Главная страница
Навигация по странице:

  • Сфинкс

  • Культура Др. Двуречья. (Месопотамия)

  • Кодекс законов Хаммурапи

  • "Махабхарата"

  • Культура Древней Греции и ее особенности

  • Культура гомеровского периода

  • культурология ответы на вопр к экзамену. Предмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология


    Скачать 499.5 Kb.
    НазваниеПредмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология
    Анкоркультурология ответы на вопр к экзамену.doc
    Дата24.02.2018
    Размер499.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакультурология ответы на вопр к экзамену.doc
    ТипДокументы
    #15886
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса), сфинкс словно говорит: человеческая жизнь – это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами – прошедшего и будущего. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине 1 тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м.

    Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. В Древнем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванным устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не вправе нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им.

    Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни.

    Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы – пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа обладал вечной жизненной силой – «ка», т. е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования.

    Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.

    Важнейшая составная часть культуры Др.Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иероглифов разгадана лишь в XIX веке франц. ученым Франсуа Шампольоном.

    В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.); технология (обработка металла, бронзы, меди, золота, серебра, керамики, ткачество); наука – астрономия (знаки зодиака, календарь); математика (дроби, вычислена поверхность шара и др.); медицина (бальзамирование, знание анатомии, зачатки терапии); география, торговля и военные экспедиции расширили познания. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представл. египтян тяготело к естественным наукам. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, гос.деятелей. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам. Позднее культура Др. Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.



    Культура Др. Двуречья. (Месопотамия)

    Месопотамия (Междуречье, Двуречье) - земли, лежавшие между Тигром и Евфратом - двумя великими реками, в долине кот. сформировалась высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий существовало одно и то же госуд-во - Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств. На территории др. Месопотамии (ныне - Ирак) в течение 3 тысячелетий сформировались 3 культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. В 2400 г. до н.э. Саргон завоевал Шумер - объединил север и юг, слив их в единое Аккадское государство (шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада). В лит-ру и искусство Аккада проникли новые веяния, В это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше”.

    Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Владыки городов возводили дворцы, храмы, гробницы. Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры также изобрели цветное стекло (ок. 2400г. до н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

    Шумеры создали правовые кодексы; в лит-ре особ. знач. имели эпосы мифологич. содержания (поэма о Гильгамеше); ок. 2300г. до н.э. была сформирована первая профессион. армия; в 2000г. до н.э. была создана арифметика.

    Специфика месоп. культ. в том, что на нее сильный отпечаток наложила окруж. среда, опыт Природы. Отсутствие леса и камня привело к использованию сырцового кирпича. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона.

    Одним из правил жизни была тема послушания – семье, правителям, богам. Это – первейшая добродетель, условие продвижения по службе, путь к земному успеху, к ценностям жизни: здоровью и долголетию, почетному положению в общине и т.д. Но постепенно, с I тыс. до н. э., в культуре появился скептицизм по отношению ко всем ценностям: все в мире суета.

    Правомерность смерти.Смерть - зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Здесь нет такого развитого заупокойного культа. Бессмертие – это вечная слава. Смерть не знаменует конца жизненного пути, более того, как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей.

    В шумерской цивилизации были заложены начала науки. Наука была нацелена на предсказания будущего (найдено много гадательных таблиц). Имелись обширные знания о психике человека, владели опытом в области внушения, гипноза.

    Кодекс законов Хаммурапи – образец законодательства на протяжении всей дальнейшей "клинописной" культуры Месопотамии.

    Для Дв. было характерно строительство многоэтажных домов, зиккуратов – святынь-алтарей. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. Прим. – зиккурат в Уруке, одном из центров религиоз. и худож. культуры.

    Развивалась скульптура. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах.

    Развивалось ювелирное искусство (диадема царицы Шубад). Обнаружены в результате раскопок и оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки.

    Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в т.ч. греками и древними евреями (библейская идея божественного рая заимствована у шумеров).

    В Вавилонском искусстве не встречаются погребальные сцены. Все помыслы вавилонянина - в той действит-ти, кот.открывает ему жизнь. Были развиты различные культы. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной. Культ небесных светил - как проявление божественной воли. Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил. Они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания в целом были связаны с магией и гаданиями. Их глиняные таблички содержат первые зачатки исторических повествований, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый “календарь землевладельца”, первые сведения о защитных насаждениях, идею первого рыбного заповедника, первый библиотечный каталог.





    Культура Др.Индии.

    В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. сущест-ла яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (конца III тыс. до н.э. представлена, наряду с традиционными орудиями труда из камня, изделиями из бронзы и меди. Именно жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной оказалась система водоснабжения и канализации.

    В древности в Индии возникает наука. Во вт.пол.III тыс. до н. э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400пиктографов (рисунок чего-либо) и слоговых знаков. В ведах сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии и др.), геометрии, изобретении шахмат.

    Древнейший памятник – Веды – начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском санскрите – языке ариев). Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.

    Одна из особ-тей культуры Индии – кастовая система, появление кот. связано с проникновением в Индию в сер. II до н.э. ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления.

    Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-IIв до н.э. - VIIIв. н.э. В этот период была создана десятичная система исчисления, совр. начертание цифр (позже названных арабскими).

    Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Астрономы знали о шарообразности земли, предполагали вращение вокруг оси.

    Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.

    Ценнейшим источником служит эпическая лит-ра, написанная на санскрите (обработанный поздневедический язык). Осн. памятники – "Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н.э. Их герои Кришна ("Махабхарата") и Рама ("Рамаяна") обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств совр. индуизма.

    Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.

    На основе народных и культовых образов сложилась драматургия. Ее родоначальник - танцевальная пантомима, сопровожд-я комментарием; позже заговорили и актеры.

    Классиком древнеинд. драматургии признан Калидаса (IV-V вв.).

    Значительного развития достигла и религиозная лит-ра – жизнеописания Будды.

    Большое место занимала музыка. Театр ("Сангит") выражал единство пения, музыки, танца.

    Совершенства достигло древнеиндийское изобраз. искусство (ваяние, худож. ремесла, фресковая живопись), зодчество. Ему присущи богатство и выразит-ть образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств. (Статуя брахманистского божества Шивы, дворец царя Ашоки и др.).

    Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой: религии, политики, естествознания.

    Сам климат огромного леса, где можно было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в глубокой древности для Индии были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.

    Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).

    Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре – это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), древнеиндийская литература воздействовала на восточные и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной взаимности, который впервые был сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого, уважительные отношение к природе и многое другое.





    Культура Др.Китая.

    Китайский народ создал особый тип культуры. Длительное время живя в изоляции, он создал оригин-ю цивилизацию с особым типом взаимоотношений чел. и природы, культурными традициями.

    В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н.э. сущ-ла иероглическая письменность, был изобретен календарь. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца.

    Исключительную роль сыграло Тринадцатикнижие. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки об обрядах" и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.

    Особое внимание у китайцев сложилось к природе. Мир – это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, сущ-ет совершенство. Гармония внутренне присуща природе, в ней ничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи 5 совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы лежала идея социально-политич. порядка, санкциониров-го Небом. Эта идеяразвивалась в конфуцианстве и даосизме.

    Возникшее в VI в. до н.э. учение Конфуция стало официальной идеологией Китая.

    Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и человечность в духе восточной традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество. Отношения государя с подданными должны строиться по принципу "отец-сын", и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же старанием, что и семейные обязанности. К. сформулировал моральный принцип: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут испытывать вражды".

    Установление порядка в госуд-ве начинается с наведения порядка в собств.душе.

    Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры - даосизм. Создатель -Лао-цзы считал, что чел. открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("дао" – путь).

    Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то дао обращен к судьбе человека. Слияние с дао осущ-ся через недеяние (но не равнозначно пассивной созерцательности). Когда недеяние достигает совершенства, исчезает страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Кто познал это – неуязвим для любой опасности.

    Во II-III вв. н. э. даосизм распался на неодаосизм (перестал существовать) и религиозный даосизм (сохранился и до наших дней)

    Даосское ученье давало человеку чувство свободы от деспотизма, но прорыв в свободу заканчивался растворением в другой необходимости – вечном пути мировой жизни.

    На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло течение – чань-буддизм (японский дзэн).

    Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия, сильно изменившись.

    Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.).

    В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианство, даосизма и буддизма.

    Значительны достижения и в области материальной культуры и науки.

    В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется наша жизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв. были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о "жизненной энергии" – чи, лечебная гимнастика "ушу".

    Китайская культура оказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.

    Китай и Запад взаимно влияли друг на друга. Запад испытывал воздействие богатого культурного наследия Китая, в свою очередь Китай перенимал передовые научные и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению взаимопонимания между культурами.




    Культура Древней Греции и ее особенности

    В истории античной Греции выделяют периоды: го­меровский и раннеархаический (9-8вв. до н.э. -распад родоплеменного общества); (8-6вв. до н.э. - становление рабовладельч.государств - полисов); классический (5в. до послед. трети 4в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистичес­кий (последняя треть 4 в.-до сер. 2в. до н.э. - упадок поли­сов, империя Македонского, эллинистические государства).

    Однако до античности в истории Древней Греции сущ-ла крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены.

    Культура гомеровского периода - по имени Го­мера. Его поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в 8в. до н.э. В этот период - распростране­ние железа и его внедрение в производство.


    написать администратору сайта