Главная страница
Навигация по странице:

  • Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортага-и-Гассет., М.Бахтин)

  • Концепция игровой культуры.

  • 8.Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

  • Культура - совок-ть именно таких смыслов.

  • Познавательная

  • Нормативная (

  • Понятия этнической и национальной культуры.

  • Социодинамика культуры: традиции и новации в развитии культуры.

  • Философия и теория культуры

  • Идеациональный

  • Элитарная и массовая культура.

  • Совр. субкультуры. Понятие контркультуры и маргинальной культуры.

  • культурология ответы на вопр к экзамену. Предмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология


    Скачать 499.5 Kb.
    НазваниеПредмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология
    Анкоркультурология ответы на вопр к экзамену.doc
    Дата24.02.2018
    Размер499.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакультурология ответы на вопр к экзамену.doc
    ТипДокументы
    #15886
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6



    Психоаналитич. концепции культуры (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром)

    Эпоха социальных катаклизмов XX в. вводит в действие кризисное сознание, восстающее как никогда против силы разума, признающее ненужными все формы познания и ставящее на их место сферу человеческого бытия. Основоположниками психоаналитических теорий культуры были австрийский психолог З.Фрейд и швейцарский психиатр К.Г.Юнг. В дальнейшем направление развивали Э. Фромм, А. Адлер, Х. Салливан, К. Хорни, Р. Бенедикт, М. Мид и др. неофрейдисты.

    В работах «Тотем и табу», «Я и Оно», «Будущность одной иллюзии» Фрейд (1856-1939) рассматривал культуру как механизм социального подавления бессознательных психических переживаний человека. Основа культурологич. концепции Ф.- пространство человеческой психики сост-ют 3 слоя:

    1-сознательное, разумное ,,Я”, стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни;

    2-бессознательное,,Оно”, исходящее из природных и биологических инстинктов чел.

    3-социокультурная среда ,,Cверх-Я” являющая внутренним цензором, содержащая в себе правила, законы.

    Если Я руководствуется принципом реальности, то ОНО исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между Я и ОНО. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания воплощаются в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт)

    Сублимация - перенос нашей неизрасходов-й энергии на полезные в обществе дела. Ф. стремится понять культуру через бессознательного в чел. По его мнению, индивидом управляют бессознат-е силы психики, кот. проявляют себя в 2 инстинктах: эрос - как ,,влечение к жизни”, ,,танатос”- как ,,влечение к смерти”. Эта пара противоположных начал, олицетворяющих жизнь и смерть, обуславливает все достижения культуры (регулирует все взаимоотношения в обществе).
    В 20в. у Ф. появ. много последователей и сформировалось учение – неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма - К.Г.Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Его работа «Архетип и символ». Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся в снах пациентов явл-ся явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики чел. не только индивид., но и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы – архетипы. Архетипы – наиб. общая схема чел. мышления и поведения. Они находят выражение в символич. образах, кот. обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, худ. творчестве, сновидениях. Т.о. коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биол. путем.

    Также как и Ф. Юнг считает, что соврем. чел., гордящийся своим сознанием отнюдь не явл. господином своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил – «демонов души».

    Ф. считал, что сущ-ет постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в чел. и человеч. душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что чел. не должен игнорировать бессознательное, а находить для него адекватное культурно-символич. выражение. Юнг полагал, что архетипы дарят чел. вдохновение.

    Если для Ф. бессознательное - это вместилище неприемлемых для общества желаний, то для Юнга это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Культура должна вести не борьбу, а диалог с бессознательным, чтобы обеспечить целостность чел. души. Юнг считал, что в традиц-х культурах такой диалог существовал. С развит. цивилизации этот диалог рушится. Подавление глубинного, мифо-поэтич. слоя психики поверхностным научно-технич. сознанием явл-ся главной причиной возникновения индивид-х и коллективных неврозов, кот. проявляются в политич. конфликтах, войнах, терроризме.

    Фромм, последователь данной теории де­лает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в человеке разрушительные способности.





    Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортага-и-Гассет., М.Бахтин)

    Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у чел. она стала осмысленным видом жизнедеят-ти.

    Человек играющий, по мнению Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий. Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец. Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

    Концепция игровой культуры. Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа Хейзинга, испанского мыслителя Ортега-и-Гассета и немецко-швейцарского писателя Гессе. Автор книги «Человек играющий» Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (18-19 вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В 20в. духовное напряжение утрачивают все сферы культуры, а игра перерождается в суррогат игровой деят-ти. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре. Если для Хейзинга игра является делом общедоступным, то для Ортеги – это удел аристократической элиты духа, призванной спасти культуру от «восстания масс». Культурный герой Ортеги – всегда избранник, способный к созерцательной игре, следующий собственной воле и не принимающий в расчет необх-ть.

    Бахтин (1895-1975) - культуролог, философ. Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах Б. Диалог, по Б., – «это взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своего в другом (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)». Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, всегда объединение, а не разложение. Интерес - начало диалога. Диалог культур выступает как объективная необх-ть и условие развития культур. Взаимодействие явл-ся одной из важных движущих сил процесса развития нац-х культур.



    8.Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

    Осн. категорией культурологии явл-ся понятие «культура». Спектр подходов к ее определению широк - более 500. Такое кол-во формулировок свидетельствует о полифункциональности, разнообразии понятия «культура». Одни авторы считают, что сущ-ет религиозная и светская культуры, др. отличают женские (дальневосточные) и мужские (мусульманс., европейс. и др.), третьи – первобытн., древние и современ-е.

    Слово «культура» происх. от лат. culture- культивирование почвы, ее возделывание. Это означает изменение человеком в рез-те своей деят-ти объекта природы.

    Наряду с этим, культуру можно определить как исторически и социально обусловленное, отраженное в продуктах человеч. деят-ти, отношение человека к обществу, природе, к самому себе. Исходя из этого каждый нац-й или историч. тип культуры - это оригинальный мир. Смысловой мир культуры сохраняется и перед-ся потомкам как значимые принципы мировоззрения и способы бытия людей, т.е. культура выступает как механизм выработки, закрепления и передачи ценностей.

    Сущность культуры реализуется как на уровне элитарном, так и на уровне бытовом. Особ-ти культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеч. жизни: в удовл-нии биологических, материальных или духовных потреб-тей, в привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда и т.д.

    В совр. мире понятие «культура» чаще всего ассоциируется с определенным уровнем развития общества и человека как индивида, его внутреннего потенциала.

    Отношение человека к окр. действит-сти определяется смыслом. Смысл не всегда осознается чел. и не всегда м.быть выражен рационально. Но смыслы могут стать общезначимыми, объединять многих людей и выступать основой их мыслей и чувств. Культура - совок-ть именно таких смыслов. В совр. культурологии и социологии понятие «культура» находится в числе фундаментальных. Предметная деят-ть чел. сост-ет основу: вся совок-ть предметной деят-ти выступает движущей предпосылкой истории человечества. И если деят-ть - способ бытия чел., то культура - способ его деят-ти, технология этой деят-ти. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеч. общества от жизни природы. Культурные явления искусственны, они созд-ся людьми. Культура – совок-ть биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления, устойчивые связи между людьми и способы их регулирования.



    Функции культуры.

    Функции культуры – это совок-ть ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей.

    За­щитная. Она сост. в том, что при помощи искусст­венно созданных приспособлений - орудий труда, лекарств, оружия, транспорт.средств, ис­точников энергии - человек увеличил свои возможности подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.Функция сопровождается дисфункцией. На смену одним неблагопр. факторам, устраненным технич. прогрессом, приходят порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, отравляется вода, ухудшается экология, появл.новые болезни. И не только естеств. происхождения (СПИД), но и искусственного (лучевая бо­лезнь). Т.о., материальная культура, тех­нич. прогресс, с одной стороны, снижают угро­зу жизни и здоровью людей, а с др. - повышают ее.

    Познавательная – смыслообразовательная. Фундаментальная функция культуры - пре­образование и освоение мира. Ее еще называют креа­тивной функцией (от лат. - созидание), Эта функция определяется способностью культуры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира.

    Коммуникативная включ. передачу инф-ции в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, наро­дов, использование тех. средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информацион. изоляция от культу­ры наносит непоправ.ущерб человеку. Пример - феральные люди.

    С коммуникативной связана сигнификатив­ная функция культуры (от англ.- знак), букваль­но - функция приписывания значений и ценностей.

    Функция трансляции социального опыта сост. в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к др. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

    Нормативная (регулятивная). Функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деят-ти людей.

    Релаксацион­ная. Релаксация (от лат.-ослабление) - ис­кусство физического и психического расслабления, разрядки.

    Ценностная (аксиологическая) - установление и поддержание системы ценностей. Все окружающее человека рассматрив. как ценность, т.е. оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного и т.д.

    Воспитательная - обеспечивает возмож-ть внутр. адаптации человека к жизни в человеч. сообществе. Культура задает тот уровень требов. к человеку, кот. он должен удовлетворять, чтобы считаться полноправ. членом человеч. сообщества.

    Образовательная - связана с воспитательной. Предст. собой ее модификацию. Накопленные культурой знания во всех областях жизни позволяет человеку пополнять свой образовательный багаж. Передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение называется культурной трансмиссией. Благодаря ей осущ-ся преемственность поколений. Отсутствие преемственности приводит к манкуртизму, кот. обрекает людей на потерю социальной памяти.

    Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования.

    На уровне социальной группы культура объединяет людей, дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности.

    На уровне индивида культура обеспечивает его подключению к богатству человеческой деятельности, способствует развитию творческих способностей человека.

    Все функций культуры тесно связаны, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая движение человечества по извилистым и часто непредсказуемым путям прогресса.





    Структура культуры

    Культура как совок-ть матер-х и духов-х ценностей выражает достигнутый чел. уровень историч. развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.

    Матер.культура охватывает всю сферу матер. деят-ти. МК включает: 1)культуру труда и матер. производства (орудия труда, технологич. процессы, способы возделывания земли и выращ. продуктов питания); 2)культуру быта; 3)культуру топоса, т.е. места жител-ва (жилища, дома, деревни, города); 4)культуру отношения к собствен. телу и тд. МК изучают археология, этнография, история, экономика и др.

    Духовная культура – сфера человеч. деят-ти, охватывающая различные стороны духов. жизни чел. и общества. Она предст. духов. мир каждого человека и его деят-ть по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деят-ти – духов. ценности, научные рез-ты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. ДК проявляется через общественное сознание (политич., правовое, нравств., эстетич., религиоз., национ., науку и философию) и воплощается в искусстве, литерат-х, архитект-х и др. памятниках человеч. деят-ти. К ДК отн-ся религия, наука, образование, искусство, язык и т.д.

    Жесткой линии между матер. и духов. культурой нет. Но приоритет в этом единстве, напр., марксизм отдает матер. основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры. Однако чрезмерное внимание приоритету матер. факторов над духов. негативно повлияло на развитие культуры в целом.

    Во всех проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собств. образ и придает ему ценностный статус. Применительно к человеч. обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деят-ти и общения, через самосознание и рефлексию, человек осущ-ет культурный процесс, кот. имеет четко выраженные историч. особ-ти. Однако во все времена от доклассовых общностей до совр. эпохи человечество раскрывается в 3 глав. областях культуры: -отношения человека с природой; -отношения человека с человеком (общественные отношения); -отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей м.быть рассмотрена с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время они м.быть оценены по-разному представителями разных школ.



    Понятия этнической и национальной культуры.

    Понятия этнич. и нац-й культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны. Этносом называют любое нац-е сообщество (нац-е меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе госуд-го структурирования жизни народов.

    Этнич. культура всегда локализована в географич. пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

    ЭК охватывает преимущ-но сферу обыденной жизнедеят-ти, бытовой культуры. Она включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, постройки, одежду, пищу, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

    Различают в ЭК 2 слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), сост. из новообразований, совр. культурных явлений. Нижний слой включ. в себя наиб. устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, они сост. каркас этнич. культуры.

    ЭК указывает прежде всего на социокультурные особ-ти людей.

    Нац-я культура предполагает территориальное, экономич. и лингвистическое объединение людей, имеющее слож. социальную структуру и политич. организацию.

    Структура НК сложнее этнической. НК включ. в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает общество, то понятие НК охватывает субкультуры всех больших групп, кот. может не быть у ЭК. Большинство соврем. НК полиэтничны. Но НК не сводится к сумме этнических культур. У нее есть собственные специфич. черты, возникшие тогда, когда предст-ли всех этносов осознали свою нац. идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенацион. литерат. языку, нац. традициям и символам (напр., гимну, флагу государства) составляет содержание нац. культуры.

    В отличие от ЭК, которая связывает людей генетически, НК объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обяз-но связанных кровнородственными отношениями. НК складывается на фундаменте письменной культуры.



    Социодинамика культуры: традиции и новации в развитии культуры.

    Динамика культуры изучает процессы культуры - процессы изменения культуры во времени. Любое культ. событие имеет историч. происхождение и подвержено изменениям во времени. Поэтому в науках о культуре сложилось особое направление исслед-й: историч. динамика культуры, или историч. культурология. Это направление находится «на стыке» между филос. истории, филос.культуры, теорией культуры, традиц. (описательной) ист. культуры, историч. науками, социологией и этнографией.

    Историч. культурология заним-я проблемами происхождения, развития, изменения во времени культурных феноменов. Историч. культ-гия показывает реальный процесс развития культуры, функционирования стереотипов, норм.

    Философия и теория культуры исслед. наиб. общие закономерности историч. и социального бытия культуры, формируют принципы и методы познания и анализа историко-культурного материала и его систематизации.

    В разные эпохи, у разных народов одни и те же процессы культуры проявлялись по-разному. На разн. стадиях развития нации будут преобладать различ. типы социодинамики данной нац. культуры: напр., социодинамика культуры Киев. Руси и социодинамика русской культуры Петровского времени будут отличаться др. от др. В качестве наиб. общего «фундамента» социокультурных процессов, происходящих в культуре можно рассматривать менталитет данной культуры.

    Одна из наиб. известных теорий динамики социально-историч. процесса принадл. Сорокину. По его мнению, в истории имеет место последоват-я циклическая смена культурных суперсистем трех основных типов:

    -Идеациональный, в кот. господствует религиозное мировоззрение (напр., культуру Китая 8-6 вв. до н.э., культуру европейского Средневековья 5-11 вв.

    -Сенсетивный, кот. выступает антиподом культуры идеационалыюй. Культура сенсетивного типа направлена на достижение материального благополучия в реальном земном мире. Сенсетив. культуры - палеолита, скифская, эллинистич. и римская, а также западноевроп-кие, начин. с эпохи Возрожд.

    -Идеалистический (или культура смешанного типа), кот. является промежуточным между основными двумя типами: идеациональным и сенсетивным, и включает в себя элементы обоих. По мнению Сорокина, идеалистический тип культуры предст. собой своеобразный период равновесия между уходящей в прошлое идеациональной культурой и развивающейся сенсетивной.

    С. считал, что смена культурных суперсистем объясняется действием внутр. причин, а не внешних воздействий, т.к. у каждой суперсистемы есть свои пределы развития. Постепенно система расходует свой запас сил, деградирует, становится инертной и вступает в период кризиса. В итоге старая, истратившая свой потенциал суперсистема уступает место новой системе. Поэтому изжившая себя совр. сенсетивная культура, находящаяся в кризисном состоянии, должна со временем уступить место новой, идеациональной культуре.





    Элитарная и массовая культура.

    Массовой культурой называют совок-ть потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.

    Становление МК связано с формированием индустриального общества.

    Огромную роль в ее формировании сыграло распростран.всеобщей грамотности. Нов. технич. сред-ва: полиграфия, кинематограф, телевидение, Интернет - значительно увеличили возможности распространения МК.

    Через механизмы МК совр. чел.получает практически всю инф-цию, необходимую для жизнедеят-ти, – о стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т.д. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также затронуто сферой влияния МК.

    МК становится средством стимуляции потребления (любой продукт становится ценным, если становится предметом массов. спроса), для чего использ-ся реклама.

    Произведения МК базируются на универс-х психологич-х (психофизиологических) характ-ках и механизмах восприятия, кот. не требуют специальной подготовки аудитории. МК нацелена не на созерцательное, а на эмоциональное восприятие. Такая односторонность привела к ряду негативных сторон МК. Долгое время, оценивая МК, критики говорили о ее низкопробности, пошлости ее продукции, создаваемой на потребу неразвитой публики.

    Но МК имеет также много положительных сторон. Ее глав. достижением явл-ся распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большинству людей. Общий уровень совр. МК все время возрастает.

    МК ныне – способ существования совр. культуры. МК задает новые формы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования сознанием людей, их интересами и потребностями.
    Элитарная культура. Выделение в составе культуры элитарной ее части исходит из концепции элитизма (по Михельсу, Моске, Парето и др.), согласно кот. необходимой составной частью любой социальной структуры явл-ся правящее меньшинство - элита (от фр. «лучшее»).

    Она обладает монополией на принятие решений относительно содержания и распределения ценностей в обществе.

    Элитарная теория отрицает равенство, исходит из того, что в любом обществе, социальной структуре обязательно имеются ведущие и ведомые силы.

    С усложнением условий управления обществом роль элит только возрастает.

    В интересах элит создается и элитарная, или высокая культура, призванная обслуживать потребности правящего меньшинства.

    Создаваемая профессионалами по заказу, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей.

    Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку, литературу и др.

    ЭК ценит особое авторское видение действит-ти. Она не боится создавать новые культурно-эстетические формы.

    ЭК трудна для понимания неподготовленного человека. Она рассчитана на высокообразованных людей. Круг ее потребителей – критики, литературоведы, завсегдатаи музеев, театралы, художники, писатели, музыканты.

    ЭК, связанная с наиб. способной частью общества, обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Но элитные группы часто высокомерно относятся к социальному окружению простых людей.

    При всей своей изысканности и рафинированности ЭК не свободна от пороков, которые представляются следствием поражения ее ценностей.

    Но в последнее время границы между элитарной и другими формами культуры стали размываться. Благодаря современным информационно-техническим возможностям произведения ЭК становятся доступными широким слоям населения.




    Совр. субкультуры. Понятие контркультуры и маргинальной культуры.

    Каждое общество имеет некот. сочетание осн-х элементов культуры, символов, убеждений, образцов поведения, кот. разделяются всеми членами общества. Эту совок-ть назыв. доминирующей (базовой, основной) культурой.



    написать администратору сайта