культурология ответы на вопр к экзамену. Предмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология
Скачать 499.5 Kb.
|
Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной социальной группе, называется субкультурой. Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородным. Формирование субкультур происходит по этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некот. элементами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп. Они отличаются определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к осн. ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Но в обществе нередко появляются элементы, кот. находятся в оппозиции к господствующим образцам культуры или полностью их отрицают. Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обознач-ся понятием «контркультура». Этот термин появ. в науч. лит-ре во вт.пол.20 в. Он был введен америк.социологом Роззаком. Примеры контркультуры - богема, движение хиппи, преступная субкультура. На определ. этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения и т.д. Возник-ние контркультуры - явление распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, кот. под их влиянием изменяется. Т.о., контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры. В качестве специфической может выступать «маргинальная культура», кот. иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (срединной) культуры. Маргин. культура возникает, как прав., при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура. Маргинальные группы текучи, нестабильны. | |
| Культура и природа. Экологические проблемы современной цивилизации. Совр. культура явл-ся рез-том всего развития человечества. В 20 в. культура столкнулась с проблемами, касающимися всего мира. Эти проблемы, названные глобальными в силу их масштабности и значимости для всего человечества, и их решения имеют важнейшее значение для судьбы мировой цивилизации. Суть 1-й пробл. в том, что совр.тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофич. последствиям. Невозможно бесконечно «выкачивать» из недр Земли полезные ископаемые и т.д. Это осущ-ся в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Кр.того, прирост населения Земли обостряет эту проблему. 2-я проблема. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологич. сферу. Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельск. хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет все возрастающую нагрузку на природу. Кр.того, не снята ситуация неравномерного экономич. роста на основе индустриализации. Он требует увеличения потребления энергии и ресурсов. Проблема преодоления разрыва между уровнем развития экономики развитых и развивающихся стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности явл-ся сложной. Масштаб этого разрыва столь серьезен, что порождает конфликты «богатого и бедного соседа», создает опасные напряжения в междун. отношениях. Др. виды глобал. проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно-техн. прогресса слишком высока. Дело в том, что увелич-ся риск от гигантских катастроф (напр., Чернобыльская). Совр. промышленная и энергетическая инфраструктуры уязвимы со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты). С т.зрен. общества, затраты на научно-техн. прогресс велики, а отдача мала. Проблемы внутр. развития обусловлены и несправедливым распределением отрицат-х воздействий научно-техн. прогресса на различ. слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осущ-ют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая риск на другие группы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества. Проблема гонки вооружений. Помимо угрозы уничтожения человечества в рез-те примен. оружия (ядерного, химич., биологич.) накопление вооружений стало и тяжелым бременем для миров. экономики. Сущ-ет опасность использован. этих ср-тв. Некоторые ученые к числу глобальных проблем относят также: -пробл.урбанизации - сосредоточ. огром.масс населения в городах при упадке села; -проблему кризиса культуры - точнее, по словам Бестужева-Лады, бескультурья, выступ-щего под знаменем «контркультуры» с гибельн. последст. для общества; -проблему здравоохранения, - вопрос ухудшения генофонда; -проблему антиобществен. явлений - наркомании, алкоголизма, преступности. Причины возникновения глобальных проблем: Во-первых, это целостность совр. мира (политич. и экономич. связи); зримым их проявлением явл-ся транснациональные корпорации и мировые войны. Во-вторых, возросшая экономич. мощь человека, кот. никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. В-третьих, неравномерность развития стран и культур. Благодаря телевидению, компьют. системам события в мире распростр-ся мгновенно. По достигнутому уровню развития люди обитают в исторически разных культурных эпохах. Эта неравномерность воспринимается как несправедливость, что рождает проблему( терроризм. Решение глобальных проблем возможно в рамках междунар. сотрудничества. Так, преодоление политич. противостояния сверхдержав сняло остроту угрозы ядерной войны и проблемы гонки вооружений. С 60-х г. исследованием перспектив развития человечества занимается футурология (от лат. futurum - будущее). Наиболее авторитетные исследования по проблемам будущего развития, принадлежат ученым, объединившимся в Римский клуб – междунар. организацию, созд. в 1968 г. из 30 стран мира. Руководитель - А.Печчеи считал, что кризис человечества можно предотвратить не отказом от научно-техн. прогресса, а совершенствованием человеческих качеств на основе совр. гуманизма - стремления к справедливости, отвращения к насилию. Это даст возможность перейти к новым условиям бытия человека и культуры. |
| Роль мифа в возникновении и развитии культуры. МИФ (греч. - предание, сказание) - 1. Рассказы, повествов.о богах, героях, демонах и т.д. 2. Способ понимания природы и социальной действит-ти на ранних стадиях общественного развития. На ранних стадиях первобыт. общества чел. не выделял себя из природы, он оставался ее частью, но одновременно жил в обществе, подчинялся его законам. Миф был направлен на создание гармонии между природой, обществом и чел. Миф - это характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действит-ти. Миф являлся основой общественного и человеч. сознания, религии, искусства, лит-ры, правопорядка. Мифы народов мира имеет общие основы и характерные черты. Во всех культурах встреч-ся мифы космогонические, теогонические, тотемические и т.д. Космог.- о создании и космического пространства и времени, разделении богами земли и неба, дня и ночи; творение завершается, как прав., созданием человека. Теогон. - о происхождении богов, астральные - о звездах и планетах, тотемич.- о родстве людей с объектами живой и неживой природы. В первобыт. обществе зародились и основы искусства (ритуальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы мифологич. творчества, наскальные изображения). Греческие мифы оказали большое влияние на искусство Возрождения и эпохи классицизма. Совр. художники обращ-ся к мифам, подвергая их своей интерпретации в целях выражения вечных философских проблем. Мифология стала исходной формой человеч. мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозн., художествен., философского, научного. Мифы явл-ся своеобразной материей духовной культуры. Мифология играла роль идеологии первобытного общества. Мифологич. образы служили представлениями о качествах или поступках. Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа: - аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления); - телеологическая (в мифе опред-ся цель и смысл истории, человеч. существования); - праксиологическая, реализуемая в 3 планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история - "творимый миф"); - коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений); - познавательная и объяснительная; - компенсаторная (реализация и удовл-е потреб-тей, кот., как прав., неосуществимы). |
| Религия и культура. На протяжении тысячелетий религия была важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Долгое время религия была единств. мировоззренческой системой, в рамках кот. осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеч. бытия, его этические, нравств. и эстетич. компоненты воспринимались в религиозном контексте. Выход религиоз. познания на Абсолют выступает через этические представл. о мире, о нормах социальных взаимодействий, отношений между чел. и природой, представл. об идеалах, а также об отрицат-х абсолютных характеристиках этих начал. Религия отвечает на важн. вопросы человеч. жизни, ответы на кот. пока не найдены в других мировоззренч. традициях (науке прежде всего). Внутр. человеч. потребность осознать смысл жизни и привлекает к религии. Религия позволяет компенсировать чел.сферу нереализованных возможностей в действит-ти. В религии происходит снятие социальных противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие чел. компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим. В молитве и покаянии чел. преодолевает состояние неудовлетв-ти, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил. Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали. Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности чел. Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеч. основы нравственности, без кот. невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Заповеди «не убий», «не укради» и иные обнаруж-ся во всех развитых религиозных системах. Религия, аккумулировавшая в себе нравств. опыт огромного множества предыдущих поколений, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения. |
| Культура и личность. Культурная мотивация поведения личности. Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеч. рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» - не синоним понятия «индивид». Не всякий индивид - личность: индивидом человек рождается, личностью становится (или нет) в силу объективных и субъектив. условий. Понятие «индивид» характеризует отличит. черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологич. и психологич. качествами). Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес предст. не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, кот. формирует в ней культура - интеллекта, духовности, свободы, творч. потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности явл-ся культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социал-го выбора. Т.о., личность находится в центре культуры. Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет чел. становиться интеллектуально-духовной, нравств., творч. личностью. Культура формирует внутр. мир чел., раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры негативно воздейств. на личность чел., ведет к деградации. |
| Ценности, нормы и идеалы как духовная составляющая культуры. В содержании культуры важное место занимают ценности. В 19 в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология. Ее развитию в немалой степени способствовали Лотц, Виндельбанд, Риккерт. Сущ-ют различные подходы к пониманию ценностей. Ученые исходят из след. представлений. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для чел. имеют предметы, кот. доставляют ему положит-е эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи). Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек. Ценностный смысл сущ-ет в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете. Если предмет становится желанным, удовлет-щим потреб-ти личности, он обретает ценность. След-но, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью назыв. не только способность объекта удовл-ть потребности, но и сам этот объект. Ценность в культурологии не тождественна экономич-му пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души чел. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь м.быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. В аксиологии приняты различ. варианты классиф-ции ценностей. Есть класс-ции, в кот. ценности выстраиваются в иерархической последоват-ти – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подраздел.на духовные, социальные, экономич., материальные. На основе ценностных представл. в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по-своему. В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, матер. благополучие, любовь, успеш. карьера, порядочность и др. У чел.высокой культуры - духовные ценности. Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с др. Поэтому чел. обречен на муки выбора альтернативных ценностей. |
| Моральность и культура. Мора́ль- один из осн.способов нормативной регуляции действий чел. Мораль охватывает нравств. взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, правила человеч. поведения, интерпретации различных явлений культуры, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием, справедливостью и несправедлив., милосердием и жестокостью и т.д. Четкие нормы фиксируются в сознании людей через воспитание, образование, убеждение. Форма нравств. культуры м.быть разной – от строгой до либеральной, но в любом случае она запечатлевается в сознании человека. Необх-ть морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает к.-либо поступки по отношению к окр.миру и к другим людям. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи понимает, что «можно», а что «нельзя». Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в рез-те функционирования различных социальных институтов. Огром. роль в передаче духов. опыта поколениями принадл. системе образования. Чел., входя в жизнь, приобретает не только знания, но и принципы, нормы поведения, отношения к окр. миру. В его поведении проявл-ся особ-ти хар-ра, взгляды, вкусы, привычки, чувства и т.д. Сравнивая поведение к.-либо чел. с конкретн. культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся от нормы. Под нормальным понимается поведение, соотв-щее нормам, кот. придерживается данное общество. Его сост-ют манеры поведения, общепринятые способы общения, обращение с окружающими. Напр., во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, обижать слабых и т.п. На протяжении истории человечества все культуры создали колоссальное число самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения можно выделить следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы. Культ. нормы охватывают все сферы человеч. жизнедеят-ти. Они многолики – от элементарных запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе формирования культуры одни из них сами стали культурными ценностями, необх-ть исполнения кот. в сознании общества воспринимается как осознанная необх-ть. Нормы могут как разрешать что-то, так и запрещать. Но без них существование и дальнейшее развитие человеч. общества невозможно, поскольку с их помощью регулируются поступки отдельных личностей и человеческих групп, определяются наилучшие пути разрешения конфликтных ситуаций, даются ответы на вопросы. |
| Язык как ядро культуры. Функции языка в культуре. В культуре сущ-ют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства. |