмовым комплексам, а сооружениям для практических нужд.

Период империи. Конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Римская империя - огромное госуд-во, центр - Афины. Здесь развивается архитектура, философия, лит-ра. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен.

Если для греков в духовной жизни глав. ценность - чело­век - гражданин, то для римлян - это гражданин-патриот. Гражданин должен обладать муже­ством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона, обычаям предков в мирное время, быть умерен­ным в образе жизни.

Наивысшего развития достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозрен­ным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными признавались политика, война, разработ­ка права.

Большое значение придавалось географич. знаниям и истории. Ценный вклад внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливии и Аппиан.

Лит-ра. Среди поэтов - Вергилий, ав­тор поэмы «Энеида»; Гораций Флакк, Овидий Назон, сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, писатель Апулей, автор фантастического романа «Мета­морфозы, или Золотой осел».

Как особый феномен - римское право. Римские юристы делили пра­во на частное, т.е.относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

Развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важ­ным для политического успеха. Римское красноре­чие достигло своего апогея в лице Цицерона.




Античный тип культуры. Общая характеристика.

Характерные черты древнегреч. культуры:

Античная культура космологична. Космос – абсолют. Космос - это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противосто­ящее Хаосу.

Мера. Она едина и неделима, она - характеристика совершенства.

Гармония - наивысшее выраже­ние получает в искусстве, но образцом является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Антропоцентризм. Космос соотносится с чел., природные объекты - с человеческим телом. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала стыдливости. Стоило афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Олимпийские игры. Местом празднеств была священная роща Альтис. Позднее к Олимпийским прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посей­дона, Немейские, прославлявшие Зевса.

Диалектика - умение вести беседу, опровергая аргументы соперника, доказывая собственные доводы.

Греческая культура празднична, красочна, зрелищна. Праздники связаны с шествиями и соревнованиями в честь богов - покровителей полиса. Раз в 4 года - празд­ник в честь богини города Афин - Большие Панафинеи. Обяза­тельно включались в празднование факельные шествия, музы­кальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем музыкальные и атлети­ческие состязания увенчивали праздник. Победитель награждал­ся дарами Афины - венком из священной оливы и ам­форой с оливковым маслом.

Несколько этапов. В крито-микенский или эгейский период - расцвет искусства мастеров Крита. «Гомеровский» период - характеризуется эпосом (прим. - «Илиада» и «Одиссей»), распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля.

Архаическая эпоха, была временем возникновения самостоятельных городов-госу­дарств на Балканском полуострове и бурного развития искусства. Распространение получают хра­мовые сооружения олимпийским богам. Чернофигурная вазопись - черный лак по красноватой глине. Вазописцы передают движение и бытовые сцены. Изображе­ния Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы Экзекия.

Период классики. Философ делал открытия в области математики и астрономии, скульптор не только мог по­строить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И боль­шинство из известных греков были поэтами. Центром античной культуры периода классики стали Афи­ны. Спортивные состязания. Монументальное строи­тельство - воздвигнуты Парфе­нон, Пропилеи, храм Афины Победительницы, Акрополь. Скульптура - идеал человеч. личности воплощен Фидием в статуях Афины Парфенон и Зевса Олимпийского. Мирон - автор статуи «Дискобол» и автор «Канона» Поликлет. Все они изображали людей таки­ми, какими они д.быть, их герои идеальны.

Расцвет трагедии связан с именами драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида.

Искусство эллинизма. Архитектура связана со стремлением правителей прославить мощь государства. В скульптурах богинь утрачивалось былое вели­чие. Скульпторы, впервые показавшие человека то младенцем, то дряхлым стариком, хотели передать чисто человеческие чувства и в лице и в фигуре.
Художественная культура Древнего Рима.

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет зага­дочной легендой о Ромуле, Рэме и их приемной матери-волчице. Рим - это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим - это Юлий Цезарь. Основным было влияние греческого искусства. Ведущую роль игра­ла архитектура. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепо­сти) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет - пристально изу­чали лицо человека.

В конце I века до н.э. Римское государство из аристократи­ческой республики превратилось в империю. С ним свя­заны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Конец I и начало II вв. н.э. - время создания грандиозных ар­хитектурных комплексов, многоэтажных домов, Ко­лизей. Получили развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен мраморный Алтарь мира.



Культура Европы эпохи Средневековья.

Средневек.культура - европейская культура в период с 5 в. н.э. до 17 в. (условно подразделяется на 3 этапа: культу­ра раннего Средневек. 5-11 вв.; средневековая культура 11-13 вв.; культура позднего Средневек. 14-17вв.).

Натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы и техника развивались медленно. Голод, войны, эпидемии уносили множество жизней, и человек чувствовал острую необх-ть защиты от опасностей, функцию взяла на себя христианская церковь.

Постепенно христианская религия стала влиять на все стороны жизни человека, приоритеты общества, с одной стороны, способствуя развитию просвещения, росту научных знаний, формированию высоких нравств. и эстетич. идеалов, с другой, ограничивая развитие культуры рамками клерикализма, ориентируя на восприятие культурных реалий через призму религиозного мировоззрения.

Резкое сословное разграничение - обозначились 3 потока: высшее сословие (духовенство) стало создателем клерикальной (церковной) культуры, рыцарство -куртуазной (придворной), низшие общественные слои - фольклорной (народной).

В противовес ошибочному обыденному представлению о средневековье как о "сумерках культуры" следует отметить, что именно в это время начинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управлении др.

В 11-13 веках созданы светские школы в Париже, Оксфорде, Болонье и др., появились университеты. Как прав., они имели 3 факул-та - богословский, юридический и медицинский. Особого расцвета в этих учебных заведениях достигла медицина (напр. знаменитый врач Парацельс создал лекарства из неорганических соединений).

Назначение искусства мыслилось в том, что оно возвышало душу человека, обогащало ее божественными образами, облегчало понимание божественного миропорядка.

В лит-ре излюбленный жанром были жития святых; в скульптуре - изображения Христа, Богоматери, святых; в живописи - икона; в архитектуре - собор. Все поступки человека рассматривались с точки зрения конфликта добра и зла, Бога и Сатаны, распространены темы рая, чистилища и ада.

Ведущее место заняла архитектура. Это вызвано потребностью в строительстве храмов. Возникли художественные стили.

Романский стиль (от лат. romanus - римский). Религиоз. сооружения романского стиля отличаются монументальностью конструкций, использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны. Пример - башни, крепости XII в.

Готический стиль (от итал. gotico - готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в Европе 13-14вв. и также связан с религией. Для готических соборов характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромн.прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву. Пример - собор Парижской Богоматери.

Куртуазное искусство представлено героическим эпосом ("Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах"), любовной лирикой трубадуров и миннезингеров, образцами батальной и портретной живописи, в которых основными были светские мотивы, земная жизнь человека.

Специфическое явление - поэзия вагантов (от лат. "вагантес" - бродячие) - бродячих студентов, сочинявших вольнодумные и смелые стихи и песни, критиковавших общественные пороки.

В жизни простого народа большое значение имели пословицы и поговорки, анекдоты, пляски, хоровые и обрядные песнопения, героич. баллады и сказания о подвигах народных героев (напр., баллады о Робин Гуде). Распространение получили представления уличных театров различных жанров: моралите (небольшие серьезные пьесы, посвященные нравств. проблемам и содержащие назидательный вывод - "мораль") и фарс (забавные сценки бытовой проблематики).

Т.о., средневек. иск-во во всех многообразных проявлениях отразило специфику становления сословной культуры феодального общества. Противоречивая и многогранная культура западноевропейского средневековья сформировала новые смыслы природы и человеческого бытия, принципы познания и обучения, которые стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания, стимулировали развитие нового искусства, подготовили условия для духовного взлета Ренессанса.




Христианский тип культуры.

Христ-во зародилось в 1 в. н.э. и в начале формир-сь в лоне иудаизма, как секта. Отличие христ-а от языческих религий: в христ-ве сущ-ет единый бог, в отличие от полителизма, в христ-ве бог - творец и властелин мира.

Христ-во положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Чел. был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творч. способностью. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие чел., след-но, греховность самого чел. и телесная смерть, но сам образ бога в чел. остался неповрежденным и вся история христ-ва - это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, чел. не может избегнуть телесной смерти, однако душа чел. бессмертна. Путь к спасению требует от чел. духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, кот. объединяет верующих в одно мистическое тело - тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность). В учении Иисуса Христа огромное место занимает морально-этич. проблематика, то есть христ-во - это не столько религия о мироздании, сколько о том, как жить чел., в чем смысл его человеч. бытия. Краеугольным камнем христ-ва считают заповедь любви: любви к богу, к ближнему, к своему врагу.

В 1 в. христ-во вызывало лишь подозрения. Однако в 4 в. оно превращается в госуд. религию, начинается разгром языческих храмов, запрещ. олимпийские игры. Строятся храмы - базилики. Новые худож. черты - в христ. живописи. В росписях - наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорции фигур. В 4в. на Вселенских церковных соборах приним-ся ряд положений вероучения - символ веры. Эти положения объявл-ся обяз-ми. Основа христ. учения - вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.

На Востоке, в Византии, христ. церковь зависела от императорской власти. Между зап. и восточной церковью с течением времени углубились противоречия. Ко времени раннего Средневек. относится возникновение ересей. Папство, возникшее в 8 в., активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из средств борьбы с ними была инквизиция, кот. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы. Приговоренных сжигали на кострах. Огромную роль и на Зап. и на Восточной церкви играло монашество, монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, отказа от имущества. Однако уже к 6 веку монастыри превратились в сильные и богатые центры. В 7-8 века значительно расширилось влияние католич. церкви и папства. Римская католич. церковь выступала в роли арбитра в спорах между госуд-ми, была крупнейшим финансовым центром мира, вела коммерческую и общеэкономическую деят-ть, например, продавала индульгенции - грамоты об отпущении грехов. Духовенство было единственно образованным классом и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.




Культура Возрождения и Реформации.

Возрождение. Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, т.е. период с 14 в. до 10-20 гг. 17 в.; в Италии это 14-16 века, для др. государств 15-17в. В России эпоха возрож. падает на 16-нач.17в.

Этому способствовало: рост городов; развитие цехового ремесленного производства; совершается много научных открытий, кот. формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Это эпоха великих географических открытий. 1517 - открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, след-но, привело  к возникновению мировой торговли.

Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д.Боккаччо (автор «Декамерона»). Культура возрожд. – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

Особенности европейской культуры возрождения.

Искусство становится главным видом духовной деятельности. Идеальный человек д.быть художником. Особ-ти: живопись выходит на первый план, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, у живописи больше возможности передать эту красоту. Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник; Микеланджело – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени); Рафаэль – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер – основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»).

Светскость – наряду с библейскими сюжетами появл-ся портретная живопись, бытовая картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность - в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею красоты и гармонии.




Культура барокко и классицизма.

Главными стилями в искусстве XVII века выступают барокко и классицизм. Барокко возникает в конце XVI века в Италии. Для стиля характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность стилям аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры. Самые знаменитые фигуры европейского барокко - римскиий скульптор, архитектор и живописец Л.Бернини (1598-1680), фламандский художник П.Рубенс (1577-1640). Родиной классицизма стала Франция. Классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония. Согласно классицизму, предметом искусства должно быть возвышенное и прекрасное, героическое и благородное. Искусству надлежит выражать высокие нравственные идеалы, воспевать красоту и духовное богатство человека, прославлять торжество сознательного долга над стихией чувств. Классицизм разделяет основные положения рационализма и прежде всего идею о разумном устройстве мира. Однако в понимании отношений между человеком и природой он расходится с ним, продолжая линию ренессансного гуманизма и считая, что эти отношения должны строится на принципах согласия и гармонии, а не господства и подчинения. Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н.Пуссен (1594-1666). Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV.



Культура эпохи Просвещения.

18 столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещ. возникла в 17 веке - ее родоначальником считается англ.философ Д.Локк (1632-1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наиб. развитие она получила во Франции, где ее предст. такие мыслители, как Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др. В Германии Просвещ.связано с именами И.Гердера, И.В.Гете, И.Канта и др., в США - Т.Джефферсона, Б.Франклина и др. В исслед-х просветителей применительно к культуре отчетливо оформились 2 осн. направления в понимании соотношения между нац-й и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, кот. исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех "природа человека", что при всем многообразии наций и народов сущ-ют универсальные, всеобщие, наднацион-е, нравств-е, эстетич-е и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже сущ-ет, а в будущем - благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания, - человечество создаст единую мировую культуру. Сторонники культурного релятивизма, родонач. кот. И.Гердер, придерживаются противополож. позиций - никакой единой природы чел. нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что сущ-ют только нац-е культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между нац. и общечеловеч. ценностями. В 18в. развивается худож. культура. Осн. стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление. Возникают новые стили - рококо и сентиментализм. В целом иск-во 18в. по сравнению с предыдущим - предст-ся менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Классицизм предст-т в первую очередь франц. художник Ж.-Л.Давид; барокко 18 века не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи "большим стилем" эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к сер. 18в. его все больше теснит рококо. Наибольшее распростран. рококо получило во Франции. Его ярк.предст-ль - художник О.Фрагонар. Сентиментализм, возникший во вт.пол. 18в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Основатель - Ж.-Ж.Руссо. Самые великие художники 18в. выходят за стилевые рамки - А.Ватто, Ф.Гойя. Музыку предст-ют такие имена, как Ф.Гайдн, К.Глюк, Г.Гендель. Из числа великих композиторов - И.С.Бах и В.А.Моцарт. Эпоха Просвещ. имела фундамент-е значение для последующей истории Зап. Европ. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течении 2х столетий играли определяющую роль в развитии человечества.



Основные тенденции и особенности культуры 19 века.

XIXв. - век романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов – противоречия капиталистич. производства, рост классовой борьбы, развития промышленной революции. Таковы глав. особ-ти формирования нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей пересматривать систему куль­турных ценностей.

Разнообразны научные достижения. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют вы­ражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможность Шампольону (1790-1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманит. науч. дисциплин; получают развитие экономич. теории (Рикардо, Маркс) и зарождается социология (Конт, Спенсер). Новых высот достигают и физико-матем. науки (Дизель, Карно, Фарадей). Успехи в естественных науках. Ч. Дарвин выдвига­ет теории происхождения чел. и естеств. отбора в при­роде, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн). Гегель и Шеллинг разрабатывают кон­цепцию поступательного развития человечества и принципа ис­торизма, сформулированы осн. законы диалектики. К.Марксом и Ф.Энгельсом создается материали­стическое учение - «марксизм».

В XIX в. зародился позитивизм - учение, утверждающее, что подлинным знанием м.быть только на­учно обоснованное эмпирич. знание (основоположник - О. Конт).

Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу: во-вторых, уход от действит-ти - переход в иное время (рыцарские романы В.Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж.Санд и др.);
в-третьих, уход в собственный внутрен­ний мир (сказки Э.Гофмана, В.Гауфа, X.К. Андерсена, пор­третный жанр у Т.Жерико, Э.Делакруа и др.).

Музыка. (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.).

Наряду с романтизмом в 40-е гг. 19в. ут­верждается реализм.Предметом худож. культуры становится действит-ть. Реализм 19 в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), т.к. его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуаз. общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. На передний план выдвигается социальный роман, и как отмечал О.Бальзак, франц. лит-ра создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г.Флобер). Англ. социальный роман представлен мастерами как Ч.Диккенс, У. Теккерей, Т.Гард и др.

Барбизонская школа художников (Т.Руссо, Ж.Дюпре, Н.В.Диаз, Ш.Ф.Добиньи) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. Черты реализма нашли яркое выражение в музыкальных произведениях Дж.Верди, Ш.Ф.Гуно, Ж. Бизе и др.

Кризис реалистической традиции нашел выражение в постимпрессионизме П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена и др. Для него характерны черты субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действит-ти.

На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (бра­тья Гонкур, А.Доде, Э.Золя). Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен к.-либо идеальной поэзии человеческих ценностей.

Осн. вклад реализма 19в. в развитие худож. культуры сост. в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды.

XIX в. - «золотой век» русской культуры, время мощного куль­турного подъема. Особую роль играла лит-ра. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литерат. образы. Наиб. выдающиеся - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Крылов, Грибоедов, Белинский, Герцен, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Фет, Л.Н.Толстой, Чехов.

В музыкальном искусстве - это Глинка, Даргомыж­ский, Чайковский, предст-ли «Могучей кучки»: Бородин, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков.
В живописи - Айвазовский, Перов, Саврасов, Шишкин, Савицкий, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан и др.

Прославили отеч. науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели Менделеев, Сеченов, Тимирязев, математики - Лобачевский, Чебышев, изобретатели - Попов, Жуковский и др.





Культура конца 19 – начала 20 века.

«Серебряный век» - это историч. время с 90-х гг. 19 в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запа­да, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, франц. символизм, христианская и азиатская религии.

Развитие культуры в России. В начале столетия создают произведения классики русской лит-ры Л.Н. Толстой, Чехов, Короленко, Куприн. А одновременно возникают модернистические направл. в худ. лит-ре -- символизм, акмеизм, футуризм. Именно символисты -- Брюсов, Мережковский, З. Гиппиус,. Бальмонт, Сологуб, Блок, Белый, акмеисты Городецкий, Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, футуристы Хлебников, Каменский, Бурлюк, Крученых, Маяковский создают литерат. творения. Появл-ся шедевры изобраз. искусства, созданные Серовым, Врубелем, Нестеровым, Кустодиевым, Кандинским. Малевичем, Шагалом. Музыкальное иск-во - Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев. Развивается русская религиозная философия в трудах Бердяева, С.Н.Булгакова, Флоренского, Франка, Розанова, Шестова и философия русского космизма (Федоров, Циолковский, Вернадский).

Развитие культуры "серебр. века" прерывается Октябр. револ. 1917 года, означавшей великий перелом в духовной жизни России. Значит. часть деятелей культуры устремляется в эмиграцию, другая с восторгом воспринимает революцию и ее идеалы. Начинается развитие Советской культуры. Социалистический реализм - основоположник Горький. Создают свои выдающиеся произведения советские писатели Шолохов, А.Н.Толстой, Федин, Булгаков, поэты Маяковский, Есенин, Пастернак, композиторы Шостакович, Дунаевский.

В постсоветский период продолж-ся творчество деятелей рус. культуры Солженицина, В.И.Распутина, И.Бродского, Свиридова, Ростроповича и др. Однако полностью творч. рез-ты разв. культуры в постсоветской России пока не проявились.

Европейская культура 20в. противоречива и многообразна. Люди стали получать огромное кол-во инф-ции через электронные средства связи, изменилось количество, форма социальных контактов

Самое полное воплощение модернизм нашел в архитектуре. Функционализм(20-е гг. 20 в., Германия) - направление, кот. возглавил Вальтер Гропиус. Функционализм дал нов.типы домов (галерейные, коридорного типа со встроенным оборудованием).

Одним из первых направлений модернизма в лит-ре стал символизм,кот. в своем творчестве обращался к классической мифологии, нац. фольклору, эзотерическим учениям. Представители - П. Валерии, Элиот, Йетс.

Были и другие направления в модернизме: дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые поэтов – Аполлинера, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.

По-прежнему сильны традиции реализма, проявившиеся в творчестве Т.Манна, Д.Голсуорси, Р.Олдингтона, Э.М.Ремарка,Э. Хемингуэя и др. Популярна научно-фантастич. лит-ра - С.Лем, Р.Хайнлайн, А.Кларк. Детективная лит-ра - А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др. Многолик театр.Наряду с реалистич. театром традиций А.Чехова и Г.Ибсена, появл-ся трагедийный театр Г.Крэга,пытающийся раскрыть философию бытия, эпический театр Б.Брехта, истолковывающий уроки истории, театр жестокости А.Арто, мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был связан с ритуалом, театр абсурда Э.Ионеско, С.Беккета, не пытающийся вообще ничего выразить, издевающийся над связями человека с обществом.

Говоря о модернизме в изобраз. искусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил в худ. культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн (Матисс, Вламинк, Дерен, Марке).

Сложным и противоречивым явл-ся экспрессионизм.Его особ-ти: художники в своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность чел. в мире (Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).

В первом десятилетии 20в. сформир-ся кубизм. Все предметы и явления включая чел., м.быть изображены в виде суммы геометрич. фигур (Пикассо, Леже, Делоне).

Футуризм(1909г.). Наиб. распростр. получил в Италии, где его предст-ми были Маринетти, Боччони, Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с иск-вом, но и со всей культурой прошлого. Футуризм просуществ. несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя. Сюрреализм возник во Франции после Перв. мировой войны (Аполлинер, Бретон, Дали, Магритт, Мур). Осн. черты: культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, патологической психики.Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм (Кандинский, Малевич). Расцвет абстрактного искусства пришелся на сер.ХХ века.



Основные направления развития всемирной культуры 20 века.

20-е столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его глав. отличит.я черта -- мощный взлет науки и техники на фоне столкновений, революций и войн, краха могущественных империй. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в 20 веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью.

Мощным фактором развития культуры в 20 веке стала наука. Создание квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники, множества др. научно-тех. новшеств изменило научную картину мира. В полной мере проявилась двойственная роль тех. прогресса, кот. дал человечеству материальные блага и удобства, но, с др. стороны, принес неисчисляемые бедствия.

Осн. новации в культуре в пер. пол. 20в., формировались в русле модернизма.

Одним из известных течений модернизма в перв. десятилетии 20в. стал фовизм, представленный именам франц.живописцев -- Матисса, Марке, Руо, Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию худ. образов с помощью ярких цветовых гамм.

На протяжении перв.четверти 20в. модным был экспрессионизм. Поборники направл. (нем.худож. Марк, Нольде, Клее, русский худож. Кандинский, австрийские композиторы Шенберг, Берг) провозглашали целью искусства не изображение совр. действит-ти, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека.

В перв. четверти 20в. - кубизм. По выражению автора термина "кубизм", Восселя, в картинах данного направл. господствует "множество кубиков". Годом возникновения направл. считается 1907год, когда художник Пикассо выставил свою кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на кот. изображена сцена борделя. Женские фигуры плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме. Предст-ли кубизма Пикассо, Грис, Дюшан, Леже и др.

В перв.пол. 20в. - абстракционизм Суть искусства в том, считают его поборники (Кандинский, Мондриан, Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действит-ти, может полнее выразить объективно существующее.

Футуризм перв. четверть 20 в., распр. в Италии и России. Сущность течения -- бунтарский, анархический протест против традиц. культуры Основное средство очищения мира от старой рухляди итал. футуристы Боччони, Балла, Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Перв. мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Сюрреализм. Его предст-ли: писатели Бретон, Апполинер, Элюар, Супо, художники Дали, Блум, Эрнст, Миро, драматурги Арто, Шеале, кинематографисты Бергман, Хичкок) провозгласили источником искусства сферу подсознательного -- инстинкты, сновидения, галлюцинации, воспоминания младенческого возраста.

Худ. лит-ра XX века гораздо дольше сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), нем. писатель Томас Манн - роман "Доктор Фаустус", франц. писатели Роллан -- автор романов "Кола Брюньон", "Очарованная душа" и Фроис -- роман "Остров пингвинов", америк. писатели Фолкнер, создавший серию романов "Шум и ярость" и др. и Эрнст Хемингуэй - автор романов "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол"и др.

В то же время и в худ.лит-ру проникли модернистские новации в творч. франц.поэтов Элюара и Арагона, в романах ирландского писателя Джойса, франц. писателя Пруста, нем. романиста Ремарка, австрийского писателя Кафки, австрийского поэта и прозаика Рильке.

Музыкальная культура 20в. более отчетливо, чем худ. лит-ра, характеризуются поисками модернистских средств и форм худ. выражения. Это проявляется в творчестве франц. композиторов Равеля, Лито, Жоливье, рус.композитора Стравинского, англ. композитора Бринттена.

Во вт. пол.20 в. - влияние постмодернизма. Хотя термин "постмодернизм" появился еще в перв.четверти века в работе Р. Панцвица "Кризис европейской культуры", лишь в 1947г. ему придан культурологический смысл в работе англ. социолога и историка А.Тойнби "Изучение истории". В русле постмодернизма развив. тенденции западной философии (Бодрийяр, Делез, Гваттари, Лиотар, Деррида, Кристева и др.), худ. лит-ре (Виан, Эко, Мейлер и др.), живописи (Мерц, Палладино, Фукс и др.), социологии (Бурдье, Гидденс), архитектуры (Стирлинг, Джэнкс), музыки (Шнитке и др.).

Большим своеобразием и противоречивостью отличалось в 20в. развитие культуры в России и др.странах, которые с 1917 по 1991 год были объединены в СССР, а в послед.десятилетия века обрели статус независимых государств. См. начало в. 42




Социокультурная ситуация на постсоветском пространстве.
В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. Русским языком в ряде стран СНГ продолжают пользоваться в деловых кругах, финансовой и банковской системах, в некот.госструктурах. Большинство населения стран (около 70%) еще достаточно свободно им владеет.

В полном объеме этот вопрос решен в Белоруссии, где наравне с белорусским русский язык имеет статус государственного.

В Киргизии рус.язык объявлен обязат. в органах гос. власти.

В Казахстане гос.языком явл-ся казахский. Рус. язык был повышен в 1995 году. Он может «официально употребляться наравне с казахским в гос. организациях».

В Молдове ведется дискуссия по вопросу придания рус. языку статуса гос-го.

В Таджикистане гос. язык таджикский, русский – язык межнационального общения. Статус русского языка в Азербайджане законодательно не регулируется. В Армении, Грузии и Узбекистане рус. языку отводится роль языка национального меньшинства.

В Украине статус гос. языка закреплен только за украинским языком.




Концепция развития белорусской национальной культуры.

В конце 80-90-х годов начинается новый этап в развити белорусской культуры. В 1990 году был принят Закон “О языках в Белорусской ССР”, который предусматривал поступательное расширение сферы использования бел. языка. В наибольшей степени он касался системы образования и науки, которые должны были перейти на единый гос. язык - белорусский. Однако со временем выявились трудности и противоречия.. Референдум 1995 года внес поправки - равное использование двух языков – бел. и рус.

Белорусская художественная культура, которая в отличие от научных разработок, находилась ближе к народной белорусской культуре, более тесно связана с белорусским языком. В 90-е годы началось освоение новых тем - чернобыльская катастрофа, возрождение истории и культуры народа Беларуси, возвращение культурного достояния, созданного белорусской эмиграцией.

Существенные изменения в отношении к белорусской диаспоре произошли на государственном уровне в связи с провозглашением суверенитета Беларуси. Произошел переход от конфронтации к сотрудничеству, началось возвращение на Родину культурного достояния, сохранившегося за рубежом. В 1990 году в Минске было создано Объединение белорусов мира “Бацькаушчына”.Поддержку правительства получили его инициативы общенационального масштаба - Первый съезд белорусов ближнего зарубежья (1992 г.) и Первый съезд белорусов мира (1993). На современном этапе Республика Беларусь стремится “открыть своё окно в мир” для того, чтобы познакомить зарубежье с культурой белорусского народа.

В 1997 году началась подготовка проекта “Государственная национальная программа “Культура”.Один из разделов программы был посвящен внедрению в сфере культуры современных информационных технологий

Интересная работа проводится Белорусским институтом проблем культуры. Его коллектив разрабатывает электронную энциклопедию “Культура Беларуси”, в которой представлены такие разделы, как “Иконопис Беларуси”, “Народный белорусский костюм”, “Исторические памятники архитектуры” и др.

Таким образом, в культурной жизни современной Беларуси можно наблюдать процессы, направленные на создание современного социокультурного пространства, воссоединяющего национальные традиции и современные формы межкультурного диалога. Особое место в этом пространстве занимает белорусская национальная культура, выросшая в условиях полиэтничности, так как на исконных белорусских землях всегда мирно жили (и живут) представители разных наций. В этом плане белорусская национальная культура, развитие которой в наши дни получает серьёзную государственную поддержку.



Футурология о глобальном моделировании культуры 21 в.

Футурология - наука прогнозирования будущего, в т.ч. путём экстраполяции существ-щих технологич-х, экономич-х или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Прогнозировать будущее пытались философы, пророки и религиозные мыслители с др. времён: Платон, Аристотель, Иоанн Богослов, Нострадамус и пр. Первые попытки науч. прогнозов отн-ся к кон.19-го в.: «Германия в 2000 году» (1891) Георга Эрманна, «Будущая война и ее экономич.последствия» (1897) Ивана Блиоха. Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году. Экстраполяция - лишь один из методов и техник, используемых при изучении будущего (таких как сценарии, метод Дельфи, мозговой штурм, морфология и другие). Футур-гия также рассматрив. норматив-е или желаемые варианты будущего, но её реальн. вклад - это сочетание методов экстраполяции и норматив. исслед-я. Футуролог использует вдохновение и исследование в различных пропорциях. Этот термин исключает тех, кто предсказывает будущее сверхъестеств. способами, а также тех, кто предсказывает недалёкое будущее или легко предсказуемые варианты развития событий. (Напр., экономисты, кот. предсказ. изменения процентных ставок в течение след. делового цикла, футурологами не явл-ся, в отличие от тех, кто предсказывает богатство наций через поколение.) Футурологи имеют ряд общих черт с авторами науч. фантастики, а некот. писатели воспринимаются как футурологи (напр., Артур Кларк, Станислав Лем). Некот. попытки были сделаны в обл. космологической футурологии относительно будущего вселенной, обычно тепловую смерть или «большой коллапс».

Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать науч. методу,т.к. 1 метод - ожидания будущего. Но футур-ги могут применять науч. методы.

Футурологи имеют неоднозначную репутацию. Они часто экстраполируют совр. технологич. и общественные тенденции и полагают, что они будут развиваться теми же темпами, однако технич. прогресс имеет свои темпы развития. Напр., футурологи 1950-х верили, что в наши дни космический туризм будет распространён.

Прогнозируемые варианты будущего включают: - экологическую катастрофу, - утопическое будущее, в кот. беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня считаются богатыми; - трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни; - уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.

Футурологи перестали уделять внимание прогнозам развития технологий. В этой области эстафету у футур. перехватил метод под названием «технологическое предвидение», впервые использованный в Японии в 1971 году. Подобные проекты заглядывают вперёд на 10-30 лет. Японский прогноз 2000 года прогнозирует:

- практическое использование технологий безопасной переработки радиоактивных отходов - 2021 год;

- идентификация и классификация генов, ведущих к диабетам, повышенному кровяному давлению и артериосклерозу - 2013 год;

- практич. применение эффективных методов предотвращ.метастаз рака - 2017 год.

Прогнозы по методике технологич. предвидения конкретные, полезные и достаточно точные (японские 30-летние прогнозы 1970-1985 годов сбылись на 64-71%).

О будущем говорили пророки, астрологи, писатели-фантасты. Они фантазируют, основываясь не только на интуиции, но и на реально существ. закономерностях. Футуролог действует так же, только закономерностями он пользуется не от случая к случаю, а систематически. Но создание моделей от ошибок не гарантирует. К прим., лет 30 назад, создавая модели событий 21-го в., футурологи и не думали рассматривать террористическую угрозу. Футурологич-е исслед-я - в частности, экспертные опросы - чрезвычайно важны, т.к. пытаясь предсказать будущее, они на будущее влияют. Спрашивая, напр., экспертов о том, в какие сроки будет разработана программа межпланетного туризма, футурологи заставляют задуматься о возмож-ти побывать в межпланетном круизе людей, кот. прежде никогда об это не думали. В рез-те возникает социальный заказ, не существ-шая ранее общественная потреб-ть, кот. и реализуют инженеры и ученые. Рез-т - прогноз оправдывается, но разве не сам факт прогнозирования стал отправной точкой для осуществления предсказания? Реален и противоположный эффект. Спрашивая у экспертов, когда наступит всемирная катастрофа в рез-те глобальн. потепления, футурологи создают в обществе атмосферу страха, заставляющую принимать решения на уровне государств. Наука и техника предлагают способы борьбы с потеплением климата, и не исключено, что в рез-те прогноз о всемирной климатической катастрофе не оправдается, но это будет не поражением футурологии, а ее победой.



ЛАДЫГИНА О.В. Культурология: КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ, Ставрополь 2007

Барышева А. Культурология. Шпаргалка»: Окей-книга; Москва; 2009


Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)

Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (Учебное пособие) г. Симферополь, 2004


Лапина С.В.  Культурология: Курс лекций -Мн.: Акад. управл. при През. РБ, 2005. – 216с.


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта